Встреча Сальвини и Качиньского 9 января в Варшаве дала старт кампании правопопулистов по выборам в Европарламент, которые со временем могут стать важными для соседей Польши - России и Украины.
Формально Маттео Сальвини, занимающий пост министра внутренних дел Италии, приехал в Варшаву по приглашению своего польского коллеги Иоахима Брудзиньского. С ним итальянский политик провёл первую встречу в столице Польши. И посвятили ее не только проблемам борьбы с нелегальной миграцией и организованной преступностью.
Сальвини после переговоров с Брудзиньским отметил, что Польшу и Италию объединяют «общие ценности, связанные с семьей, развитием, ростом», и объявил, что «готовится совместный план действий, который даст Европе новую кровь, новые силы и энергию».
По словам итальянского политика, Польша и Италия станут героями «новой европейской весны», возрождения реальных европейских ценностей, где будет меньше финансов, меньше бюрократии, больше работы и больше семьи, а главное — больше безопасности.
«Европа, которая будет создана с июня (очередные выборы в Европейский парламент пройдут с 23 по 26 мая 2019 года. — Прим. автора), поведёт нас всех в другом ритме и в другом направлении, нежели Европа, которой сегодня управляют чиновники», — сказал вице-премьер Италии.
Сальвини в Варшаве также провел краткую встречу с премьер-министром Польши Матеушем Моравецким, которая была посвящена польско-итальянским отношениям в контексте ЕС. Оба политика согласились с тем, что «в Европейском Союзе не может быть места для двойных стандартов и различного отношения к государствам-членам со стороны институтов ЕС». Но главным элементом визита Маттео Сальвини, которого с тревогой ждали в Брюсселе, были переговоры с лидером польской правящей партии «Право и Справедливость» (ПиС) Ярославом Качиньским.
Встреча двух политиков (кстати, первая в истории) продолжалась более полутора часов и была непубличной, а пресс-конференцию по её итогам давал только Маттео Сальвини. Причём — в посольстве Италии. Сальвини назвал переговоры с Качиньским «долгими, позитивными и конкретными», но как раз о конкретных договорённостях сказал мало. Мол, говорили о будущем Европы, о том, как наполнить смыслом европейскую мечту, которая была подавлена бюрократией в последние годы.
Самые громкие слова Сальвини на этой пресс-конференции, которые вынесли в заголовки польские и многие европейские СМИ, — «франко-германская ось может быть заменена на итальянско-польскую ось».
Слово «ось» — не единственное, имеющее стойкие ассоциации в Европе, использованное правым итальянским политиком, которого местные и брюссельские оппоненты регулярно называют «фашистом».
На пресс-конференции Сальвини также заявил: «Я хотел бы увидеть пакт, союз всех тех, кто хочет спасти Европу. Чем больше нас будет, тем лучше. У меня нет хрустального шара, но наша цель — стать вторым по величине политическим движением ЕС, а может быть, и первым, потому что на следующих выборах в Европарламент вы всегда должны стремиться к высоким результатам». И назвал партии «Лига» и «Право и Справедливость» «народными».
«Мы создали совместную программу, которую мы также предложим другим народным движениям в Европе», — сказал Сальвини.
На вопрос об этой «программе» он назвал её «Пакт для Европы», но опять же никаких подробностей не сообщил.
«У меня нет готового продукта, который я мог бы показать. Даже в итальянском правительстве есть два разных движения, которые имеют очень конкретные обязательства (речь о коалиционном партнёре «Лиги», движении «Пять звёзд». — Прим. автора). На этой основе мы могли бы предложить пакт из 10 пунктов для Европы, по которому поляки, голландцы, датчане, итальянцы решали, согласны они или нет. Мы будем работать над этим в ближайшее время, конечно же, до выборов в Европарламент», — заявил итальянский политик.
Но даже до итальянско-польского согласия пока далеко. К примеру, лидер ПиС против участия в новом правопопулистском альянсе «Национального объединения» Марин Ле Пен, и компромисс по этому вопросу далёк от достижения. Кроме того, на встрече Качиньского и Сальвини последний сам поднял вопрос о своих связях с Россией, заявив, что «знает и понимает отношение Польши к этому вопросу», однако в очередной раз поставил под сомнение эффективность европейских санкций против РФ.
Далеки от единства политики и в украинском вопросе. Хотя на правах гостя Сальвини не повторял своих нашумевших заявлений о Крыме. Как сказал после встречи лидеров ПиС и «Лиги» принимавший в ней участие вице-председатель Сейма Польши Адам Белян, итальянский вице-премьер «понимает позицию Польши в отношении конфликта на Украине, при этом подчеркивает сильную привязанность Италии и своей партии к трансатлантическим отношениям, членству в НАТО, а его следующий зарубежный визит будет визитом в Вашингтон».
Судя по всему, главной темой переговоров Маттео Сальвини и Ярослава Качиньского действительно было совместное участие их партий в выборах Европейского парламента и последующему сотрудничеству в нём. По крайней мере, сразу после встречи с итальянским политиком Качиньский провёл закрытое совещание с младшими партнёрами ПиС — лидерами партий «Согласие» Ярославом Говином (вице-премьер) и «Солидарная Польша» Збигневом Зёбро (министр юстиции и генеральный прокурор).
Сложно сказать, удастся ли будущему правопопулистскому движению «подвинуть» с первого-второго места Европейскую Народную Партию или Партию Европейских Социалистов, но третье место на выборах оно может занять практически гарантированно. Тем более что им помогает Стив Бэннон, бывший главный политтехнолог президента США Дональда Трампа, который создал в Брюсселе организацию под названием «Движение» для поддержки европейских партий, выступающих за национальный суверенитет и иммиграционные ограничения.
Собственно, польская пресса именно Бэннона и близкую к нему Анну-Марию Андерс (член Сената Польши, дочь генерала Андерса) называет главными организаторами встречи Сальвини и Качиньского.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.