О чем все это
Космическая драма о корабле, перевозящем 5000 погруженных в гибернацию колонистов с Земли на далекую планету, и о двух его пассажирах, проснувшихся очень задолго до прибытия. Главные роли исполнили звезда «Голодных игр» Дженнифер Лоуренс и Крис Пратт, актер, начинавший карьеру в качестве комика, но затем успевший засветиться в «Стражах Галактики», «Мире Юрского периода» и римейке «Великолепной семерки».
Зачем смотреть
Лоуренс — одна из самых интересных и живых сегодняшних молодых актрис. Пратт — тоже не промах, ему хватает харизмы на то, чтобы чуть ли не треть фильма тащить исключительно на себе. Кроме того, первая часть картины позволяет актеру время от времени демонстрировать и комедийный талант. За остроты также отвечает Майкл Шин в роли бармена-киборга. Шин, кстати, буквально только что пообещал в дальнейшем уделять больше внимания политике и меньше — актерской деятельности; лишний повод посмотреть на него в «Пассажирах». Ну и, наконец, корабль, где действуют эти немногочисленные персонажи, вышел впечатляюще стильным. А когда герои выбираются в открытый космос на прогулку, невозможно не вспомнить «Гравитацию» Куарона (это, разумеется, комплимент).
Почему можно не смотреть
К сожалению, где-то в районе середины «Пассажиры» расстаются с чувством юмора и трансформируются в скучную мелодраму. Банальный сюжет не способны спасти ни талантливые актеры, ни качественные спецэффекты. И еще: если вы из тех, кому в фантастике нравится прежде всего экшен, на «Пассажирах» вам делать нечего: все самое зрелищное можно увидеть в промороликах.
Когда-нибудь человеку станет тесно на родной планете, и ему не останется ничего иного, кроме как исследовать далекие космические дали в поисках пригодных для проживания территорий, расположенных за многие световые годы от Солнечной системы. И уже сейчас ученые с изрядным постоянством ошеломляют публику перспективными открытиями, намекающими на то, что мы, вполне вероятно, не одни во Вселенной. Или же, по крайней мере, вдалеке неизведанных туманностей, сквозь россыпь метеоритных потоков, за беспросветным мраком Черных дыр располагается пригодный для колонизации мир, только и ожидающий того, когда на его поверхность ступит нога разумного существа… Писатели-фантасты еще со времен Жюля Верна не перестают мечтать о полетах к далеким далям и увлеченно предполагают, каким же может быть первый контакт с инопланетной цивилизацией, что нас ожидает за гранью реальности и стоит ли вообще покидать Землю в поисках манящей неизвестности. Наверное, эти вопросы утратят актуальность лишь тогда, когда человек в действительности будет готов к самому главному путешествию ныне существующей цивилизации. А пока этого не случилось, мы имеем возможность ознакомиться с еще одной вариацией покорения космического пространства с робкими претензиями на научную составляющую.
Стараниями сценариста Джона Спэйтса в 2007 году была написана основа для перспективного фантастического фильма, заимствующая идеи как из множества схожих по наполнению историй, так и предлагающая взамен крепкую драматическую линию повествования с особой заостренностью сюжета на взаимоотношениях между двумя членами экипажа, вынужденными на протяжении длительного времени общаться лишь друг с другом, и никем более. Но несмотря на привлекательность задумки, сценарий Спэйтса не ушел в активную разработку студиями, так как провалы «Красной планеты», «Пекла» и ряда не менее амбициозных дорогостоящих научно-фантастических проектов едва не уничтожили под-жанр, резко сдающий позиции перед полномасштабным наступлением адаптации графических новелл. И тем не менее труды Спэйтса, озаглавленные как «Пассажиры», все-таки смогли отыскать в съемочные павильоны благодаря энтузиазму мечтателей, не утративших веру в традиционную исследовательскую фантастику. Посчитав, что сценарий Джона Спэйтса должен обойти устаревшие каноны несколько застоявшегося под-жанра, продюсеры вверили готовящуюся картину далеко не простому режиссеру Мортену Тильдуму, после переезда из родной Норвегии на Фабрику грез весьма резво отхватившему номинацию на «Оскар». Дополнив и без того привлекательный проект звездным кастингом, студийные боссы были уверены в безоговорочном успехе ленты, но как это зачастую бывает с показательно лощеными проектами, они имеют свойство вызывать неоднозначные чувства. И как раз они закрадываются в сердце при ознакомлении с этой историей…
Итак, сюжет фильма разворачивается в будущем, когда человечество уже достигло технических возможностей для того, чтобы отправить в неизведанный космос экспедицию колонистов, готовых пожертвовать всем ради невероятных открытий, способных спасти наш род от возможного вымирания. Основное действие «Пассажиров» происходит на гигантском корабле под названием «Авалон», срок путешествия которого измеряется временным отрезком в 120 лет. Свыше пяти тысяч людей, ступивших на борт, были погружены в искусственный сон, дабы прибыть в пункт назначения в полном составе и с былой бодростью тела и духа. Четко отлаженная программа полета не обещала для экспедиции никаких неприятностей, однако спустя всего-лишь 30 лет с момента старта «Авалон» сталкивается с непредвиденной ситуацией, в следствии которой из состояния глубокого сна выходит штатный механик Джим Престон (Крис Пратт). Компанию герою составит писательница Аврора (Дженнифер Лоуренс), еще одна пробужденная, коей суждено будет встать на защиту корабля и колонистов, мирно почивающих в своих капсулах тогда, как за их пределами бушует настоящий океан страстей.
