Двадцать лет спустя, 3 часть

25 березня 2011, 11:46
Власник сторінки
0
1164

События марта 1991 года

...
Март 1991 года отмечен масштабными шахтёрскими забастовками в СССР. Впервые массовые протесты шахтёров состоялись весной-летом 1989 года и были они приурочены к открытию Первого Съезда народных депутатов СССР. С тех пор прошло почти два года, но шахтёры бунтовать не перестали, время от времени устраивая забастовки. Чего же требовали люди этой славной и некогда уважаемой профессии?
Предлагаю вашему вниманию фрагменты текста «Требований трудящихся угольных коллективов г.Ленинска-Кузнецкого», принятого на заседании городского рабочего комитета 14 марта 1991 года:

«Убедившись в несостоятельности и бесперспективности политики Президента СССР и центральных органов власти, МЫ ТРЕБУЕМ:
1. Немедленной отставки Президента СССР, Кабинета министров СССР, роспуска Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР.
2. До 1.04.91 г. подписать Союзный договор и определить сроки и порядок избрания народами республик, подписавших Союзный договор, Президента СССР и Верховного Совета СССР.
3. До избрания новых структур власти - Президента СССР и Верховного Совета СССР всю власть и ответственность возложить на Совет Федерации в составе руководителей республик, подписавших Союзный договор.
4. Признать законными результаты опросов, проведённых в республиках Прибалтики, а также других республик, принявших решение о неучастии в референдуме СССР 17.03.91 г.
5. Запретить деятельность всех политических партий в органах государственной власти и управления – КГБ, МВД, прокуратуры, на производстве, в сфере культуры, образования, массовой информации.
6. Предоставить немедленно 2-й канал на ЦТ, одну программу Всесоюзного радио и необходимую полиграфическую базу для создания условий работы государственных средств массовой информации в России.
7. Принять закон о политических забастовках.
8. Шахтёрские коллективы приостанавливают забастовку в случае публичной отставки Президента СССР…».


Вот чего жизненно не хватало шахтёрам: отставки всех органов власти в стране и российских СМИ.
Шахтёры и представить себе не могли, что буквально через полгода все их требования будут выполнены, однако жить от этого легче не станет.
А вообще-то невооружённым взглядом видно – откуда растут ноги этих требований. А растут они из Верховного Совета РСФСР и из лично товарища Ельцина Б.Н., председателя российского парламента.


Бастующие шахтёры


17 марта 1991 года в СССР состоялся референдум «о судьбе Союза».
Накануне референдума по ЦТ перед жителями СССР выступил Президент Союза М.Горбачёв. Он призывал проголосовать за «обновлённый Союз» и цитировал слова Ярослава Мудрого: «Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов и дедов, которую добыли они трудом своим великим. Но живите мирно, слушаясь брат брата».
Большинство граждан СССР высказалось за сохранение Союза - 76%.
За Украину в составе СССР на основе Декларации о суверенитете проголосовало около 85% принявших участие в референдуме.
В России тоже имелся дополнительный бюллетень.
В нём граждан спрашивали - согласны ли они с введением поста президента в России. Более 70% были согласны. А если учесть, что главным (и единственным) претендентом на пост президента РСФСР являлся Б.Ельцин, то выходило, что он-то и окажется первым президентом России. Летние выборы подтвердили весенние предположения.
На Украине ситуация несколько изменилась: к зиме большинство граждан возжелало жить вне Союза, что и было высказано на референдуме 1 декабря.
Странным образом мнение миллионов людей за какие-то пол-года поменялось самым кардинальным образом.
Вот что значит профессиональная работа манипуляторов сознанием.


Украинский бюллетень для голосования 17 марта 1991 года


Март 1991 года стал месяцем, когда Председатель ВС РСФСР Б.Ельцин фактически переиграл союзную власть, этот никому уже неугодный «центр», средоточие «правых», «ортодоксов», «гэбни» и «фашистов».
Во-первых, Ельцин пошёл в открытую атаку на союзный центр. Выступая 9 марта в Доме кино, лидер демократов призвал своих сторонников идти в наступление. В стране прошли массовые акции сторонников «Демократической России» против союзного референдума и в поддержку российского президентства.
Во-вторых, на референдуме 17 марта большинство граждан России высказалось за введение в республике поста президента. А это означало поддержку Ельцина россиянами, ибо он был главным и пока единственным претендентом на этот пост.
В-третьих, «центр» не оставил слова и действия Ельцина без внимания и подверг его гневной критике. Что, кстати, добавило Ельцину популярности в народе.
В связи с возросшей популярностью Ельцина среди партийного актива распространили бумагу с грифом «Для служебного пользования». В ней, в частности, говорилось:

«…Общим выводом из проведенного исследования является то, что высокая популярность Б.Н.Ельцина среди населения определяется в основном достаточно прочно укоренившимся в сознании людей его популистским образом борца за справедливость и защиту простых людей, а также возрастающим недовольством политикой союзного центра и Президента СССР.
…В ближайшее время следует избегать шумных пропагандистских кампаний и в особенности обвинений в адрес Б.Н.Ельцина, что может вызвать противоположный эффект. При этом целесообразно обращать внимание общественного мнения на истеричность, непоследовательность, склонность к авторитарному в характере и деятельности этого человека…».


