Еще год тому назад Китай выступал главным оппонентом Штатов и среди его основных союзников на международной арене была Россия. Сегодня ситуация повернулась на 180 градусов, во всяком случае, что касается отношения Запада к Поднебесной. И американские чиновники бывают в Пекине едва ли не так же часто, как Брюсселе. Но правильно ли, скажем, во имя увеличения товарооборота, закрывать глаза на конфликт ценностей? И насколько надежной может быть дружба, скрепленная исключительно долларом и юанем?
Помните, как раньше многие политики говорили о том, что Украина должна воспользоваться своей уникальной географией и, руководствуясь собственными интересами, строить выгодные отношения и с Западом, и с Россией? При этом не вступая ни в какие союзы. К сожалению, Украине так и не удалось реализовать эту стратегию. Для того, чтобы понять, как это возможно - достаточно понаблюдать за международной политикой Китая. С одной стороны, КНР ведет переговоры о подписании зоны свободной торговли с ЕС. С другой, вице-президент США Джо Байден говорит, что: “отношения США и Китая определят весь ход XXI века”. А с третьей, буквально недавно Китай и РФ подписали договор на экспорт российского газа в Поднебесную на 30 лет, общая цена контракта - $400 млрд. Это около $350 за тысячу кубометров, при том что Киеву его предлагают покупать за $480.
Китай блестяще пользуется нынче прохладными отношениями России и Запада, для реализации собственных интересов. Разумеется, логично возникает вопрос, как Запад идет на такое беспрецедентное сближение с КНР, учитывая наличие таких серьезных ценностных расхождений. Возможно, наращивание и без того космического товарооборота, к примеру, между США и КНР он достигает $500 млрд., демократические страны волнует больше чем жестокие военные операции Пекина в Тибете, наличие многочисленных политических узников и тотальная цензура, как в традиционных СМИ, так и в Интернете.
Что интересно, когда Джо Байден в последний раз был с визитом в КНР, в день его приезда под домашний арест отправили известного китайского писателя и диссидента Вана Люсина. Но вице-президент сделал poker face и ни сказал об этом ни слова. В свою очередь, власти КНР не напоминали Байдену об истории с разоблачениями Сноудена и потенциальной возможности слежки практически за каждым американцем, без его ведома. Я считаю, прагматизм - это прекрасно, но важно не забывать о том какой мир мы строим.
Безусловно, в политике как и в жизни нужно быть гибким, стараться концентрироваться на позитивных вещах и “выпускать из виду” разногласия. Но, на мой взгляд, это возможно ровно до тех пор, пока гибкость не осталась единственным, что у тебя есть. Очевидно, что Китай не собирается из-за экономической выгоды идти на какие-либо уступки в разрезе свободы слова или защиты прав человека. В то же время Запад уже пошел на довольно серьезные компромиссы.
И в этой ситуации каждый, в том числе и Украина, должны ответить для себя на один важный вопрос: что для нас важнее, сохранение демократических ценностей или экономической благополучие?