В журнале Корреспондент - о том, что действительно произошло в Гонконге летом 2019 года
Сотни бронемашин вторгаются в маленький Гонконг. С моря высаживается десант, который блокирует деловую часть города. После кровавых столкновений с неизвестным количеством жертв объявлено чрезвычайное положение, тысячи активистов арестованы. Независимый статус Гонконга ликвидируется. Это — не реальность, это — сценарий от псевдо-экспертов и тех, кто считает правительство в Пекине порождением зла и исчадием ада. На самом же деле с Гонконгом не собирались расправляться силой, лишать независимости и организовывать вторжение с континента с тысячами жертв.
Гонконг — это одно из самых свободных и богатых мест в мире. Многие люди мечтают жить в Гонконге, в том числе и я, а еще миллионы жителей континентального Китая. Трудно найти место в мире, где бы все было организовано настолько современно, но в то же время сохранялся старинный дух Южного Китая. Это бывшая британская колония, которая по-настоящему расцвела и заняла важное место в мире уже после 1997 года, когда воссоединилась с КНР.
Гонконг — часть Китая, это называется China SAR, специальный административный район Китая. Вместе с тем в Гонконге действуют собственные законы, есть собственные деньги и в меру независимая администрация. Гонконг сам устанавливает режимы пересечения границ — например, украинцам не нужна виза в Гонконг, хотя нужна в континентальный Китай. Между Гонконгом и Китаем действует полноценная граница.
В Пекине это называют «одна страна — две системы». Гонконг — это Китай с гуманным человеческим лицом, это витрина успехов КНР. У КНР планы на десятки лет вперед, и Гонконг в них включен.
То, что произошло летом 2019 года, — скорее недоразумение, которое в Пекине оценили и предпочли отступить. Волнения начались из-за закона, который предполагал возможность экстрадиции граждан Гонконга, нарушивших закон, на территорию КНР для следственных действий и суда. Поскольку уже были случаи, когда граждане Гонконга, критиковавшие Китай, например, исчезали и потом оказывались в китайских тюрьмах. На протесты с требованиями отозвать законопроект выходило до 1,5 млн демонстрантов, притом что в мегаполисе проживает всего 8 млн человек.
На первом этапе к требованиям протестующих не прислушались, поэтому начались столкновения, последовала эскалация насилия. Активисты перекрывали дороги, блокировали работу единственного аэропорта, отчаянно дрались с полицией. Апофеозом стали поджоги станций метро, полицейских участков и даже уничтожение столба с видеокамерами, которые, возможно, использовались для распознавания лиц. Хотя официальные лица Гонконга утверждают, что такого оборудования там не было.
Боясь, что власти КНР соберут базу данных с лицами протестующих, те постоянно использовали маски и зонтики, чтобы лица не попали в кадр.
В конце концов, когда ситуация особенно накалилась, глава администрации Гонконга Кэрри Лам объявила, что законопроект, вызвавший волну протестов, окончательно отозван. Неясно, правда, как именно пришли к такому решению, но стало понятно, что Китай не желает, чтобы в стране появился третий очаг напряженности, достаточно проблем, которые уже есть в Тибете и Уйгурии.
Да, в Гонконге победил Майдан, если говорить на понятном украинцам языке, но суть этого майдана другая. ВВП Гонконга на душу населения в 14 раз выше, чем в Украине, количество убийств меньше в 10 раз, а продолжительность жизни выше на 11 лет. Эти показатели также намного опережают показатели континентального Китая, и гонконгцам есть за что бороться.
Чего боятся жители Гонконга? В первую очередь, что демократические свободы свернут еще до окончательного объединения с КНР, запланированного на 2047 год. Китай хочет до этого времени ликвидировать экономическое отставание от Гонконга и уверенно движется в эту сторону. В прошлом году, например, до Гонконга довели высокоскоростную железную дорогу, которая напрямую связывает его с Пекином и Шанхаем, а также построили самый длинный в мире морской мост, соединяющий Гонконг с Макао и Чжухаем. Гонконгцы опасаются, что под давлением экономической мощи КНР рухнет свобода, к которой они привыкли. Поэтому борьба будет за каждую букву любого закона или постановления, где гонконгцы увидят опасность для демократии.
Продолжатся ли протесты, после того как Пекин «предложил мир»? Уже сейчас видно, что ситуация успокаивается, но теперь протестующие требуют наказать полицейских, которые, по мнению активистов, применяли излишнюю силу. Администрация Гонконга пока не дала на это согласия. Но если виновные будут наказаны или хотя бы начнется расследование, можно будет сказать, что наступил мир.
Мудрость КНР в будущем может проявиться в том, чтобы не вмешиваться в конфликт силой, а мудрость протестующих — добиваться своего без ущерба для инфраструктуры и экономики Гонконга. В результате протестов только туристическая индустрия просела на 40%.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.