Почему в Болгарии продолжаются протесты

05 вересня 2020, 10:19
Власник сторінки
Политический аналитик
0
Почему в Болгарии продолжаются протесты

Почти два месяца протестов в Болгарии: «майдан» и президент против премьера и генпрокурора


В ночь со 2 на 3 сентября в Софии состоялись самые ожесточённые столкновения полиции с протестующими, которые с 9 июля требуют отставки премьера и генпрокурора. Но и ныне центр города заблокирован.

Антиправительственные протесты в Болгарии перестали быть мирными. В минувшую среду несколько сотен митингующих попытались прорвать полицейский кордон возле парламента страны, чтобы заблокировать его и не допустить в здание депутатов. Полиция использовала слезоточивый газ – но тут в правоохранителей полетели петарды, камни и бутылки, а позже полицейские сообщили, что обнаружили на месте протестов несколько бутылок с «коктейлями Молотова». Это произошло после того, как полиция снесла баррикады и палаточные городки митингующих на центральных перекрёстках столицы Болгарии – на Орловом мосту и перед Софийским университетом.

В результате столкновений полиции и протестующих 2-3 сентября были задержаны 126 человек, среди которых 62 футбольных фаната, ранее судимых за хулиганство. Многих задерживали весьма жёстко – в интернете появились видеозаписи, на которых полицейские бросают людей на землю и прижимают их к асфальту. Пострадали и сотрудники СМИ – в частности, группа журналистов из Дании. В ходе беспорядков различные повреждения получили также 80 правоохранителей. Министр обороны Болгарии Красимир Каракачанов обвинил демонстрантов в организации нападения на парламент.

Те, в свою очередь, обвинили правительство в непропорциональном применении силы для разгона акций протеста, а также в засылке провокаторов в ряды демонстрантов. Последних сразу же поддержал президент Болгарии Румен Радев, который заявил 3 сентября, что в ходе протестов накануне состоялись «провокации, срежиссированные властями», которые дали повод для силовых действий полиции. Радев призвал протестующих и полицию сохранять спокойствие и «не позволять вовлекать себя в сценарий выживания правительства, скомпрометированного коррупцией и насилием». Он поощрил протесты, назвав их единственно возможным и оправданным гражданским действием против попыток лишить народ демократии. «Долг каждого болгарского гражданина – сказать «нет» насилию, репрессиям и беззаконию», – сказал президент Болгарии, отметив, что «немедленная и безоговорочная отставка кабинета министров» является единственным выходом из кризиса.

Протесты в Софии начались 9 июля 2020 года после того, как с санкции генерального прокурора Болгарии Ивана Гешева, который является приближённым многолетнего премьер-министра этой страны Бойко Борисова, в Администрации президента (АП) Болгарии состоялись обыски. Они были обусловлены расследованием двух не связанных между собой дел в отношении сотрудников АП о коррупции и разглашении государственной тайны. А за несколько недель до этого в интернете появились фото из спальни Борисова в государственной резиденции, на которых был запечатлен спящий в своей постели премьер-министр, рядом на тумбочке лежал пистолет, а в самой тумбочке видны пачки банкнот номиналом в 500 евро и слитки золота. Премьер заявил, что снимки сделал лично Радев, который живет на государственной вилле неподалеку, с помощью дрона, но президент всё отрицал.

Во время скандала с этими фото Бойко Борисов заявил, что против него фабрикуется компромат с целью сорвать подготовку правительством геостратегических проектов, включая вступление Болгарии в еврозону и Банковский союз ЕС. Однако публичные конфликты между президентом и правительством Болгарии продолжаются как минимум с начала года. Так, в феврале 2020-го Радев выступил с беспрецедентной критикой правительства, заявив, что лишает его «своего доверия». Нынешнее правительство ведет дело к распаду государства и лишает нас будущего как нации, и всему этому должен быть положен конец, заявил тогда Румен Радев. Противостояние усиливалось ещё и в связи с тем, что Радева поддерживает оппозиционная Социалистическая партия Болгарии, тогда как партия Борисова «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ) – консервативная и популистская.

Однако, по мнению болгарских комментаторов, обыски в администрации президента 9 июля 2020 года были реакцией в первую очередь на провокацию, которую за два дня до того осуществил близкий к Радеву экс-министр юстиции страны Христо Иванов, лидер партии «Да, Болгария!» Он высадился на пляж, который арендует Ахмед Доган – политический «тяжеловес» Болгарии, ранее возглавлявший турецкую этническую партию – и попытался установить там болгарский государственный флаг. Политика скрутили охранники, которые отказались представляться, но президент Радев сразу же заявил, что это сотрудники службы государственной безопасности. Президент обратился в прокуратуру, чтобы та проверила прибрежные объекты Догана и установила, почему охраной службы госбезопасности пользуются не имеющие на это права люди. Но де-факто ответом прокуратуры стали обыски в кабинетах подчинённых президента.