В конце марта Б.Ельцин отправился с рабочей поездкой на Кавказ. Он посетил Северную Осетию и Чечено-Ингушетию. На Кавказе в то время разгорались конфликты, которые до сих пор сотрясают Россию и Грузию: территориальные споры между осетинами и ингушами, вооружённые столкновения Грузии и Южной Осетии. Для урегулирования конфликта в Южной Осетии Ельцин встретился с Председателем Верховного Совета Грузии З.Гамсахурдиа. Было принято соответствующее заявление, которое, однако, не примирило противоборствующие стороны. Зато жители Южной Осетии возненавидели Ельцина за «сговор с грузинскими фашистами».


Звиад Гамсахурдиа и Борис Ельцин


В марте началась подготовка к апрельскому визиту Горбачёва в Японию. Это был первый в истории визит советского лидера в Японию. В прессе появилось множество информации о проблеме Южных Курил (Северных территорий), которые, по версии демократической прессы, «должны принадлежать Японии».


«Демократическая Россия» обратилась в Моссовет с просьбой о проведении 28 марта митинга на Манежной площади в Москве. Митинг был приурочен к открытию внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР. Демократический Моссовет дал добро на проведение митинга. Однако в дело вмешался Кабинет министров СССР, издав постановление, в котором было сказано следующее: «Запретить проведение в г.Москве с 26 марта по 15 апреля 1991 года митингов, пикетов, уличных шествий и демонстраций».

Демократическая общественность немедленно подняла вой по поводу «ограничения прав и свобод» и «нарушения Конституции СССР». В столице явно готовились провокации – и со стороны властей, и со стороны демократов. Пресса полнилась слухами и домыслами – о введении войск в Москву, о чрезвычайном положении:
«Что касается дивизии имени Дзержинского: никакой команды о выходе в город 28 марта мы пока не получали… В последние дни поговаривают о том, что офицерам дивизии якобы раздали резиновые палки. Это стопроцентная чушь, стопроцентная!».

Накануне всех этих событий 29 народных депутатов РСФСР обратились с письмом к союзной власти «о принятии мер по созданию необходимой нормальной рабочей обстановки во время внеочередного Съезда»:
в дни работы Съездов и сессий ВС РСФСР «…народные депутаты изо дня в день подвергаются организованному и жёсткому моральному давлению и в местах проживания, и близ зала заседаний Съезда.
Агрессивно настроенные элементы буквально терроризируют народных депутатов. Дело нередко доходит до применения грубого физического насилия, даже в отношении женщин…».


Власть была вынуждена принять меры. Однако, сделано это было топорно и неуклюже. В итоге демократический митинг в столице состоялся (но не один, а целых три – в разных местах города, т.к. на Манежную большинство митингующих не попало), демократы получили мощную поддержку народа, а «центр» вновь оказался оплёванным.


"Собеседник" №14 1991 год
Обратите внимание на требования бастующих шахтёров Донбасса


Поддержкой порядка 28 марта в Москве занимались 50 тысяч сотрудников милиции и большое число военнослужащих. Российский Съезд нардепов начал свою работу в нервозной обстановке, отменив решения союзных властей о запрете митингов в Москве. Затем Съезд объявил перерыв, и демократически настроенные депутаты заявили, что «пойдут впереди колонны демонстрантов, чтобы не допустить кровопролития». На демократических митингах выступили Г.Попов, Г.Якунин, депутаты Моссовета и представители «Демократической России». Основными лозунгами были следующие: «Ельцин – президент России», «Горбачёв – палач», «Горбачёва – в отставку». В митингах и шествия приняло участие около 100 000 человек (по оценкам западных радиоголосов – до 500 тысяч).

Напряжение в Москве было столь высоким, что загорелось американское посольство, его сотрудники были эвакуированы. Возгорание было ликвидировано подоспевшими пожарными.
К вечеру 28 марта Президент СССР М.Горбачёв заявил, что «завтра войска из центра столицы будут выведены». Однако центр не собирается отменять постановления о запрете проведения массовых акций в Москве.


18 марта, на следующий после союзного референдума день, советские граждане увидели – как Горбачёв собирается «обновлять» Союз: было объявлено о повышении цен со 2-го апреля. Цены на продукты и товары планировалось повысить на 70-200%. При этом всем гражданам СССР была обещана «компенсация» в 60 рублей.
Граждане СССР «обрадовались» халяве в размере аж 60 рублей и с опаской ждали этой чёрной даты – 2 апреля 1991 года.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.