Любое правовое решение должно опираться на прочную платформу имеющихся у людей представлений о справедливости, иначе оно, даже если и будет легальным, не будет легитимным - действенным и долговечным.
На международной
конференции, которая проходила в столице Грузии, обсуждалась тема «Юридические
вопросы на оккупированных территориях в странах восточного партнерства». В
конференции принимали участие представители ООН, ОБСЕ и Евросоюза, дипкорпуса,
международные эксперты, а также представители государственных органов, депутаты
парламентов Грузии, Молдовы, Азербайджана, журналисты.
В
своем выступлении, я подчеркнула, что решая проблемы, связанные с определением статуса любых
территорий, мы должны исходить из приоритета прав людей, живущих на них.
Поэтому в ходе обсуждения необходимо определиться с принципиальной позицией,
которую следует занять в этом вопросе. От того, как именно мы видим проблему,
зависит то, что мы будем делать и что в конечном итоге получим – углубление
проблемы или её решение.
Решить
проблему – значит устранить противоречие, которое её порождает, а это возможно
лишь в случае выхода на новый уровень понимания ситуации, в которой она
возникла. Любое правовое решение должно опираться на прочную платформу
имеющихся у людей представлений о справедливости, иначе оно, даже если и будет
легальным, не будет легитимным - действенным и долговечным.
Поэтому
чтобы наш разговор имел практические последствия, необходимо, прежде всего, думать
не о территориях как физических пространствах, а о людях, их населяющих.
Не
сомневаюсь: все мы убеждены в том, что любое современное европейское
государство – это результат развития нашей цивилизации на основах гуманизма.
Поэтому нам, представителям стран Восточной Европы, при рассмотрении вопроса о
правовых последствиях на оккупированных территориях в странах Восточного
партнерства, нужно исходить из такой ценностей как гуманизм и христианская мораль. И учитывать
имеющийся опыт реализации этих ценностей.
В Ветхом
Завете (Третья книга Царств, гл. 3, ст. 16—28) говорится, как однажды к мудрому
царю Соломону пришли две женщины с просьбой разрешить их спор. Одна из них
сказала, что они живут в одном доме, и было у них по сыну одного возраста. В
прошлую ночь другая женщина во сне нечаянно придушила своего сына («заспала»
его) и переложила мертвого к ней, а ее живого сына взяла к себе и теперь выдает
его за своего. Другая женщина утверждала противоположное: якобы это совершала
та, которая ее обвиняет. И каждая из них утверждала, что живой ребенок
принадлежит именно ей.
Соломон
велел подать ему меч (ст. 25—26): «И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и
отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын
был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну
своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его.
А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите». Так Соломон
понял, кто из двух женщин истинная мать ребенка, и отдал его той, что просила
сохранить ему жизнь.
Я думаю, что
эта библейская мудрость и сегодня может стать основой для определения, как
нужно поступать в случае с возникновением неопределенного статуса любой
территории. Нужно не разрывать целостность общества, живущего на территории, а
сохранять её – и победителем в споре будет тот, кто выполнит такую задачу более
эффективно.
В том, что
какая-то территория получила статус временно оккупированной, есть доля участия
как страны, принявшей её под свою юрисдикцию, так и страны, позволившей это
сделать. Нужно обратить свое внимание на те процессы, которые сделали возможным
факт оккупации и массовую поддержку населением этого факта, задаться вопросом «Что
не так в Датском королевстве?», какие политико-правовые причины привели к тому,
что не смогли удержать территорию? Перестать пенять на ветер, а укрепить свой
дом.
В этой связи
хочу подчеркнуть, что идеалы гуманизма – это ценности, которые должны быть
использованы для формирования цивилизованного правового поля и той страны, чьи
земли временно оккупированы. Ведь мы же не ставим своей целью, рассматривая
подобные проблемы, нагнетать истерию в своих странах и нарушать права человека
на «материнской» территории? Мы же не ставим своей целью углубление конфликтов
и развязывание войны?
Народы
нашего континента как никто другой помнят, сколько раз наши территории были под
контролем самых разных государственных и не государственных образований. Думаю,
что историческое богатство нашей совместной истории должно стать источником
мудрости, а не причиной конфликтов.
Разумеется,
мы можем говорить о том, что международное право нарушено в том или ином виде, приводить
этому примеры – и у всех эти примеры могут быть разными. Но, с моей точки
зрения, встречи, подобные нашей, должны быть посвящены выработке принципиальных
подходов к этой острой проблеме, мы должны сохранить гуманистический потенциал
хельсинского процесса уже в наших, новых исторических условиях.