Кроме того, близкие к правительству СМИ напомнили, что Радев «с высокой степенью вероятности» причастен к коррупционной деятельности. Речь шла об «облагодетельствовании с использованием служебного положения» будущей жены Радева в бытность его командующим ВВС, а также махинациях с недвижимостью. Неудивительно, что акцентировали на этом СМИ одного из самых известных членов парламента Болгарии, медиамагната Деляна Пеевски, тесно связанного с упомянутым выше Ахмедом Доганом.

9 июля президент Болгарии Румен Радев лично возглавил колонну протестующих в центре Софии, которые требовали немедленной отставки Борисова и Гешева, а также проведения досрочных выборов. Радев заявил перед собравшимися: «Все мы должны изгнать мафию из исполнительной власти, изгнать мафию из прокуратуры, которая используется олигархами самым безжалостным образом в качестве своего щита и для политических репрессий». На следующий день генеральный прокурор страны Иван Гешев обвинил президента в «беспрецедентном давлении» на правоохранительные органы, заявив: «Вчера Радев сказал, что болгарская прокуратура — мафия. Таким образом Радев стал союзником олигархов и политиков, которые ограбили болгарский народ». Генпрокурор пригрозил президенту уголовным преследованием, в том числе до окончания мандата – если соответствующее разрешение даст Конституционный суд страны.

Собственно, именно Конституция Болгарии, точнее – попытки премьера Бойко Борисова её изменить, стала толчком к эскалации насилия в Софии 2-3 сентября. Ведь ранее, в начале августа, полиция уже сносила палаточные городки протестующих, которые блокировали движение транспорта в центре болгарской столицы, но тогда столкновений и жёстких задержаний не было. А 13 августа Борисов заявил, что готов уйти в отставку, но только после того, как будут приняты предложенные им и поддержанные правящей партией ГЕРБ поправки в Конституцию Болгарии. Речь об уменьшении числа депутатов парламента с нынешних 240 до 120, а также членов Великого Национального Собрания (специально созываемого парламентом органа, принимающего Конституцию) – с 400 до 280 членов, сокращении срока полномочий Гепрокурора (с 7 до 5 лет) и замена Высшего совета правосудия новыми органами, созданными отдельно для судей и прокуроров.

Протестующие на улицах и оппозиция в парламенте назвали эти предложения игрой на затягивание времени, и были уверены, что Борисову не хватит голосов для начала процесса конституционных изменений. Однако 2 сентября премьеру удалось заручиться поддержкой 120 депутатов, чего достаточно для принятия изменений в Конституцию в первом чтении. И хотя упомянутый Христо Иванов заявил, что это «путь в тупик», и 160 голосов для созыва Великого Национального Собрания у Борисова никогда не будет, однако лидеры протеста решили его радикализировать. При этом Иванов обвинил Борисова, что сам премьер «подлил масла в огонь», продвигая конституционную реформу, а президент Радев заявил, что «Конституцией торгуют», раздавая деньги и уступки в различных законах – в частности, о природных ресурсах.

В свою очередь, высокопоставленные официальные лица правящей партии ГЕРБ заявили 3 сентября, что после событий предыдущей ночи премьер-министр Бойко Борисов останется на своем посту, добавив, что правительство не будет реагировать на насилие. «Если мы сделаем это, это будет означать, что любое следующее правительство может быть свергнуто представителями преступного мира», – говорится в заявлении партии ГЕРБ.

После столкновений 2-3 сентября протестующие обратились к руководящим структурам ЕС, чтобы те вмешались в разрешение политического кризиса в Болгарии. Пока что единственным ответом из Брюсселя является заявление представителя пресс-службы Еврокомиссии на брифинге 3 сентября о том, что Европейская Комиссия «следит за ситуацией в Болгарии и заявляет, что мирные протесты – право граждан, которое она поддерживает», а любое применение силы должно всегда быть использовано в пропорциональной манере.

Вечером 3 сентября, на 57-й день протестов, тысячи демонстрантов вновь вышли на улицы Софии и опять заблокировали движение в центре города. На Орловом мосту были выстроены баррикады из мусорных контейнеров и установлены несколько палаток – хотя лидеры протестующих и сообщили, что они символические. Сносить баррикады некому – полиции в этом районе нет, она сосредоточена лишь возле правительственных зданий в так называемом «Треугольнике власти». При этом один из участников так называемого «Ядовитого трио», адвокат Николай Хаджигенов, заявил собравшимся: «С завтрашнего дня мы опять воздвигнем баррикады!» Его коллеги по «трио», пиарщик Армен Бабикян и скульптор Велислав Минеков, также явно не настроены на прекращение протестов и поиск компромиссов с правительством, как и президент Болгарии Румен Радев.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости мира
ТЕГИ: Россия,власть,СМИ,протесты,Болгария
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.