Мне часто ставят в вину предвзятое отношение к Владимиру Кальцеву и другим запорожским чиновникам. Это не так. Я не испытываю и не обязан испытывать ни к секретарю горсовета, ни к мэру, ни к любому другому народному избраннику никаких эмоций. Для меня не бывает плохих или хороших чиновников, поскольку чиновник – это социально-общественный инструмент, наделенный функциональными обязанностями и полномочиями.
Инструмент может быть эффективным или неэффективным. А с оглядкой на работу городского совета, у меня создается впечатление, что избранные горожанами инструменты тупые и неэффективные.И когда эти тупые и неэффективные инструменты заявляют о том, что они, мол, уже придумали название для «яхты», которое определит то, «как она поплывет», мне становится страшно за город и его будущее. Речь идет о Стратегии развития Запорожья, которая с легкой руки Владимира Кальцева уже успела стать «притчей во языцех», вызывающей ироническую улыбку. Судя по тому, с какой легкостью секретарь городского совета разбрасывается обещаниями, которые потом не выполняет, афоризм «обещать не значит жениться» стал для него жизненным кредо. Это касается и Стратегии, договор на разработку которой, по словам Владимира Федоровича, должен был быть подписан до конца февраля 2011 года, и проекта установки общественных туалетов, обещанных им еще в сентябре 2010 года и целой дюжины других обещаний. И когда такой вот «инструмент» делает публичные заявления о том, что «план Стратегии предусматривает развитие Запорожья как крупного логистического центра» у меня возникают вопросы.
Почему стратегический вектор развития выбирают чиновники городского совета, а не компания-подрядчик, которую и привлекают для этой цели – разработки проекта, предусматривающего проведение углубленного анализа территории, определение стратегии развития, тактических приемов и инструментов ее реализации. Владимир Кальцев часто отождествляет Стратегию с мечтой о Запорожье, как о городе будущего. Хочу заметить, что в своих патриотических порывах он не одинок. Но с его заявлениями о том, что сначала крупные инвестиционные проекты, а потом культурное развитие, я в корне не согласен. И дабы отделить мух от котлет, предлагаю вам альтернативный вариант – Стратегию развития Запорожья, как культурного центра Украины.
Что же такое культурный центр?
Культурный центр – это территория, которая характеризуется рядом уникальных особенностей. Это резиденция, куда приезжают сначала ненадолго, а потом остаются жить. Всем известен артистический феномен Парижа в начале 20-го века, но ведь создавали его художники из Голландии и Испании, писатели из России и Америки. Развитие культуры - это одновременно и создание условий для привлечения высококлассных специалистов извне, которые смогут реализовать именно на этой территории свой творческий и иной потенциалы. Это место, где постоянно происходят какие-то важные и интересные события. Культурный центр - это место, где бурлит жизнь, наполненная культурными событийными мероприятиями. Это город, в котором делаются творческие карьеры, существует творческая конкуренция. Для этого нужны организации- флагманы.
Многим известен пример испанского Бильбао, который привлек после строительства Музея современного искусства миллионы туристов, что абсолютно изменило экономическую ситуацию в отсталой провинции. Или другой пример – австрийский Зальцбург, город, в котором родился Моцарт. Осознание экономических перспектив этого факта пришло только с деятельностью великого дирижера Герберта фон Караяна, который сделал Зальцбургский фестиваль главным музыкальным событием в мире. Сейчас Зальцбург – город, где каждый третий из 160 тысяч жителей занят в сфере. Это и есть примеры грамотного позиционирования. И все эти примеры касаются городов, которые не являются политическими, официальными или финансовыми столицами.
Почему именно в Запорожье?
Как известно, социальные системы, в том числе и городские, строятся на реализации двух вариантов стратегий: технологических и нишевых. Технологические стратегии - это тот набор ориентиров и векторов, который может быть, в той или иной степени, реализован неоднократно. Нишевые же стратегии призваны обеспечить достижение поставленной цели в уникальной ситуации, в уникальной нише, реализовать уникальные возможности. Чаще всего технологические стратегии являются приоритетом власти. Нишевые - разрабатываются и реализуются совместными усилиями заинтересованных и инициативных групп при поддержке властных институтов городского управления. Большинство украинских городов живет через реализацию технологических стратегий: нужно что-то усовершенствовать, улучшить, расширить, перепрофилировать. В этих стратегиях города похожи друг на друга как близнецы. Результаты этого пути страдают ограниченностью, поскольку лишают город индивидуальности, а значит – своего уникального позиционирования. Каждому городу, претендующему на что-то в будущем, нужна своя неповторимая ниша, своя особая миссия, отличная от соседнего города. Город успешен, когда он уникален. Город - это живой организм, это не завод, не предприятие и не логистический центр.
