Берестяные письма в доказательство русского наследия, вопреки украинскому

21 грудня 2013, 11:25
Власник сторінки
0
401

Два древних лингвистических объединения: Северо-Запад и Юг-Центр-Восток (новгородско-псковская земля, и московская, киевская и др., к XV в. слились в единый общий стандарт русского языка.

В 1951 г., в Новгороде впервые нашли брестяную грамоту - письмо, написанное и сохранившееся на куске берёзовой коры - бересте. На сегодняшний день в двенадцати городах найдено 1057 грамот. В Новгороде их уже больше 960, в Старой Русе (в 90 км от Новгорода) - больше 40 грамот. На десяток грамот натолкнулись в Смоленске, еще на несколько — в Витебске, в Старой Рязани (городище в изрядном удалении от Рязани), в Нижнем Новгороде, в Твери, в белорусском Мстиславе, в Торжке. Одна грамота была найдена в Москве, на Красной площади, во время ремонтных работ, когда обеспечивали возможность пройти танкам. Совсем недавно в Москве нашли исписанную бересту (уже числом до трех), прямо в садике, что у Тайницкой башни. На Украине тоже - в Звенигороде Червенском или Звенигороде Галицком. Так называется городище, у нынешнего села Звенигород, на реке Белке, что в Пустомытовском районе, Львовской области. В Звенигороде Галицком «подняты» три грамоты. И если бы Подольскую линию Киевского метро, в свое время, копали не «ударными темпами», то многое отыскалось бы и в Киеве. В столицах всегда не до археологов, а тем более — старой бытовой истории. Такая древняя система письма была очень распространена в древней Руси. Немало говорят документы на бересте о землевладении в Новгородской земле, об экономических связях новгородцев с Псковом, Кучковом (будущей Москвой), Полоцком, Суздалем, Киевом, даже Сибирью (Обдорской землёй). Такие письма-записки в Древней Руси писали палочками, “стилосами” (антич.), металлическими или костяными, с острым концом с одной стороны и лопаточкой - на другом. По-русски их называли "писало". В разных местах таких палочек найдено уже больше сотни. Иногда "писала" даже находили в земле не отдельно, а в кожаном футлярчике, который крепился к поясу. У древнего новгородца с одной стороны на поясе был нож (который обязательно всегда был), а с другой – писало, как две стороны его нормальной ежедневной деятельности. Записки, написанные на коре берёзы, заменяли древним новгородцам телефон. Их писали для связи с близкими людьми, друзьями, соседями. В этих грамотах использовали обиходный народный язык, каким разговаривали люди в жизни, а не литературно-вычурный стиль языка книг, которые писали на пергаменте. Литературный язык древности имел, в качестве престижного ориентира, церковный язык. Поэтому, например, сочинения Мономаха имеют определенное количество церковнославянских элементов. Открытие учёных. Учёные, на основании берестяных грамот, пришли к потрясающему открытию не только в том, что наши древние прародители - наши бабушки и дедушки, отнюдь не князья, а простой люд, были тотально грамотными, и поразительно тонко искусными, в форме выражения мысли на письме, но и в самой истории языков. В лингвистике существуют понятия "дивергенции", что значит расхождение, и "конвергенции" - схождение диалектов. О том, что в истории русского языка диалекты подвергались схождению, с течением времени, а не расхождению, никакого представления до открытия берестяных грамот не было! Оказалось, что в грамотах Новгорода XI-XII вв., диалектных особенностей было гораздо большее количество, чем в грамотах XV в. (После уже появилась бумага, и необходимость в берестяной коре отпала). "Т.е. дерево росло, вовсе не разветвляясь, а вместо этого, его ветки сходились. Оказалось, что древне-новгородский диалект необычайно отчетливо отличался от, скажем, киевского в XI-XII вв. и гораздо меньше отличался от него же через 200-300 лет." Что можно назвать древнерусским стандартом? Если мы берем грамоту XII в., то там всегда будет написано "человеке", "хлебе", "Иване", "Петре" в 98-100%. Это окончание на "-е-" было принято первоначально в Киеве так же, как и в Москве, и в Рязани, и во всей Восточной части Руси. Тут говорили: "На руце, на нозе, на носе" и т.