Думаю,
нет необходимости объяснять суть понятия «быдло». В современном языке оно стало
синонимом недостойного человека, лузера.
Народ
считает быдлом, дорвавшимся до властного корыта, депутатов. Депутаты считают
быдлом народ, вальяжно мыча в телевизор очередную ложь. Бизнесмен Вася смачно
сплевывает сквозь окно джипа в сторону остановки, где ждет маршрутку сантехник
Петя. Развалившись у окна, Петя старается не замечать беременную женщину,
стоящую в проходе. Дети во дворе дразнят мальчишку, чей отец каждый вечер пьян.
Интернет-манипулятор, поливая грязью окружающих, лицемерно опускает виртуальные
глазки: «А что? Я тоже быдло». И все повторяют, как мантру: «Народ имеет то
правительство, которое заслуживает».
Меня
всегда поражало, откуда это стремление – найти того, кого можно назначить
уродом и виновником происходящего неблагополучия. А себя, соответственно,
считать безвинно страдающим высшим существом, имеющим полное право не только поносить
«быдло» на каждом шагу, но и «учить» всеми доступными методами.
Назовем
этот феномен «интеллектуальным фашизмом»*.
В классическом понимании фашизм – убеждение, что некие произвольно определенные
индивидуальные характеристики (национальность, раса, гетеросексуальность, пол) автоматически
ставят их обладателя выше остальных и дают широкие политические и социальные
привилегии. Интеллектуальный же фашизм – требование привилегий на основе
личностных, характерологических, психологических качеств или их суррогатов
(например, высокий интеллект, предпринимательская жилка, успешность, гибкие
моральные стандарты или просто «хороший человек»).
Естественно,
выбор этих качеств никак не обоснован логически или эмпирически. Он строится исключительно
на субъективных ценностях и предрассудках человека, производящего выделение «избранных».
Фашист
верит, что быдло достойно презрения, потому что не обладает придуманными им самим
качествами, он же, в отличие от быдла, неимоверно велик и заслуживает
преклонения, уважения и материальных дивидендов. Фашист не замечает, что отказывая
ближним в статусе человека, компенсирует собственное ощущение жалкости и
неадекватности.
Но еще
более грустной является судьба фашиста с интеллектом. Он не просто делит
окружающих по признаку ума, социальной успешности, совестливости, активной жизненной
позиции и т.п. Он понимает, что и сам должен соответствовать высоко
поставленной планке. Таким образом, его жизнь превращается в гонку за недостижимым
абсолютом – ведь Олимп иллюзорен, а человеческие способности ограничены. Он
перестает жить в удовольствие, а мечется в страхе оказаться лузером и поэтому
быдлом.
Я не
против признания человеческой индивидуальности и различий. Как не против
признания чьих-либо выдающихся достижений. И при этом, я за принятие в качестве
абсолютной ценности самого факта существования каждого человека безотносительно
его индивидуальных и личностных характеристик. Что простыми словами значит:
цените человека за то, что он просто есть, а не за то, какой он.
___________
* Термин «интеллектуальный
фашизм» введен Альбертом Эллисом.