Сегодня существует наглядная ситуация жесткой конкуренции между городами Украины за инвестиционные потоки. Фактически, это борьба украинских мегаполисов за индивидуальность, которая сможет выгодно выделять их в украинском и международном пространстве – брендирование территорий, открытие новых стадионов, туристических маршрутов, инфраструктурных объектов, разработка и реализация культурологических проектов и пр. В этих условиях, одними из важнейших критериев оценки привлекательности и конкурентоспособности города выступают его культурный уровень; имидж на мировой арене; наличие эффективно работающей инфраструктуры культурных институтов; деятельность механизмов, способствующих развитию современных форм творческого, инновационного потенциала города. Так же, как согласно крылатому выражению «свита делает короля», культурная среда города создает его инвестиционный имидж.
Культура может стать важнейшим фактором экономического развития города так, как это происходит во всем мире. Например, Милан является второй столицей Италии, Манчестер и Эдинбург - культурными столицами Великобритании, Барселона – Испании. Думаете, приведенные примеры чересчур смелы и неуместны? Тогда посмотрите на похожий во многом на Запорожье город Пермь, который буквально за год стал культурной столицей России, благодаря реализации такой вот нишевой стратегии развития. Построение современного культурного пространства является наиболее эффективным инструментом развития города и его экономики, поскольку этот процесс малозатратен по времени и средствам. Кроме того, культура тотальна - это элемент несущей конструкции общества. Ещё со времен Римской Империи люди жаждут хлеба и зрелищ. Переводя на современный язык, населению требуется благосостояние и интересная жизнь. Последнее и реализуется через культуру, которая автоматически обеспечивает и развитие экономики, и повышает качество жизни. А учитывая реалии нашего города, позиционирование его как культурного центра, на мой взгляд, является наиболее эффективным альтернативным решением. И связано это со следующими факторами:
Во-первых, крупные промышленные предприятия, формирующие экономическую ситуацию в городе, не нуждаются в его развитии. Большинство из них в силу технологического и морального старения уже не занимают конкурентных позиций в своих производственных нишах, а создание на их базе индустриальных парков, ввиду отсутствия инвестиций, замерло на месте. Последние годы наблюдается активный спад занятости населения города, низкая рождаемость и существенный отток жителей (в основном, молодых специалистов), которые покидают Запорожье в поисках более приемлемых для жизни городов. Индустриальная эпоха Запорожья закончилась, и это уже неоспоримый факт. Прежние ценности города: металлургическая, автомобильная, авиационная промышленности, перестали быть образующими факторами его идентификации в Украине и мире. Нужны новые. Уникальные.
Во-вторых, несмотря на печальную ситуацию, Запорожье обладает одним очевидным конкурентным преимуществом перед другими городами Украины. Этим преимуществом является его единственная на данный момент ценность – история. Запорожье, как историческая веха Украины, колыбель украинского казачества и зарождения украинской национальной идеи обладает огромным потенциалом. Но и эффективное использование этого преимущества неразрывно связано с современным культурным пространством.
И, наконец, в-третьих, у Запорожья, фактически, нет иного выбора, поскольку реализация стратегии культурного центра Украины по сравнению с другими стратегиями, наименее затратна. Учитывая фактическое отсутствие на данный момент альтернатив, она является единственным эффективным решением.
Эффективно ли это?
Да. В условиях тяжелой экономической ситуации в городе только культура может радикально изменить жизнь его жителей к лучшему. И дело здесь не только в огромном потенциале культуры, а в том, что развитие культурного пространства требует значительно меньшего объема инвестиций, чем создание индустриальных площадок и логистических центров.
Издержки в развитие культуры ничтожны. При этом финансовая оценка культурного наследия намного выше капитализации промышленных гигантов. Крупнейшим налогоплательщиков Англии является не президент Бритиш Петролеум, а Джоан Роулинг – автор «Гарри Поттера». Рынок состоит из ниш. И нет никакого смысла лезть в заполненную нишу, где норма прибыли ниже, а конкуренция выше. Это касается и центров логистики и выставочных центров. Ниша культуры сейчас в Украине практически пуста, и именно туда необходимо направить усилия и инвестиции.
Что даст городу реализация стратегии культурного центра Украины?
