Могут ли пороки и слабости человека от искусства бросить тень на его вклад в культуру или полностью вытеснить его?
Отношение
к артистам как к носителям
культурных ценностей притерпело
существенных изменений в эпоху “желтой прессы” и развития интернет-технологий. Теперь
каждый творец высокого и прекрасного может получить негативные отзывы на своё
творчество и щедрую порцию критики буквально за считанные секунды-с помощью
пары кликов; параллельно почитывая разгромные статьи о себе любимом в очередном
таблоиде, охочем до сенсаций и скандалов. Никогда еще творческая личность не
рассматривалась так пристально на предмет личных взаимоотношений, семейных и
публичных скандалов, нездорового способа жизни, который частенько исповедуют
творческие люди. И самое главное – достижения этих самых людей на поприще
прекрасного вытесняются их чисто человеческими слабостями, недостатками,
проблемами и проступками. Именно на этом важно заострить свое внимание. Стоит
ли порицать их за несовершенство, комментировать каждое падение вместо того,
чтобы вслушаться в их песни, всмотреться в картины и прочувствовать слова.
Вопрос сложный.
Интересным примером, который подтверждает данную
тенденцию, - ажиотаж вокруг загадочной смерти британской певицы Эми Уайнхаус. Как
уже случалось ранее с почившими в самом расцвете сил звёздами, из тёмного шкафа
были извлечены какие только можно скелеты, изрядно приправленные ореолом
сенсации. А публика, в свою очередь, всё это и обругала от души, ведь если
писали всё время о проблемах с алкоголем, наркотиками, вспоминали сорванные
концерты и прочее. А как же ее песни, потрясающий голос и возрождение лучших
музыкальных традиций 20-го века в 21-ом? Ну это не в компетенции прессы,
заметите вы. Возможно, ценителям же музыки от этого не легче.
Активной творческой
личностью, вовлеченной во
всевозможные войны с журналистами, соотечественниками
и даже собственной семьей вовлечен и российский мэтр кино Никита Михалков.
Занятным является то, что в данном случае Никита Сергеевич сам делает за желтую
прессу большинство ее неблагодарной работы. Не стоит перечислять всё “заслуги”, заметим лишь то, что с каждым
новым походом на блогеров с целью отстоять свою позицию, с каждым новым шагом
по направлению к монополизации кинорынка России в своих руках, пропорционально
падает качество и художественная ценность снимаемых фильмов. Во-первых, времени
на отстаивание фильма тратится в два раза больше, чем на его съемку, а
во-вторых- кто признает доминирование высокого над обыденным, если творец его
погряз в самых что ни на есть примитивных пороках. А ведь совсем иное должно
быть отношение к режиссеру, который на своих плечах можно сказать поднял весь
российский кинорынок, получал международные награды, которые за просто так не
дают, и вообще был важнейшим человеком в русском кино последних десятилетий.
Важный вопрос, который стоит задавать в отношении художников-что же
всё-таки в них важнее-человеческое или творческое? Однозначно сказать
невозможно, ведь далеко не каждый нравственно высокий человек способен сотворить
шедевр, подарить ощущение прекрасного обществу, порой это удается тем самым
порочным, злым, жадным, но совершенно исключительным и особенным. Ведь другая
сторона медали всевозможных запретных веществ, алкоголя и бесшабашного
поведения -это всепоглощающий дух свободы, бунтарства, которые окрыляют
человека и позволяют ему творить. . В музыкальном мире это особенно заметно-
большинство великих песен написано под влиянием наркотиков и алкоголя. К
сожалению, в итоге это приводит к известным печальным последствиям. Это и есть
та высокая цена, которую платит творец за свой талант. Само собой разумеется,
что не стоит поощрять саморазрушение артистов, но и оговаривать созданные ими
великие вещи тоже не имеет никакого смысла. Они уже по факту принадлежат нашему
культурному наследию, и вычеркнуть их оттуда никоим образом не получается, так
же как и закон не имеет обратного действия.
Джимми Хендрикс, Курт Кобейн, Елвис
Пресли умерли от наркотиков, но мы всё равно заслушиваемся их песнями, актер Хит Леджер покончил с собой, но
превзошел своей актерской игрой в роли Джокера самого Джека Николсона, Ван Гог
сошел с ума, но обессмертил своё имя в картинах… греховность этих людей-в
компетенции высшего суда, а не людского ; важно сохранить в памяти то
гениальное и вдохновляющее, что было спето, нарисовано, снято, написано и
подарено всем нам.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.