Польша против России: политика, экономика или попытка понравиться Западу?

04 травня 2018, 15:51
Власник сторінки
Политический аналитик
4
Польша против России: политика, экономика или попытка понравиться Западу?

Русофобия — один из краеугольных камней деятельности правящей в Польше партии «Право и Справедливость», наряду с популистскими мерами в экономике и консервативными — во внутренней и внешней политике.

На днях прокуратура Польши предъявила обвинения в шпионаже в пользу России бывшему депутату Сейма, лидеру левой партии «Смена» Матеушу Пискорскому, который почти два года назад был арестован польскими спецслужбами. Тогда Агентство внутренней безопасности не просто обвинило пана Пискорского в работе на спецслужбы РФ, но и заявило, что партия «Смена» основана по их поручению и на российские деньги. Кстати, партия до сих пор не зарегистрирована — как сообщил её заместитель Конрад Ренкас, прокуратура просто дважды изымала поданные на регистрацию документы.

После двух лет следственных действий генеральная прокуратура направила в Окружной суд Варшавы обвинительное заключение против Матеуша Пискорского, которого, кроме шпионажа, обвиняют также в разжигании ненависти на национальной почве и незаконном получении финансирования политической партии. Как утверждают в прокуратуре, с 2009 по май 2016 года Пискорский принимал участие в деятельности Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки РФ против Республики Польша, а с неустановленной даты до 23 октября 2015 года политик работать на разведку Китайской Народной Республики. «В Польше и за рубежом он продвигал политические цели Российской Федерации. Пытаясь сформировать общественное мнение, спровоцировав антиукраинскую позицию поляков и антипольский подход украинцев, он, в частности, стремился углубить разногласия между поляками и украинцами, между Польшей и Украиной» — не скрывают политической мотивировки обвинений польские прокуроры.

Но де-факто получается, что Пискорского собираются судить за пропаганду политических взглядов, которые исповедует значительная часть политиков из правящей партии «Право и Справедливость» (ПиС) и их союзников из движения «Кукиз'15». Ведь именно голосами депутатов от этих политических сил в январе 2018-го были приняты скандальные поправки к закону об Институте национальной памяти. Напомню, они криминализируют не только любые публичные утверждения о том, что польское государство и польский народ принимали участие в преступлениях нацистов, в том числе в Холокосте, но также отрицание преступлений украинских националистов (причём не только бандеровцев) и пропаганду их идеологии. А в 2017-м достаточно жёсткие заявления в адрес Украины делали и тогдашний министр иностраннных дел Польши Ващиковский, и даже теневой «начальник государства», лидер ПиС Ярослав Качиньский. Но всех этих людей «агентами России» никто не называет, хотя слова Пискорского и Качиньского вполне могут конкурировать между собой в части осуждения глорификации на Украине бандеровцев и других виновников преступлений против поляков.

Зато с паном Качиньским и его командой сложно конкурировать в заявлениях антироссийских. Фактически сразу же после катастрофы самолёта с президентом Лехом Качинским под Смоленском 10 апреля 2010 года его брат обвинил в случившемся Россию и лично Путина. После прихода ПиС к власти в 2015-м была создана новая комиссия по расследованию катастрофы во главе с клиническим русофобом Антонием Мацеревичем, которая начала продвигать конспирологическую версию взрыва на борту самолёта. К восьмой годовщине катастрофы и открытию памятника её жертвам был анонсирован окончательный отчёт комиссии, однако он оказался «техническим» и никаких реальных подтверждений «российского следа» не содержал. Однако это не помешало провластным польским СМИ и политикам поднять очередную волну бездоказательных обвинений в адрес России, которая не спала и сейчас.

Однако в этой ситуации также просматривается элемент политической конкуренции, ведь нынешние польские власти в катастрофе президентского самолёта в частности и работе на России вообще обвиняют тогдашнего премьера Дональда Туска, ныне главу Европейского Совета. Его либеральная партия «Гражданская платформа» остаётся главной оппозиционной силой страны, а сам Туск имеет высокие шансы на избрание президентом Польши в 2019-м. Конечно, никаких формальных обвинений в адрес экс-премьера не выдвинуто, но его имя постоянно «полощут» в провластных СМИ, а на днях даже вызывали в польский суд в качестве свидетеля по частному иску семей погибших в авиакатастрофе к министру в правительстве Туска, отвечавшему за организацию зарубежных визитов. 

