Я убежден, что все наши нынешние проблемы общественной жизни, коренятся в недостаточно качественной психике современного человека. Увидеть эти проблемы, первый шаг к тому, чтобы найти им решение.
В предыдущей записи,
я выразил уверенность, что люди добры по своей природе. Этот вывод можно сделать наблюдая каждого в
отдельности, присмотревшись поближе к его сущности . Но вместе с тем, мы также
видим, что история человечества
подплывает кровью. Ежедневно, так или иначе, мы сталкиваемся с проявлением насилия,
жестокости и деструктивности, то есть зла. Источник этого зла, его поиски, это одна из
базовых философских проблем, которая возможно никогда не будет решена. Однако
мы можем постараться указать те пути,
которые открываются для зла внутри человека. И главной
такой дорогой являются невротические расстройства, неврозы. Именно такие состояния подготавливают почву
для того, чтобы добрый и лояльный по своей сути человек, превратился в кровожадное чудовище, искренне желающее лишь одного –
убивать и разрушать. Здесь и в
последующих темах, я хотел бы сделать
попытку, проследить, хоть и весьма поверхностно, как зарождаются и реализовываются
деструктивные наклонности в современном человеке. И все это потому, что я полагаю этот вопрос
ключевым в наших попытках добиться лучшей судьбы для себя и нашего общества.
Не стоит прямо ассоциировать
невроз с болезнью, хотя это слово и значится в «Международной классификации
болезней» (МКБ-10, 1994). В современной науке нет единой классификации
неврозов и не случайно. Здесь медицина,
естественные науки, сталкиваются с такой материей, которую не всегда изучишь
электродами и анализами. Теория неврозов в психологии, граничит с
философией и религией. И тут уже одними приборами
не обойдёшься.
Но и
такие материи доступны научному наблюдению и обработке. Основой, в таких наблюдениях, служит
утверждение, что в идеальном случае человек в своей жизни должен иметь
возможность максимально реализовать возможности своей души и организма. В человеке заложено стремление
преобразовывать окружающий мир, проявляя свою неповторимую индивидуальность,
чтобы мир уже никогда не был таким как прежде. Либо человек идет по этому пути,
утверждая свое существование, либо превращается в бледную тень, несчастную и
озлобленную. Успешная реализация себя
как человека, ведёт к счастью. Это главный
путь личности и даже смерть не может считаться концом этого пути. Но дорога эта полна обманов, иллюзий,
противоречий и травм. Эти преграды сбивают
и мешают человеку реализоваться,
доставляют страдание, а иногда и отбирают жизнь.
Возникает
ситуация, когда тот или иной человек не может полноценно себя реализовать.
Что-то мешает ему, становится преградой, уводит в серую беспросветность, в
конфликты и страхи и даже лишает его полноценного самосознания. Это что-то и есть невроз – лишенный гармонии
набор человеческих желаний, мотивов и целей.
В этом широком смысле, люди, не имеющие подобной проблемы в
меньшинстве. Но каждый человек,
испытующий проблемы со счастьем, имеет свою, особенную и неповторимую
проблему. Отличную от всех остальных
людей, как по силе проблемы, так и по её содержанию. Как писал Лев Толстой – счастливые похожи, но
каждый несчастен по своему. ) Несчастье, и есть, вероятно, первый и признак невроза.
Хотя
люди и разные, но каждый в то же время действует по тем же законам что и все
остальные. Именно поэтому, человеческое поведение поддаётся классификации. Но
всегда стоит помнить, что всякая классификация условна, ведь как уже было
сказано каждый уникален. Все типы подобных классификаций, всегда будут щедро
намешаны в каждом человеке. И лишь один
из типов будет преобладать.
В этой теме, я коснусь трех «невротических ориентаций»
человеческого характера, не касаясь пока что главной и наиболее
распространенной в нашем обществе – рыночной ориентации. Это мы оставим на
потом, для более пристального рассмотрения.
Скажем спасибо удивительной
женщине Карен Хорни и мудрому мужчине Эриху Фромму за то, что они удосужились перевести самые
распространённые невротические ориентации на понятный человеческий язык. Юнг тоже пытался это сделать, но его
типология в целом больше пригодна для людей обладающих специальными знаниями.
Для того чтобы лучше уяснить
картину, я решил скрестить типы непродуктивных характеров описанные Фроммом с основными типами невротических наклонностей из
классификации Хорни ну и дополнить пометкой экстраверт-интроверт из типологии Юнга. Я постарался максимально упростить и так
довольно простое содержание Итак:
1.
