Мы все уже, наверно, привыкли: что бы ты не начал делать - от своей социальной сети до магазина одежды или новой модели погремушки для собаки, - все это теперь называется стартап. Складывается впечатление, что скоро дети в школах начнут искать “свободные ниши” для своих проектов. Стоит ли удивляться, что в этом процессе гиперактивные стартапперы зашли даже в те сферы, которые еще вчера считались неприкасаемыми? Недавно, я для себя открыл, что дело пошло гораздо дальше, чем освоение космоса - к самому сакральному человеческому занятию - политике.
Итак стартап, которым, уверен, хотели бы воспользоваться многие политики, называется - Tiltor. Он позволяет безболезненно разгонять массовые демонстрация, не применяя полицейскую силу. Работает он примерно так. В приложении Tiltor регистрируется та же публика, которая обычно ходит на митинги за деньги (да, так делают во всех странах, не только в Украине). Дальше, когда в городе проходит какая-то акция, участникам сети приходит сообщение: “если протестующие разойдутся, вы получите $100”. Вознаграждение зависит от объема “приза”, предоставленного заказчиком. После этого такие анти-активисты должны начать убеждать протестующих разойтись. Разработчики стартапа уверены, что если 5% от общей массы людей на площади начнут агитировать “против”, любое собрание обречено на провал.
Заказчиками по бизнес-модели должны стать либо государственные органы, либо политические конкуренты, либо бизнес-конкуренты, которые используют политические рычаги в своих микровойнах. Что-то подсказывает мне, если этот проект соберет достаточное количество целевой аудитории, есть все шансы, что он поможет предотвратить многие социальные волнения. А, что самое интересное, сразу станет ясно: какие акции проплачены, а на какие люди выходят по собственной инициативе. Боюсь, многие будут очень разочарованы.
Вы представляете себе, какие перспективы открывают такие технологии? Как насчет стартапа, который прекращает сепаратизм? К примеру, иностранное государство пытается “мотивировать” жителей другой страны действовать в ее интересах, в этом случае их можно “поощрить” с другой стороны. Или стартапа, который очищает информационное пространство от пропаганды? Можно было бы сделать приложение, которое сканирует текст выступлений политиков и показывает, какой процент от сказанного - правда?
Мне кажется, Украина для всех этих направлений - один из лучших полигонов. Мало того, что украинские программисты, по слухам, собственноручно написали код чуть ли не для трети крупнейших стартапов десятилетия, так у нас еще и проблемных ниш больше, чем хотелось бы. Если не преуспеем в их решении сами, то хотя бы воспользуемся энтузиазмом заграничных IT-шников. Уверен, Сергею Брину из Google, Элону Маску, создателю знамениях автомобилей Tesla, или Марку Цукенбергу, Facebook, даже из спортивного интереса хотелось бы попытаться помочь Украине. Это не менее сложная задача, чем их обычные проекты вроде создания искусственного интеллекта, возобновляемых источников энергии или покрытия всего земного шара беспроводным Интернетом.
И в целом, эта тенденция “оцифровывания” политики анонсирует серьезное испытание демократии. Автоматизация ключевых процессов внутри гражданского общества открывает широкие возможности не только для вовлечения людей в управление государством, но и “включает” механизм манипуляций, с которым нужно быть очень осторожным.