Смерть египетских первенцев- одно из последних
наказаний, посланных египтянам за непослушание фараона, отказавшегося исполнить
волю Бога и отпустить из египетского плена избранный Им народ. Вчитываясь далее
в библейские тексты, видишь, что Господь не только карал нарушающих Его волю,
но и дал в Книге Левит право убивать людям. Слова сей книги показуют, что заповедь
«не убий» имеет иной смысл, отличный
от ласкающего излишнее упование человеческое на милосердие Божие.
«Не мир пришёл я принести, но меч»
От Матфея, 10, 34
Ветхозаветная тема имеет свое
продолжение и в Новом Завете. Указания на возможность совершения убийств в ряде
случаев встречаются и у Святых отцов. «Если
и убьёт кто по воле Божией, то всякого человеколюбия лучше убийство то. Если же
и пощадит кто вопреки воле Божией, то страшнее всякого убийства будет та пощада»-
пишет Иосиф Волоцкий, один из самых почитаемых на Руси Святых.
Идею о необходимости насилия по отношению к врагам
активно развивали и философы прошлых веков. Карсавин, Ильин подчеркивали, что
человеку принадлежит не право, а обязанность употребить насилие там, «где оно оказывается единственным или
наименее неправедным исходом». Естественно, что обоснование законности
противления злу силою всегда находилось в сфере внимания и военного
духовенства. В годы ВОВ митрополит Ленинградский Алексий в обращении к пастве
говорил: «…война- священное дело для тех,
кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды, Отечества».
При всем этом, в своих учениях Православная
Церковь всегда опиралась на то, что в Библии нет прямого запрета употреблять
насилие в земной жизни. Церковь стоит
на позициях, обоснованных столетия назад: «Нравственный
христианский закон осуждает не борьбу со злом, не применение силы по отношению
к его носителю и даже не лишение жизни в качестве последней меры, но злобу
сердца человеческого, желание унижения и погибели кому бы то ни было».
Заметьте, сказано: «не
лишение жизни в качестве последней меры», но
«злобу сердца человеческого»…
Жертвоприношение
Убийство
от имени государства, или иное- это, в первую очередь, убийство. Убивая
человека, даже, казалось, заслуживающего смертную казнь, мы невольно становимся
сами убийцами, куда более страшными и изощренными. А если убийство возводится в
ранг кары при режиме, близком к авторитарному или диктаторскому- эта мера кары
выступает уже не как возмездие виновному в рамках закона, а как орудие расправы
системы, или лица, ее олицетворяющего.
Как
выглядит такое убийство (если оно вообще имеет лицо), сочно показала казнь
витебских парней http://www.echo.msk.ru/blog/sergey21rygov/869549-echo/. Дмитрия и Владислава,
признанных лукашенковской Фемидой виновными в организации теракта в
минском метро, спешно расстреляли сразу после вынесения обвинительного
приговора. Большинство сограждан так и не поверили в справедливости
приговора, считая, что следствие и суд проходили с многочисленными нарушениями http://www.echo.msk.ru/blog/sergey21rygov/868982-echo/.
Прошло
время, в СМИ стали появляться доводы, свидетельствующие о невиновности
убиенных. Я бы выразился точнее: не их невиновности, а нашей с вами виновности.
Ведь, расстрел, состоялся в канун одного из самых важных праздников
христианского мира- Пасхи Христовой, во время глубинного по смыслу и действу
поста. И выглядел он дико.
Куда
более дичайшими выглядели цифры, за которыми спрятаны жизни казненных людей: сегодня
Лукашенко остается единственным европейским лидером, помиловавший за все
время своего правления всего одного человека!
03.10.2014
года
Сергей Рыжов
Сопредседатель-основатель Беларусской
консервативной партии "Белая Русь" (БКП "Белая Русь") и
Международного движения "ЗА новый мир! ЗА обновленного человека!".
Председатель Всебеларусского славянского комитета национального спасения