Будет второй суд и "дурные" деньги семьи, выброшенные на адвокатов и всевозможные акции групп поддержки, которые если и способны что-то сделать, то лишь уменьшить или увеличить срок отсидки. И то не намного. А это значит, что пришло таки время серьезно подумать о перспективах крупнейшей (в еще недавнем прошлом) политической партии Украины - БЮТ.
Мне интересна эта партия, потому что она объединила не только протестный электорат, как это традиционно у нас называют, а прежде всего бизнес и часть политикума, включившегося в борьбу за смену элит. Смена не состоялась. Эту задачу БЮТ не выполнил, потому что не осознавал ее как ключевую в изменении качества власти. История с харьковской организацией БЮТ хорошо иллюстрирует это. Харьковский БЮТ был одной из крупнейших организаций в стране. Добивался хороших результатов на выборах. Развал структуры начался после несимпатичной истории со сменой лидера организации. Александра Фельдмана потеснили в угоду сиюминутным расчетам (губернатор в роли лидера был нужнее). И теперь, когда господин Аваков переживает не лучшие дни, находясь в трудных отношениях с прокуратурой и СБУ, опереться харьковскому БЮТу не на кого и рассчитывать не на что. Некрасивая получилась история, сказавшая "они такие как все". Схожая ситуация и в других регионах. Я могла бы это назвать "судьбой", которую структура может разделить со своим лидером, но хочу подумать о перспективах.
Сегодня на вершине публичного внимания присутствуют несколько человек из руководства БЮТ: Томенко, Королевская, Турчинов и Кожемякин. Есть и другие. Уверена, при смене лидера могут возникнуть и новые фамилии, но вопрос - кто следующий, остается открытым. Во-первых, потому, что лидер такой организации не может появиться из неоткуда и быть не авторитетным и несостоятельным человеком. Структуру нужно финансировать. А это - расходы. Не представляю, кто сегодня способен это делать без одобрения Банковой. Разве что Королевская, но это не очевидно и заведомо проигрышно тем, что консервирует образ структуры, как партии, возглавляемой "сильной и красивой" дамой. Власти это нужно, но БЮТу - нет.
Во-вторых, Суд и следствие по ЕЭСУ не добавят партии симпатиков. В истории с ЕЭСУ очень много болезненных нюансов, задевающих "бедный" электорат за живое, поэтому тема кампании "Свободу Юле" может сыграть не в плюс, а в минус. Значит, если партия хочет сохранить себя, она должна понемногу дистанцироваться от Тимошенко, вспомнить свое название или поменять его (сохранив остатки позитивного бренда) и выйти с новыми идеями, достойными более серьезного разговора, чем то, что и как сказала на суде или в своем письме народу уже не "та, що працює", а та що сидить".
Существует возможность объединения БЮТ с партиями Арсения Яценюка или Анатолия Гриценко. Это - интересный и выигрышный ход, но самый трудный для лидерского ядра, привыкшего маячить за спиной Юлии Владимировны. Ни Яценюк, ни Гриценко в таком фоне не нуждаются, поэтому простых решений не будет.
Уверена, власти сегодня выгодно, чтобы БЮТ не развалился полностью и максимально долго ни с кем не объединялся. Оппозиция Украины раздроблена и быстро маргинализуется, а БЮТ без лидера - хорошая площадка для объединения оппозиции. У власти очень много возможностей победть в предстоящей избирательной кампании и взять конституционное большинство. У нее есть темы, хорошо организованные структуры, не просто лояльный, а абсолютно управляемый админресурс. Но идти на выборы без конкурентов Партия Регионов не может. Начинает работать принцип достаточности силы. Именно он способен сыграть с партией власти "злую шутку", если она не сумеет предложить обществу хотя бы видимость конкуренции и свободного выбора.
В чем выбор? В новых партиях? В новом алгоритме формирования списков или новой системе голосования? Какие шаги нужно сделать, чтобы парламентские выборы состоялись с позитивным результатом не только для партии власти, но и для нас всех? Ответ на эти вопросы может дать новый Закон о выборах, если заложит основы серьезного и радикального изменения структуры законодательной власти. Изменит ее количественно, сократив число депутатов до 300 человек. Структурно, увеличив число женщин и представителей региональной политики. Функционально - передав часть законодательных функций в местное самоуправление. Все эти изменения носят Конституционный характер и требуют активизации, собственно, политической деятельности партий. Хотя бы парламентских. Но готовы ли к этому партии?
В украинском, давно приватизированном политикуме все партии существуют и развиваются как бизнес-корпорации: лидер содержит и развивает, а если не содержит, то не развивает. Наши партии не способны к саморазвитию. Государство уничтожило экономический базис третьего сектора и поставило его в жесткую зависимость от бизнеса и чиновничества, поэтому упрекать партии в таком положении дел несправедливо. Изменить ситуацию, наверное, можно, но как? Какими ресурсами? Общество утратило интерес и доверие к партиям, поддерживать их не хочет и заниматься этим не будет. Это уже дело самих партий. Это вызов им. Все, происходящее сегодня с БЮТ, может дать ответы на эти вопросы и показать путь от судьбы к перспективе. Партия либо разделит судьбу Тимошенко, либо сумеет измениться в своем качестве и самим фактом выживания и зарождения здоровых процессов внутри структуры, создаст прецедент, способный стать лучшей и самой интересной темой и идеей будущей избирательной кампании.