Все очень похоже: что происходит в Словакии
16 березня 2018, 11:32
Власник сторінки
журналистка
В свежем номере журнала Корреспондент - о политическом кризисе в соседней стране
Убитый накануне журналист Ян Куцяк не был детективом. Он анализировал то, что писали коллеги, а также открытые данные. Он мог найти связи между различными фирмами и людьми там, где другие этого не заметили. Коллеги называли его аналитиком от Бога.
Куцяк в основном писал именно о бизнесе под политической крышей. Например, о популярных схемах фиктивного возврата НДС при неоднократной перепродаже люксовых квартир между своими фирмами или сомнительным лицам по странным ценам. Схема популярная, но компании, принадлежащие «кошелькам» правящей партии — предпринимателям Кочнеру или Баштернаку, отличались особенно большими суммами. То 17 квартир перебрасывали с фирмы на фирму за 1 евро, то семь квартир продавалась по 12 млн евро наличными, при рыночной цене 1,5 млн евро.
Предпоследняя статья Куцяка была как раз о перепродаже квартир в комплексе Five Star Residence, принадлежавших Мариану Кочнеру. Кстати, с квартирой от Баштернака связан сам премьер Фицо — по официальной версии, он снимает жилье в баштернаковском люксовом ЖК Buonaparte, однако журналисты уверены, что это был своеобразный подарок ему от бизнес-партнера.
Незаконченный материал Куцяка был посвящен итальянской мафии, которая благодаря выходам на словацких политиков получала финансирование из еврофондов на аграрные проекты, которые в реальности были фиктивными. Не только словаков, но и европейцев шокировали бизнес-связи с предпринимателем Антонином Вадалою, которым много лет занималась итальянская полиция как представителем мафиозной семьи, замешанным в том числе в торговле наркотиками. Мало того, Вадала имел общий бизнес с бывшим депутатом, а к концу февраля — главой секретариата Совета безопасности Словацкой Республики Вильямом Ясанем.
Всплыл на поверхность еще один умалчиваемый властью скандал. Прокурор Василь Шпирко несколько лет назад расследовал другую схему возвратов НДС, получил показания от одного из участников схемы, Любоша Варги, о прямой связи с министром внутренних дел Робертом Калиняком и бывшим министром финансов Яном Почятком. Но Варга резко изменил показания, против прокурора возбудили уголовное дело. Когда оно развалилось, открыли дисциплинарное расследование, но и оно рассыпалось к началу марта. Шпирко сразу подал исковое заявление в прокуратуру против Калиняка, шефа полиции Тибора Гашпара и шефа Национального антикоррупционного агентства Петера Грашка за саботаж. Дело Шпирко может сильно перетрясти руководителей словацких правоохранительных органов, завязанных на правящую партию. Министр внутренних дел, который долго сопротивлялся отставке, сообщил, что уйдет, именно после того, как заявлением Шпирко занялась Генеральная прокуратура.
Все ждут, когда посыплется правительство. Самый либеральный участник коалиции, партия Мост-Хид, высказалась за досрочные выборы. Еще один участник коалиции, националистическая СНС, четко позицию не сформулировала, но аналитики говорят, что она надеется набрать больше мандатов на досрочных выборах, поэтому не против такого развития событий.
Словакия уже готовится к перевыборам, они практически неизбежны. До убийства Куцяка сильные позиции традиционно были у правящей партии Смер. Но убийство многое перевернуло. Моральный кризис власти, хотя и имеет коррупционные корни, стал значительно глубже именно из-за убийства. Для очень многих словаков это стало чем-то вроде страшного триллера о третьем мире, который вдруг ожил под их окнами.
Вместе с тем значительная часть словаков считают смерть журналиста проектом оппозиции и/или западных капиталистов. Сельская и местечковая Словакия является патерналистской и ностальгирующей по соцлагерю, а еще с большой нелюбовью относится к чужакам, начиная с собственных нацменьшинств. А западных капиталистов, вроде Сороса и абстрактного «еврейства», дружно ненавидят как ультраправые, так и ультралевые партии и их избиратели. Более того, эту ксенофобскую ноту внес в мейнстримовый дискурс сам премьер — он сейчас настойчиво обвиняет 88-летнего Сороса в попытке «переворота». О чем заявлял не только публике на пресс-конференции, но и специальной делегации Европарламента.
Словаки пока выходят на мирные митинги — крупнейшие со времен нежной революции 1989 года, как они ее называют. Президент Андрей Киска пытается не становиться на сторону оппозиции — благо он явно не связан ни с одной из партий. Хотя именно с оппозицией у них взаимные симпатии. Киска выступает арбитром, который пытается обеспечить внеочередные выборы.
Активизировались дезинформационные пророссийские сайты. Словацкий сектор Facebook обильно залит репостами фотографий с украинского Майдана и страшилками о революции. Премьер (его многие считают пророссийским) на полном серьезе заявляет, что опасается штурма правительства. А правительство идет в первых рядах списка подозреваемых в смерти Куцяка. Редакция Aktuality.sk, где работал Куцяк, получила переписку между посольством Словакии в Италии, а также с итальянским органом по борьбе с мафией. Итальянцы предупреждали о представителях калабрийской Ндрангета в Словакии еще пять лет назад.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.