1. Рецептивная ориентация характера
Это «принимающий» тип характера. Люди, которые крайне
зависимы от того, что они получают из вне. При чём в невротической форме они
относятся крайне некритично к воспринимаемому со стороны внешних объектов.
Обычно они либо совершенно не задумываются, нужно ли для их личности всё то,
что они берут, либо только «задним умом» подтверждают такую необходимость. Такие люди почти никогда не говорят «нет» и
стремятся всем угождать, всем нравится, всегда соответствовать внешним
требованиям. Они всегда предпочитают спросить у кого-то, чем подумать самому.
Крайне зависимы от «авторитетов» - будь-то человек из их коллектива или
телевизионная программа, или пресловутое
экспертное мнение. В религии, понятие Бога у них сводится к внешней силе,
которая полностью распоряжается людьми вне зависимости от их собственного
поведения или усилий. В любовной сфере
эти люди совершенно неразборчивы и готовы повиснуть на шее у любого, кто
искренне или не очень предложит свою любовь.
В классификации
Хорни этот тип характера более всего склонен к невротической потребности в
привязанности и одобрении, а также к потребности найти себе «волшебного помощника», который
возьмёт на себе руководство их жизнью и конечно же ответственность за её
результаты. Это очень распространённая черта
в отношении женщин к мужчинам или в отношении наших избирателей к
правительству.
Если вы видите женщину, которая в своих грезах рисует Настоящего Мужчину, решающего все проблемы и
приносящего бесконечно романтическое счастье, чуть ли не в купе с победой над
старостью и смертью, можете быть уверены – перед вами женщина именно с такими невротическими
наклонностями. И чем глубже эта наклонность, тем меньше у вас шансов создать с
ней гармоничный отношения, даже если вы супер-Настоящий Мужчина. Ведь одной из примет неврозов, о которых мы
поговорим позже, есть как раз их ненасытность. То есть каким бы не был волшебным «волшебный помощник», он всё равно не сможет оградить такую женщину
от законов человеческой природы, а значит, в любом случае окажется виноват в её
собственных бедах. Точно также, каким бы ни было достойным правительство
страны, оно никогда не сможет подняться выше общественных законов и только этим
уже может вызвать ненависть у людей с подобным складом характера.
В классификации Хорни, этому характеру соответствуют такие
потребности:
Невротическая потребность в
привязанности и одобрении
потребность всем подряд угождать и нравиться, получать от
них одобрение;
жизнь в соответствии с ожиданиями других;
перенесение центра тяжести с собственной личности на других,
привычка принимать во внимание только их желания и мнения;
боязнь самоутверждения;
боязнь враждебности со стороны других или враждебных чувств
в себе.
Невротическая потребность в
"партнере", который возьмет на себя руководство жизнью
смещение центра тяжести на "партнера", который
должен осуществить все жизненные ожидания и нести ответственность за все
хорошее и плохое;
успешное манипулирование "партнером" становится
главной задачей;
завышенная оценка "любви", потому что
предполагается, что "любовь" решает все проблемы;
боязнь оказаться покинутым;
боязнь одиночества.
В классификации Юнга, это экстравертный тип с гипертрофированными
установками.
2.
2.Эксплуататорская ориентация
Подобно предыдущей
ориентации, эксплуататорский характер также является экстравертным типом
(по Юнгу), направленным вовне и полагающим, что всё что ни есть, всё создаётся
во внешнем мире, а поэтому только оттуда и можно что-либо получать. Однако в отличие от рецептивного типа, люди
такого склада стремятся не брать то, что им дают, а отнимать у других то что может показаться им ценным. И главная
ценность в этом смысле , это принадлежность.
Лучше
украсть, чем купить, даже если есть деньги. Лучше соблазнить женатого, чем
холостого. Эти люди любят только тех, у кого можно «поездить на шее», даже
будучи умны, они предпочитают не пользоваться своей головой, а украсть чужие
мысли, выдав их за свои, даже если действительно свои были бы умнее и лучше. И это опять же происходит потому, что
ценность определяется тем способом, которым получен тот или иной объект.
