Человек подавленный монотонным течением будней, пытается найти ответы в религии и искусстве. Они же, отразив его собственную ограниченность, не дают ему утешения.
Итак, будни подавляют человека, не давая ему возможности самостоятельно сосредоточиться на глубоких вопросах человеческого существования. Интеллектуальная сфера деградирует из-за постоянного усвоения мысленных шаблонов. Человек отстраняется от собственной умственной деятельности. В его мировоззрении, состоящем из разрозненных кусочков, все слабее представлена его собственная личность. Годы, проведенные в подобном состоянии, вырабатывают стойкий иммунитет к самостоятельному мышлению.
При попытке копнуть мыслью глубже обычного, возникает тревожность, которая гасится алкоголем, наркотиками или даже усиленным погружением в работу. Внутренние блокировки становятся шорами ума, заставляющими не задумываясь бежать прямо и прямо. Умственная работа больше не преображает человека, он просто серая полка, на которую можно положить почти, что угодно.
Та же подавленность характеризует и эмоциональную сферу. Тут думаю, стоит остановиться немного подробнее. Так случилось, что наша память имеет интересное свойство, хранить воспоминания тем отчетливее, чем они были эмоциональнее. Наиболее яркие или мрачные впечатления жизни, запоминаются лучше других. Даже при постепенном разрушении памяти, человек дольше всего сохраняются образы искренне любимых людей. В определенном смысле память также связана с ощущением продолжительности жизни. Чем больше мы помним, тем более продолжительной кажется нам, наша собственная жизнь. Однако почти лишенная эмоций и впечатлений будничность, сотнями вырывает однообразные серые сутки из внутренней летописи личности. Годы становятся неделями, дни минутами. Все быстрее и быстрее. Пока Лилит Мрак Ночи, не покроет глаза вечной тьмой.
Смутное предчувствие этого момента и подавленное ощущение того, что жизнь безвозвратно уходит, оставляя нерешенными какие-то важные вопросы, порождает тревогу. Эту тревогу, человеку необходимо внутренне пережить и прочувствовать, найти на нее ответы. Для этой цели в обозримом прошлом людей, существовали искусство и религия. Они меняют свой облик, от века к веку, временами повторяясь в определенных своих чертах. Как повторяется сама история, как изменяется сам человек.
Обе эти сферы человеческой культуры, всегда были направлены на то, чтобы приподнять человека над обыденностью, дать ему эмоциональное и умственное переживание, выходящее за пределы борьбы за средства к существованию. Жизнь и смерть, одиночество и любовь, природа и человек, всегда были главными темами культуры. Не случайно искусство и религия часто переплетались и порой трудно отличить, где кончается одно и начинается другое.
Человек, глубоко прочувствовавший произведение искусства или достигший религиозного переживания, эмоционально преображается. Он получает надежду и утешение, новые силы для жизни. Одиночество на время отступает. Личность совершает умственные и чувственные открытия, горизонты жизненного пути расширяются.
Но так происходит только в том случае, если искусство действительно способно глубоко проникнуть в основы человеческого существования, а религия несет в себе живые идеи.
Потеряв глубину и утратив понимание человеческой души, искусство и религия неизбежно вырождаются. Религия распадается на культы, костенеет, а искусство становится примитивным или вычурным. И тогда душа человека, превращается в объект ремесла. Вера то поднимает человека до великих душевных и исторических свершений, то делает его отрешенным исполнителем набора суеверных обрядов. Искусство, бывшее способно улавливать тончайшие оттенки жизни, прикасаться к базовым вопросам существования, грубеет до простой провокации примитивных эмоций.
В конце концов создается ситуация, когда внутренняя тревога человека, уже не находит себе творческого удовлетворения в культуре. И во многом потому, что культура и ее восприятие есть и его собственное отражение. Человек теряет возможность и способность для высших проявлений духовной деятельности, его уделом становится грубые чувства и на место одухотворенного участия в религиозном действии или театральной постановке, приходит тупое буйство чувств спортивных болельщиков. Поиск путей для творческого сопереживания, вырождается в стремление сбросить с себя груз человечности, забыться и быть лишь безотказным потребителем зрелищ. А в общении с загадочными высшими силами мироздания, остается только научиться задабривать их посредством примитивных ритуалов.
Обозначив те функции, которые призваны выполнять религия и искусство, далее я рассмотрю их современное состояние более подробно. Это, безусловно, важно для попытки понять психологический облик современного общества. Монотонный текст, я постараюсь разбавить несколькими историческими картинками. Это конечно уведет основную тему в сторону, зато возможно позволит взглянуть на нынешнюю ситуацию в сравнении с тем, путем, который уже прошли предшествующие нам общества. И чей опыт также заложен в нашей нынешней ситуации.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.