При этом назвать Дональда Туска пророссийским политиком нельзя даже с натяжкой, и не только потому, что он и его соратники критикуют Ярослава Качиньского за «построение в Польше режима путинского образца». Напомню, что в феврале 2014-го именно глава МИД в его правительстве, Радослав Сикорский, был одним из людей, которые легализовали государственный переворот в Киеве. Тогда именно Сикорский вместе с министром иностранных дел Германии Штайнмайером и представителем МИД Франции Фурнье стали гарантами «Соглашения об урегулировании политического кризиса на Украине», подписанного Януковчием с лидерами Майдана, которое оказалось лишь прикрытием для захвата власти. А в прошлом году Дональд Туск в письме президенту Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру заявил, что строительство газопровода «Северный поток — 2» противоречит попыткам ЕС обеспечить свою энергетическую безопасность и независимость от России, а также высказался за ужесточение подхода к строительству этого газопровода. 

«Северный поток — 2» является одним из немногих проектов, которые могут объяснить нарастающую в Польше русофобию с точки зрения экономики. Хотя свои многочисленные протесты против СП-2 польские политики и чиновники аргументируют пафосными словами о «европейской энергетической безопасности» и «защите Украины от российской агрессии», на самом деле за ними стоит страх потерять доходы от газопровода «Ямал-Европа», по которому через Польшу прокачивается в Германию более 30 млрд кубометров газа в год. И хотя рисков полного прекращения или даже резкого снижения объёмов транзита российского газа по этому маршруту нет, поскольку он проходит по территории Белоруссии, в Польше пытаются давить на «Газпром», угрожая не возобновлять контракт на закупку газа после 2022 года, а также требуют увеличить транзитные ставки. 

При этом стоит отметить, что прямых выпадов против Белоруссии польские политики и СМИ пытаются избегать, намереваясь таким образом вбить клин между РФ и РБ. Однако в Варшаве продолжает базироваться телеканал «Белсат», на который в бюджете Польши на 2018 год запланировано 20 млн злотых (около 4,8 млн евро). Кроме этого, за последних два года вследствие новой «политики памяти» в приграничных с Белоруссией населенных пунктах Польши героизирутся имена людей, которые в 40-е годы убивали мирное население непольской национальности, в том числе белоруссов. В частности, 24 февраля 2018-го в польском городе Хайнувка состоялся марш национал-радикальных сил в честь так называемых «проклятых солдат», в ходе которого прославляли Ромуальда Райса, известного под псевдонимом «Бурый». В январе и феврале 1946 года он провел карательную операцию в нескольких белорусских деревнях этой округи, убив 79 человек, в основном православного вероисповедания. А 23 апреля в Белостоке одна из улиц была названа именем Зигмунта Сендзелажа «Лупашки», люди которого убили десятки мирных жителей в 1944-м. Во времена Польской народной республики Лупашка был официально признан военным преступником, получил 18 смертных приговоров и был казнен в 1950-м — но в содеянном не раскаялся.

Противодействие властей Польши строительству «Северного потока — 2» не ограничивается подписанием индивидуальных и коллективных обращений к руководству ЕС и Германии. 26 марта польские спецслужбы арестовали высокопоставленного сотрудника министерства энергетики, которого публично обвинили в работе на Россию и передаче ей планов правительства Польши по противодействию СП-2. И хотя дело имеет все признаки фарса — чиновника даже не уволили после ареста и предъявления обвинений — оно вполне вписывается в общую кампанию государственной русофобии в Польше. К примеру, 27 апреля глава МИД Польши Яцек Чапутович после встречи с коллегами из стран НАТО заявил, что Россия представляет серьёзную угрозу безопасности В Европе и мире. А ранее польские власти во всём поддержали позицию Великобритании и США в «деле Скрипаля» и выслали в знак солидарности четырёх российских дипломатов. 

Правда, у польской кампании русофобии есть одно важное отличие от британской: отказ от поездки на чемпионат мира по футболу в РФ не рассматривается даже отъявленными радикалами — ведь сборная Польши последний раз играла на Мундиале в 2006-м, и прохождение квалификации на ЧМ-2018 стало в стране настоящим национальным праздником.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости мира
ТЕГИ: Россия,Польша,США,Белоруссия,Северный поток,Великобритания,чемпионат мира по футболу
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.