д.. В украинском языке это прекрасно сохранилось: "на руци", "на нози" – до сих пор. И ровно так же говорили в районе Ростова, Суздаля и Москвы. Такое письмо называют "центральной формой". А если мы берём грамоту XV в., то у нас только в 50% будет "человеке", "хлебе", "руце", а в 50% уже будет "человекъ", "хлебъ". Это уже был новгородский диалект, с твёрдым знаком в конце, без окончания на "е". Конвергенция двух диалектов привела к победе новгородского элемента. поэтому мы с вами говорим "на руке, на ноге", а не "на руце, на нозе". Этим русский язык отличается от других славянских языков. Во всех славянских языках здесь будет " -ц-" : по-украински, по-белорусски, по-польски, по-чешски, по-сербски. Только новгородский диалект отличался в этом отношении, не имел этого -ц-, по причинам своей собственной фонетической истории, которую мы, русские, унаследовали. И русский язык, в этом отношении, является наследником именно новгородского диалекта. Как разделялась территория Древней Руси, исходя из диалектов народа? "Сейчас мы, прежде всего, думаем о трех языках: русский, украинский, белорусский. И очень часто, по естественной аберрации, по естественному анахронизму предполагаем, что, наверно, так было всегда. Оказывается, нет: ситуация древнего членения вовсе не похожа на нынешнюю. Эта же самая территория делилась, но существенно иначе. Она делилась не на три части, как сейчас, а на две. И эти две части имели иное географическое деление, не похожее на нынешнее. А именно, отделялся Северо-Запад: это Новгород и Псков, с соответствующими территориями. Это очень большая территория, потому что Новгород имел все владения Севера. Все нынешние вологодские, архангельские, пермские земли – это все была Новгородская земля. И все это, с захватом части нынешней Северной Белоруссии – вот такой Северо-Запад. Это был один диалект или один диалектный тип. А противоположная часть – Юг (будущая Украина), Центр (будущая Россия), Восток (нынешняя Восточная часть Европейской России) – между собой, по-видимому, в достаточной степени единые, составляли вторую часть. Знаний, полученных из берестяных грамот, достаточны, чтобы утверждать, что это было некоторое второе единство. Не было древнего различия между Киевской, Черниговской, Рязанской, Смоленской, Ростовской и Суздальской зонами. Это была одна Южная, Восточная и Центральная территории, противопоставленные Северо-Западу. Вот такими были два древних лингвистических объединения на этой территории: Северо-Запад и Юг-Центр-Восток. Как видите, совершенно не похожие на нынешнее противопоставление трех языков. Поэтому те, кто сейчас пытается, часто в недостойных политических целях, использовать эти наши новые сведения для противопоставления, скажем, Украины и России – это совершеннейшая чушь с точки зрения науки. Потому, что как раз разницы между московской территорией и киевской в древности не было. Разница была между ними, обеими вместе взятыми, и новгородско-псковской территорией. А из древнего деления Северо-Запад (Новгород, Псков) и Центр-Восток (Ростов, Суздаль, Рязань, чуть позже Москва) образовался современный великорусский язык. Так что великорусский язык, как выяснилось, – это вещь новая, которую позволило увидеть именно открытие берестяных грамот. Этот язык создался не путем классического дерева, а путем сближения между собой двух первоначально довольно сильно отстоявших друг от друга диалектов: северо-западного (новгородского, точнее новгородско-псковского) и центрально-восточного (ростово-суздальско-рязанско-московского) (Москву незачем называть для древности, но я ее добавляю для того, чтобы были понятнее территории)." (Из интервью действительного члена Российской Академии Наук Андрея Анатольевича Зализняка. "Новгородская Русь по берестяным грамотам".(http://polit.ru/article/2006/11/30/zalizniak/)). Западная и Центральная, как Северная и Восточная части Украины, были и есть территорией Великой Древней Руси. В отличие от Западной Европы, в древности нашим миром правили князья одной царской династии. Корону не делили монархи разных земель, как в Европе, а распри шли только между удельными князьями одной ветви Рюриковичей. Помните об этом, трактуя историю. Возвращаясь к современности, замечу, что большие надежды возлагаю на возрождение, так называемого, "русского мира". Мира, реально данного нам по праву самого нашего древнерусского, родного исторического наследия. О чём нам свидетельствуют берестяные грамоты, дошедшие до нас, потомков, как живое слово великих предков - от Новгорода до Галиции - единой и неделимой, святой нашей Руси!
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.