При этом, что не есть секретом, потоком хлынули и нелегальные мигранты, и поток этот стал настолько бурным, что начал угрожать обеспечению общественной безопасности и является питательной средой для терроризма. А происходит это на фоне развития событий: пребывающие на пещерном уровне социальная, жилищно-коммунальная и транспортная инфраструктуры, крайне низкий уровень доходов населения, умирающая экономика и почти полная зависимость от поставок продовольствия.
То есть, проблема существует и о ней все знают, но вот как ее решить – для российской власти остается неразрешимой загадкой. Причем проблема эта отнюдь не новая, спонтанно возникшая, она существует уже на протяжении нескольких столетий, на протяжении которых многие государственные мужи пытались ее разрешить, но, увы, безуспешно.
По большому счету, вариантов всего два. Первый – “метод кнута”, то есть репрессивно-принудительный, то есть переселение необходимого количества людей с семьями (или без них) без их согласия и либо в приказном порядке, либо под конвоем. И к первому, и ко второму россиянам не привыкать. Это делалось во времена Ленина – Сталина, жесточайшим способом и с ужасающими последствиями, но ни к чему хорошему не привело и только повысило уровень преступности в регионе. Некоторые деятели от власти и даже публичные люди предлагают принудительно заселить регион лицами, осужденными за совершение тех или иных преступлений, как в свое время англичане заселяли Австралию. И даже предлагают дополнить Уголовный кодекс соответствующей статьей – “Ссылка на Дальний Восток”. При внедрении в жизнь этого метода власти, естественно, придется усилить миграционный контроль и борьбу с коррупцией, а также более решительно выявлять лиц, склонных к совершению противоправных действий. Это влечет за собой значительное увеличение штата местных правоохранительных и надзорных органов, вот только где их взять? Из других регионов туда никто добровольно не поедет, а на местных, учитывая их массовую люмпенизацию, рассчитывать не приходится.
Второй – “метод пряника”, то есть либеральных обещаний и преференций. Пробовали применить его многие, начиная еще со Столыпина, который предлагал добровольным переселенцам по 50 гектаров земли, освобождение от налогов и даже предоставлял целый вагон на семью. Люди поверили, и в период с 1908 по 1913 год на Дальний Восток и в Приморье со всей России переселилось около 4 миллионов самых нищих крестьян, решивших начать новую жизнь. Так вот, из этих 4 миллионов 1 млн сбежал обратно почти сразу, до начала Первой мировой. И ещё 1 миллион – до начала Гражданской войны. Остальные исчезли из региона в 20-х годах, причем еще до начала нового порабощения крестьян, то есть до коллективизации.
Но нынешняя российская власть не умеет мыслить с учетом перспективы, да и до Столыпина им далеко, поэтому переселенцам предлагают не по 50, а всего по 1 гектару. И это при том, что спокойно можно раздать более 150 миллионов гектаров земли! Интересно, они собираются туда всю Россию переселить? Так что при такой постановке вопроса в регион поедут только китайцы, которым к малому формату не привыкать – они во времена своей культурной и промышленной революции (помните теорию Мао о “большом скачке”?) умудрились создать “домашнюю металлургию”, когда чуть ли не в каждом дворе стояла маленькая мартенная печь, работающая на дровах. Вот для них этот 1 гектар будет за счастье, да и перспектива вырисовывается – местное население устало жить в поголовной нищете, не имея ни достойной работы, ни средств к существованию и просто уезжает, освобождая для китайцев территорию.
Но эти два метода – это крайности и можно попытаться решить прблему цивилизованным способом, то есть всесторонней поддержкой государства путем разработки и осуществления государственных программ развития региона с соответствующим финансированием. Что же, пробовали и это, но опять что-то не срослось. Федеральный бюджет задачу не осилил и решили привлечь частные и иностранные инвестиции. Но почему-то совершенно “неожиданно” для российской власти корейские и китайские инвесторы выставили условие, что работать у них будут исключительно корейцы и китайцы. Что интересно, по этой схеме подписано и успешно осуществляется приличное количество договоров. И корейцы с китайцами едут работать уже практически официально.