Парламентские выборы в Польше: на что рассчитывать Украине и России

11 жовтня 2019, 12:39
Власник сторінки
Политический аналитик
2
Парламентские выборы в Польше: на что рассчитывать Украине и России

Партия Ярослава Качиньского «Право и Справедливость» может стать второй политической силой в истории современной Польши, которая останется у власти на следующий четырёхлетний срок подряд


Чем ближе к выборам Сейма и Сената Польши, которые состоятся 13 октября, тем меньше интриги вызывают их возможные результаты. Ещё месяц назад социологи давали оппонентам правящей партии хотя бы теоретическую возможность всем вместе получить больше голосов, чем «Право и Справедливость». Однако ныне дискуссии местных аналитиков сосредоточены лишь на подсчётах, с каким запасом ПиС получит монобольшинство в Сейме и удастся ли ей впервые получить более половины голосов избирателей.

Партия Ярослава Качиньского действительно вплотную приближается к 50% барьеру. Согласно обнародованным 7 октября результатам опроса общественного мнения, проведённого группой Polska Press совместно с исследовательским центром «Хорошее мнение», «Право и Справедливость» может получить 13 октября 48,3% голосов избирателей. При этом их главные оппоненты из либеральной «Гражданской коалиции» — 27,7%, коалиция левых партий (Союз левых демократов, «Весна» и «Вместе») — 12,4%, рассчитывающая на голоса сельского электората Польская народная партия (в списках которой также политики от популистского движения «Кукиз'15») — 6,5%, а националисты из Конфедерации «Свобода и Независимость» в парламент не попадают, поскольку могут рассчитывать только на 4,2% голосов (проходной барьер — 5%).

Стоит отметить, что польские избиратели весьма прагматичны: за откровенно непроходные политические силы собираются проголосовать лишь 0,9% опрошенных. Если трансформировать эти проценты в голоса, то ПиС получить в Сейме (нижней палате парламента) 254 мандата из 460, либералы — 138, левые — 49, «народники» — 18. На выборах в Сенат, которые проходят по мажоритарной системе, ситуация несколько сложнее, возможно прохождение нескольких независимых кандидатов, однако монобольшинство ПиС в верхней палате польского парламента также не вызывает сомнений.

Приведённый опрос интересен ещё и своей выборкой — были анкетированы 8 тысяч избирателей, причём результаты голосования прогнозировались также в разрезе воеводств (регионов страны). Согласно последним, партии «Право и Справедливость» практически ликвидировала «электоральный раскол» Польши на северо-запад и юго-восток, который наблюдался на всех предыдущих выборах. Социологи прогнозируют, что ПиС победит в 14 из 16 воеводств Польши, причём в четырёх из них — граничащим с Украиной Подкарпатским (с центром в Жешуве) и Люблинским, а также соседними Малопольским (столица — Краков) и Сьвентокшиским (центр — город Кельце) — правящая партия получит абсолютное большинство — соответственно, 66,8%, 59,9%, 58,8% и 56,8% голосов. Для примера, в двух воеводствах, где прогнозируется победа «Гражданской коалиции», Поморском и Западнопоморском, либералы могут рассчитывать, соответственно, на 41,4% и 39,5% голосов, причём отрыв от ПиС в обоих регионах составляет меньше 3%.

Таким образом, «Право и Справедливость» станет второй правящей партией в истории современной Польши, которая останется у власти на второй четырёхлетний срок подряд, то есть повторит достижение «Гражданской платформы» (главной партии в нынешней «Гражданской коалиции»), победившей на парламентских выборах в 2007-м и 2011 годах. Причём единственная остающаяся интрига выборов 13 октября — возможное прохождение в Сейм националистов из «Конфедерации» — на получение ПиС монобольшинства в парламенте не повлияет.

Конечно, какую-то роль росте популярности ПиС за последние месяцы сыграли и символические достижения — типа отмены визового режима с США. Однако главная составляющая результата правящей партии имеет социально-экономический характер. Во-первых, с момента прихода ПиС к власти экономический рост Польши постоянно ускоряется, и с 2017 года прирост ВВП не опускается ниже 4% (в 2017-м этот показатель составил 4,6%, в 2018-м — рекордные для ЕС 5,1%, в 2019-м ожидается не ниже 4,2%). Во-вторых, благодаря активной социальной политике, в первую очередь — программе «500+», то есть выделению на каждого ребёнка 500 злотых (более 100 евро) в месяц независимо от дохода семьи, в Польше улучшились демографические показатели: согласно прогнозам, в 2018/2019 годах ожидалось 340-345 тысяч новорождённых, тогда как реальный показатель может достигнуть 390 тысяч.

Это приводит даже к своеобразному «головокружению от успехов» у властей — к примеру, на экономическом «Конгрессе 590» в Жешуве 8 октября премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что «наша экономическая политика — это коперниковская революция, которая будет замечена экономистами через 10-20 лет». На том же конгрессе, который по сути превратился в предвыборное мероприятие ПиС, президент Польши Анджей Дуда пообещал увеличить государственные инвестиции в инфраструктуру, в частности, в проходящую параллельно c польско-украинской границей автостраду Via Carpathia.

При этом ни премьер, ни президент Польши ни словом не вспомнили один из главных драйверов роста польской экономики — постоянный приток дешёвой рабочей силы с Востока, в первую очередь — из Украины. Именно украинские гастарбайтеры, количество которых даже по оценкам польских политиков перевалило за 2 миллиона (организации работодателей оценивают их число в как минимум в 3 миллиона), своими руками по 10-12 часов в сутки 6-7 дней в неделю обеспечивают экономический рост западной соседки.

А в предвыборной программе ПиС, которая уже через несколько недель будет определять действия нового правительства Польши, Украина упомянута лишь четыре раза: в разрезе строительства газового интерконнектора, предоставления ей перспективы членства в ЕС (совместно с Грузией и Молдавией), достижения «исторической правды» в отношениях (в ряду с другими соседями Польши — Германией и Россией), а также в контексте российско-украинского конфликта. Причём последнее упоминание не сопровождается привычными заклинаниями о «поддержке суверенитета и территориальной целостности», а используется для критики предшественников из «Гражданской платформ» — мол, среди прочего, ещё и не обеспечили присутствие Польши в «нормандском формате», хотя в нём принимаются решения относительно конфликта в соседней с нами стране. То есть Варшава рассматривает себя скорее не адвокатом, а «старшей сестрой» Киева.

Российской Федерации в программе «Права и Справедливости» посвящён отдельный раздел, который может служить классическим примером политического лицемерия. В первом предложении — «мы хотим налаживания отношений с Россией, которые крайне важны не только для обоих государств, но и для региона и континента». Однако для этого... ожидаем пересмотра российской политики, а Польша готова к диалогу в качестве члена ЕС и НАТО, являющегося субъектом политики в Центральной и Восточной Европе. При этом о коррекции русофобской политики Польши минувших четырёх лет — санкций против РФ, оголтелой борьбы против «Северного потока — 2», сноса памятников советским воинам, отмены малого приграничного движения с Калининградской областью и т. п. — речь, конечно же, не идёт. По самым оптимистичным оценкам польских аналитиков, реального потепления отношений между Варшавой и Москвой можно ожидать не раньше, чем окончится нынешний «электоральный марафон» в этой стране — то есть после выборов президента Польши весной 2020 года.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости мира
ТЕГИ: Польша,Выборы,Северный поток,Варшава,Ярослав Качинський
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.