Если
обращаться к треальным типажам, которые мы можем встретить вокруг себя, то это
будут так называемые «стервы» и «цинники» - невротические состояния, которые являются
сейчас прямо таки модными. Этих людей отличает язвительность, цинизм,
негативный настрой в отношении общества, его ценностей, зависть и злоба. Это
было бы неприятно, но как кажется, именно такой склад характера в нашем
обществе приводит людей в большой бизнес и политику. Если это действительно
так, то нам не стоит ждать каких либо изменений в лучшую сторону, пока у
механизмов управления обществом стоят такие не вполне адекватные личности.
Далее цитата из
Хорни, представляющая невротические наклонности этого типа:
Невротическая потребность в
эксплуатации других и стремление не мытьем, так катаньем добиваться для себя
преимуществ:
оценка других людей прежде всего с точки зрения того, можно
или нет их эксплуатировать и извлечь выгоду;
различные сферы эксплуатации – деньги (заключение сделок
становится болезненной страстью), идеи, сексуальность, чувства;
гордость своим умением эксплуатировать других;
боязнь самому подвергнуться эксплуатации и, таким образом,
оказаться в "дураках".
Невротическое стремление к власти
стремление к господству над другими;
преданность делу, долгу, ответственность, хотя и играют
определенную роль, движущей силой все же не являются;
неуважение других людей, их индивидуальности, достоинства,
чувств, стремление подчинить их себе;
наличие с разной степенью выраженных деструктивных
элементов;
преклонение перед любой силой и презрение к слабости;
боязнь неконтролируемых ситуаций;
боязнь беспомощности.
3.
3.Накопительная ориентация
Стоит начать с того, что это первый интровертный тип из
представленных, согласно классификации Юнга. Естественно интроверсия в этой
ориентации предстаёт нам в своём искажённом и непродуктивном виде.
Люди, с подобным складом характера в первую очередь
стремятся оградить себя как можно более тщательно от внешнего мира. При этом не
важно, является взаимодействие позитивным или негативным, они доверяют лишь
себе и стремятся выстроить надёжную защитную стену вокруг своей личности. Скупость во всём в чувствах, деньгах,
эмоциях, вот их главная примета.
Так как взаимодействие с
объективным миром нарушено, эти люди зачастую лишены всяких творческих
возможностей. То, что они иногда производят, остаётся понятным только им самим,
а потому подобные попытки быстро прекращаются.
Эти люди обычно сильно очень
трепетно относятся к санитарии и порядку в личных вещах. Настолько трепетно,
что это нередко может приобретать форму навязчивых состояний – ритуальное мытьё
рук, соблюдение строгой последовательности при перемещении предметов, приём
душа по строгому графику и тд.
В межличностном взаимодействии
эти люди после длительно и чрезвычайно щепетильного отбора рассматривают
партнёра как свою собственность, очередную вещь с установленной для неё
специальной полочкой и особым графиком
использования. Они всегда будут выдвигать довольно конкретные и подробные
требования, при чём малейшее отклонение от них, вполне может оказаться
фатальным для отношений. Им очень трудно, почти невозможно понять, что мир
населён совершенно отдельными от них самих человеческими существами. И даже
если людям и положено быть вместе, это ещё совершенно не означает, что где-то
там обязательно бродит воплощение всех придуманных ими самими требований. И тем более нет никаких гарантий, что даже
если такое воплощение и существует, что оно захочет попасть в чью-то
собственность и лечь покорно на выделенную полку.
В классификации Карен Хорни этому
характеру соответствуют такие невротические наклонности
Невротическая потребность в самодостаточности и независимости:
потребность никогда ни в ком не
нуждаться, или не сопротивляться любому влиянию, или быть абсолютно ничем не
связанным, поскольку любая близость означает опасность порабощения;
наличие дистанции и обособленность – единственный источник
безопасности;
боязнь потребности в других людях, привязанности, близости,
любви.
И похоже что вот эта:
Невротическая
потребность ограничить жизнь тесными рамками:
необходимость быть нетребовательным, довольствоваться малым
и ограничить свои честолюбивые стремления и желания материальных благ;
необходимость оставаться неприметным и играть второстепенные
роли;
умаление своих способностей и потенциальных возможностей,
признание скромности как высшей добродетели;
стремление скорее сохранять, нежели тратить;
боязнь предъявлять какие-либо требования;
боязнь иметь или отстаивать экспансивные желания.
Итак, по
возможности кратко я привел описание трех из четырех наиболее часто
встречающихся типов невротических характеров. Но для нашего времени наиболее
характерна другая ориентация – рыночная. Ввиду ее актуальности она будет
рассмотрена отдельной темой.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.