Приступая к работе над «Пассажирами», режиссер Маркус Тильдем изначально дал понять, что из-под его руки не выйдет однотипный фантастический блокбастер, ведь подобным зрелищем уже никого не удивить, да оно и не нужно вовсе. Вместо этого Тильдум решил разбить историю на две равных части. В первой из них задевались вопросы психологии замкнутого пространства, а в другой происходили динамические события, так называемый аттракцион, завлекающий в кинотеатры любителей красочных зрелищ. И если со спецэффектами и впечатляющим экшеном в «Пассажирах» все в порядке, то с драматическими метаниями героев Криса Пратт и Дженнифер Лоуренс наметились проблемы. Для фильма с ограниченным кастингом предельно важно, чтобы между персонажами образовалась насыщенная, искрящая «химия», иначе за ними попросту неинтересно наблюдать. По отдельности Пратт и Лоуренс смотрятся по-настоящему замечательно, они стараются быть собой (в особенности Пратт), в их игре нет ничего экстраординарного, но все же они выглядят знакомо и радуют каждым появлением перед камерой. Однако как только героям приходится развивать отношения вдаль, «Пассажиры» начинают серьезно буксовать и порой даже останавливаться на месте. в романтическую связь Пратта и Лоуренс, или же Джима и Авроры, очень сложно поверить. Они слишком разные, и это как раз тот случай, когда противоположности совершенно не притягиваются. Скорее всего понимал это и режиссер, в какой-то момент завершив переживания и споры резким ударом, выдав героям предельно сложную задачу, на которую стоит потратить все силы.
Эмоциональный аспект «Пассажиров» очень непрост. Сложно выделить для себя единое сформировавшееся мнение о фильме, в котором сюжет вращается вокруг двоих героев, одновременно притягивающих и отталкивающих. Крис Пратт в отрыве от напускной драмы как и всегда веселится и развлекается, берет от жизни все. В свою очередь Дженнифер Лоуренс вероятно не успела распрощаться с героинями со стальной волей, напоминая нам, что несмотря на ситуацию, шутки с ней по любому плохи. Она никогда не уступит, если чувствует близость моральной или физической победы, и порой даже кажется, что именно она здесь хозяйка, а Крис Пратт должен ходить у нее в прислужниках. В таком случае просто невозможно поверить в зарождающиеся искренние чувства персонажей, вынужденных привыкать к обществу друг друга из-за невозможности покинуть стальной челнок и найти компанию получше.
В итоге хочу сказать, что «Пассажиры» интересны техническими аспектами воссоздания дальнего космического полета. На особые научные лавры лента Маркуса Тильдема не претендует, да это и не важно вовсе. Благосклонное мнение касательно «Авроры» и ее особенностей определяет атмосфера приближающегося открытия, прекрасный визуальный ряд и парочка сцен, перехватывающая дух даже у видавших виды знатоков зрелищного кино. С эмоционально-драматической точки зрения у «Пассажиров» наметились существенные проблемы, и с ними бороться уже слишком поздно. Маркус Тильдем выдал далеко не самый сбалансированный фильм в карьере, но ему стоит дать шанс. По крайней мере, восторженность от космических приключений еще никто не отменял.