Обеспечение качества жизни. Люди хотят жить в том городе, в котором интересно жить. Но не только, людям ещё нужна заработная плата и интересная работа. Статус культурного центра Украины обеспечивает и первое, и второе. В культурном центре формируется креативная индустрия - массовое производство творческой продукции, требующая большого числа интересных рабочих мест. Например, создание в Запорожье Центра современного искусства, миссия которого заключалась бы в формировании качественного культурного досуга, доступа к значимым культурным явлениям, повышении статусности жителя Запорожья, появлении мотивации жить и работать именно здесь. Такой Центр мог бы стать для людей творческих профессий точкой роста. Здесь они могли бы встречаться с коллегами со всего мира, знакомиться с высокими образцами современного искусства, реализовывать свои творческие амбиции. Вовлечение творческой молодежи в деятельность Центра превратило бы её в соучастников художественного и социального развития города.
Давайте опять посмотрим на тот же Бильбао. Посетителей в «Гугенхайме» Бильбао — 1,5 миллиона в год, это на полмиллиона больше, чем посетителей в «Гугенхайме» Нью-Йорка. После открытия музея современного искусства в этой захудалой испанской автономии, известной до этого лишь как родина басков и штаб террористической группировки ЕТА, в регионе появилось несколько тысяч рабочих мест. Вокруг центра, как и вокруг музея нужны и искусствоведы, и экскурсоводы, и дизайнеры, и переводчики, менеджеры культуры и т.д.
Развитие культурной отрасли. Например, через открытие современной киностудии, которая способна решить сразу несколько важнейших задач: обеспечить дополнительный заработок для артистов и технических специалистов; привлечь в город инвестиции российской киноиндустрии, которая уже сейчас создает большинство своих кинопродуктов в Украине; киностудия будет продвигать имидж города. Вспомните те же съемки на о. Хортица фильма «Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко.
Развитие туристической отрасли. Сто долларов туриста, потраченные в Запорожье, гораздо ценнее наших с вами восьмиста гривен, поскольку создают прибавочную стоимость Запорожья. Городу нужны туристы, которым нужна культура. Например, Ирландия получает 48 долларов на каждый доллар, затраченный на развитие туризма, Австралия - 77 долларов, Великобритания - 222 доллара, Испания – 319. Средний турист тратит во время поездки порядка 1000 долларов США, что обеспечивает не только занятость, но и развитие инфраструктуры. А знаете ли вы, что остров Хортица занимает третье место в Украине по посещаемости туристов, уступая лишь Киево-Печерской Лавре и крымскому Херсонесу? В 2010 г. туристические объекты заповедника посетили свыше 250 тысяч человек.
Формирование национального культурного достояния. Реализуя стратегию культурного центра, Запорожье может создать новый перспективный ресурс - национальное достояние, который станет «сталью», «чугуном» и «авиадвигателями» для наших детей и внуков. Цель культурной политики - воспроизводство национального достояния, которое, в отличие, от нефти и газа является возобновляемым ресурсом. Если раньше культура рассматривалась как чисто затратная сфера, то теперь она является ресурсом развития территорий.
Ребрендинг города. С чем сейчас ассоциируется Запорожье? Уверен, что ответ вы знаете и он вас не радует. А вместе с тем, у нас есть собственные аутентичные бренды. Другое дело, что сейчас они практически не звучат. Нужно вдохнуть в них новую жизнь. По сути, ребрендинг города обеспечит дальнейшее эффективное развитие его креативной среды, что может стать локомотивом всего экономического развития.
Перераспределение финансовых потоков из гос.бюджета, бюджетов Еврокомиссии и грантовых фондов в пользу Запорожья. В результате реализации такой стратегии Запорожье может претендовать на серьезные инвестиции из внешних источников. Еврокомиссия ежегодно тратит на культурные проекты миллиарды евро, однако доля расходов, приходящихся на Украину в этом потоке, ничтожна. И дело здесь не в том, что наша страна не входит в ЕС, а в том, что тратить не на что. Культурное пространство в нашей стране не сформировано.
Реально это?
Вполне. Учитывая то, что запорожские чиновники в большинстве своем не профессиональны, корыстны и заняты лишь удовлетворением собственных амбиций, с инициативой такого проекта могут выступить представители городского истеблишмента, жаждущие публичного признания. Бизнесмены, новые политические формации и общественные объединения, обладающие собственным материальным ресурсом. Тут вам и имиджевый Public Relations – формирование положительной репутации «героев города», и столь востребованный сейчас для бизнеса Government Relations – тесное сотрудничество с властью, для которой этот проект так же может стать репутационной площадкой не только украинского, но и международного масштаба.