Поэтому
выработка любого правового решения должна происходить в режиме диалога всех заинтересованных
сторон. Цена вопроса – человеческие жизни, она выше любого политического или
экономического интереса, пора усвоить этот опыт.
Не секрет,
что национальное государство как форма организации социальной жизни в наше
время находится в состоянии исторического кризиса. Глобализация,
информатизация, социокультурные изменения повлекли за собой изменения в сфере
отношений по поводу всего, что составляет жизнь народов, в том числе, изменение
отношений политического и физического пространства. В центре этих изменений
должен стоять человек – в лице конкретного сообщества, общины, семьи,
конкретного индивида во всей полноте его прав.
Однако что
делать, если у этого человека, как в притче о Соломоне, оказывается «две
матери» - в лице двух государств? С моей точки зрения нужно принять такое же
соломоново политическое решение и оформить его политико-правовым способом. Нужно
исходить из необходимости создания правового пространства, в котором каждый
человек, проживающий на оккупированной территории, мог бы пользоваться всей
полнотой гражданских прав. Лишь только обеспечив экономические права
(возможность распоряжаться собственностью, заниматься бизнесом), политические
права (возможность участвовать в выборах, создавать общественные организации),
социокультурные права (возможность использовать родной язык и воспитывать детей
в соответствии с традициями своего народа), государство может закреплять за собой
правовой статус перешедшей тем или иным образом под его юрисдикцию территории,
на которой живут люди.
Иными
словами, нужно время и терпение.
В российско-украинских
отношениях актуальной в рассматриваемом нами контексте является проблема
политико-правового статуса Крыма. Не делая категорических выводов, хочу
поделиться своими мыслями о том, каким могло бы быть нормативное урегулирование
статуса этой территории. Украина и Россия как государства должны сесть за стол
переговоров и создать совместный специализированный орган по обеспечению
гражданских прав населения Крыма.
При этом
нужно двигаться по логике «от частного к общему», вырабатывая правовые
документы для регулирования отношений в отдельных сферах. Таким путем можно
через время нарастить общее решение.
В силу того,
что многие граждане Украины уже покинули или хотели бы покинуть полуостров,
целесообразно было бы дать им возможность беспрепятственно и гарантированно
распорядиться собственными имущественными правами. Прежде всего, нужно
обеспечить возможность отчуждения жилищного фонда – купли-продажи квартир и
домов.
В ходе
решения таких частных с точки зрения проблемы межгосударственных отношений
вопросов в течение некоторого времени у населения выработается устойчивое
представление о том, в юрисдикции какого государства ему будет предпочтительней
находиться. Это снимет вопрос о том, что люди стали заложниками обстоятельств,
на которые не могли повлиять, были обмануты кем-то или впали в иллюзию.
По
прошествии, к примеру, пяти лет, на территории Крыма под контролем всех
заинтересованных сторон и международного сообщества можно было бы провести
референдум, который окончательно подтвердит либо опровергнет сделанный весной
этого года выбор.
Таким
образом, вопрос сводится к тому, что государства должны конкурировать за
симпатии населения, а не воевать за территорию ценой жизни своих граждан.
Прозвучавший
со стороны безответственных политиков лозунг: «Крым будет украинский либо
безлюдный» ведет нас во времена варварства и дикости, от такого подхода следует
отказаться навсегда.
Похоже, что
крымский референдум подтолкнёт некоторые территории в Европе и на постсоветском
пространстве более активно добиваться независимости. Эти процессы в
определенной степени имеют объективную природу – мы живем в меняющейся истории,
которую остановить невозможно, возможно лишь сделать изменения более гуманными.
Поэтому поиск политико-правовых решений затрагиваемых нами проблем имеет
значение для сохранения гуманистического облика всей европейской цивилизации.
В Украине вопросы,
связанные с проблемными территориями, начали решаться путем поиска
законодательных инструментов, которые позволят защитить права людей, дать
возможность территориям развиваться. Когда был проголосован закон «О свободной
экономической зоне «Крым», реакция в обществе на этот документ была
неоднозначной. Но подписав его, Президент продемонстрировал, что Украина
гарантирует защиту имущественных и неимущественных прав физических и
юридических лиц на территории СЭЗ «Крым» в соответствии с законами Украины, в
том числе по защите иностранных инвестиций.
Знаковым
решением стало и голосование за законопроект о введении
особого порядка местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и
Луганской областей, который
инициировал глава государства. Этот документ – первый, но решительный шаг на
пути к мирному урегулированию ситуации
на Востоке. Уверена, что при поддержке мирового сообщества, при участии в
переговорах такой организации, как ОБСЕ, мы сможем достичь того, чтобы на
проблемных территориях был мир, люди имели возможность вернуться домой и жить
нормальной жизнью.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.