В эпицентре тростниковой страды

27 грудня 2013, 11:33
Власник сторінки
0

На следующий год жители Украинской Венеции могут не получить лимиты и разрешения на традиционные виды промыслов в дельте Дуная

На протяжении 15 лет население Килийского и Татар­бунарского районов в осенне-зимний период занимается промысловой заготовкой тростника на территории Дунайского биосферного заповедника и сопредельных территориях. Этот вид деятельности дает людям возможность улучшить свое материальное положение. А в таком небольшом городке, как Вилково, в котором уже давно прекратили существование все промышленные предприятия, люди живут в основном за счет природопользования.

Известие о том, что на следующий год жители Украинской Венеции могут не получить лимиты и разрешения на традиционные виды промыслов в дельте Дуная, конечно же, взбудоражило людей. Все сознают, насколько может осложниться экономическая ситуация в регионе, если не будет рыбодобычи, заготовки тростника, а также организованного туризма. Потеря большого количества рабочих мест – беда и для людей, и для бюджета, который недополучит значительные финансовые ресурсы.

Причины возникшей проблемы мы попросили объяснить директора Дунайского биосферного заповедника, кандидата биологических наук А.Н. Волошкевича.

– Руководители предприятий, занимающиеся заготовкой тростника, обеспокоены отсутствием лимита на следующий год, который выдает Министерство экологии и природных ресурсов Украины, однако с нового года это становится практически неразрешимой задачей, – говорит Александр Николаевич. – Когда в этом году провели административную реформу, то ликвидированные с середины марта областные управления Министерства экологии и природных ресурсов Украины стали департаментами экологии и природных ресурсов облгосадминистраций. Однако при изменении пакета законов и передаче департаментам полномочий не были внесены соответствующие изменения в Закон Украины «О природно-заповедном фонде Украины». Этот фонд сейчас составляет 3,92 миллиона гектаров, то есть 6,05 процента территории Украины. Как о нем могли забыть во время законодательных реформ, – непонятно. В результате сейчас невозможно во всей Украине согласовать лимиты на природопользование и получить разрешения на заготовку тростника, туризм, выпас скота и различную другую деятельность, специфичную для каждого национального парка или заповедника.

Своевременное получение лимитов и разрешений Министерства экологии и природных ресурсов Украины и раньше всегда было самой большой проблемой в нашей деятельности, – продолжает Александр Николаевич. – Лимиты в Киеве выдавались не в ноябре, как это положено, а с задержкой на 2-3 месяца. Например, в этом году разрешения на зимнюю заготовку тростника были выданы 26 февраля, а срок их действия закончился уже через два дня! В трудный зимний период остались без работы сотни людей, недополучены средства в местный бюджет, пострадали немецкие и голландские партнеры наших тростниковых компаний, возникла болезненная конфликтная ситуация.

И вот вновь проблема: в сентябре этого года Минприроды отослало нам назад материалы на лимит на 2014 год с припиской, что для решения этого вопроса необходимо внести изменения в Закон Украины. В Верховной Раде 10 октября был зарегистрирован соответствующий законопроект № 3400, но он еще не рассматривался. И, судя по последним политическим событиям, его в этом году не успеют рассмотреть. Тогда мы отослали в Минприроды обоснование на лимиты 2014 года с просьбой решить этот вопрос через принятие какого-то временного Положения или специального приказа. В конце концов, решение этого вопроса – общегосударственная проблема. Он актуален не только для Дунайского биосферного заповедника, но и для Нижнеднестровского национального природного парка, национального парка «Тузловские лиманы», других природоохранных объектов. Проблема может быть решена только в Киеве: именно столичные чиновники тех или иных органов власти проявили такую забывчивость и халатность. Мы очень надеемся, что местные органы власти окажут нам поддерж­ку в решении этого непростого вопроса.

А пока… Пока все силы брошены на заготовку сырья – срок разрешительных документов заканчивается 31 декабря. Идет настоящая страда, благо, позволяет погода. Тростниковые пучки по евростандарту, в народе называемые «евриками», «чесать» на потоке будут позже.

О тонкостях тростникового бизнеса мы попросили рассказать депутата Вилковского городского совета, директора одного из самых крупных предприятий – «Укррид», которое уже двенадцать лет занимается заготовкой тростника, В.И. Жигарева. Это предприятие имеет самую большую площадь – 1400 гектаров в Стенцовско-Жебрияновских плавнях и более 40 гектаров за околицей села Приморского. Уборка тростника на этих площадях, как и на других, производится комбайном-вездеходом «Сейга», который в день накашивает и вывозит около трех тысяч снопов. Благодаря огромным широким колесам комбайн не повреждает корневую систему растений. Заготовка же тростника вручную почти не практикуется.

– Удержаться на европейском рынке, когда конкуренцию составляет китайский тростник, непросто, – говорит Виктор Ильич. – К качеству сырья предъявляют высокие требования: европучок сформировать – не сноп связать. Высота тростника должна быть до двух метров, но не ниже полутора, естественная влажность – 18-20 процентов. В период заготовки оказалось, что влажность значительно выше, поэтому добытый тростник складируем в огромные скирды таким образом, чтобы снопы внутри не прели, а подсыхали. Когда подходит черед формировать европучки, тростник на станках «причесываем», выбраковывая неподходящий. Экологи ко всему придираются, особенно к утилизации отходов, хотя я их понимаю. Площадь большая – отходов много, для нас, заготовителей, – это головная боль.

Нельзя не сказать о том, что предприятие, которым руководит В.И. Жигарев, приобрело на Харьковском машиностроительном заводе пресс-установку, вырабатывающую из тростниковых отходов брикеты для отопления. За восемь часов работы пресс-машина способна произвести 800 килограммов брикетов, и они пользуются спросом у населения, поскольку хорошо горят, дают температуру, как коксовый уголь. Стоимость мешка весом 50 килограммов – 50 гривень. Таким образом «Укррид» решает проблему утилизации отходов производства. В.И. Жигарев отмечает, что в европейских странах производство альтернативных видов топлива дотируется государством.

Экспертную оценку создавшейся проблеме мы попросили дать директора неправительственного института экологии и развития дельты Дуная, кандидата биологических наук М.Е. Жмуда.

– К сожалению, я должен констатировать, что возник правовой казус, – говорит Михаил Ерофеевич. – Если Министерство экологии и природных ресурсов Украины не решит вопрос, возникшая в столице законодательная коллизия аукнется здесь, в дельте Дуная. Тростниковый промысел и без того испытывает проблемы. Конкуренцию украинскому составляет китайский тростник, который значительно дешевле, на европейском рынке его доля составляет около 40 процентов. Кроме всего, ведется заготовка тростника в странах его потребления – в Голландии, Германии, Англии, Дании. В европейских странах он используется как кровельный материал для жилых домов. Украинский тростник пока экспортируется в больших объемах, его считают экологически чистым. Наш товар наиболее востребован в уже упомянутых четырех странах. Но в связи с кризисом, который переживает Европа, экспорт тростника снизился с 15 миллионов до 10 миллионов евроснопов. Для нас чрезвычайно важно сохранить этот налаженный бизнес.

Что ж, будем ждать решения этой актуальной проблемы, поэтому точку в этой теме мы не ставим.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.