15.11 в национальном музее Кракова открылась выставка признанной сначала в мире, а потом и в родной Польше Катажины Козыры.
В
русскоязычных ресурсах информации немного, зато на сайте у самой
художницы много материала о работах, о их значении, о их понимании. (К
слову, в Киеве она была в гостях в 2009).
Вещи, увиденные на ее
выставке – поразительны своей идеей, подходом, реализацией, и в то же
время довольно понятные человеческому мозгу. Особо интересно, что Козыра
– женщина, и этот специфический женский взгляд на жизнь (даже не на
искусство, а на саму жизнь) настолько небанален и вместе с тем
доступен.
Творит она по большей части перформансы, инсталляции,
театральные постановки, сопровождая их фотографиями, видео, которые
вместе с костюмами, элементами декораций были представлены на текущей
выставке.
Как же это все выглядит
Начнем с ее дипломной работы
1993 года по мотивам сказки братьев Гримм. Для этой милой затеи она
находит коня, ведет его на бойню, убивает, сопровождает весь процесс
умирания живой съемкой.
Потом лошадку набивают и она становится
чучелом. Кот, пес и петух тоже чучела. В итоге, в масштабе 1:1 в
выставочном зале стоит пирамидка милых, словно живых, питомцев -
иллюстрации "бременских музыкантов". Лошадка ныне немного подгнила -
сегодня ее на выставке нету, но посмотреть видео с ее участием - это,
пожалуйста.
Пирамида зверей Минутку
подожду, пока все, кто хочет, покинут ряды читателей этой статьи,
возможно, доесть свой бифштекс или за новой парой обуви, забыв задать
вопрос, а почему Козыра это сделала? Не было ли ей больно в тот
момент?... А сколько животных усыпляют на скачках животных, но способных
уже принести доход из-за травмы или старости?
Бесспорно, после
представления «Пирамиды» публике на Катю посыпался ряд протестов (в 90х
то!). На что она отвечает следующим шагом: документирует процесс
собственного лечения химиотерапией, со всеми ее "прелестями": молодой
больной девушкой, лысой от лечения, с худым телом, с капельницами в
венах на синих руках. Но делает это с высокоподнятой головой, ассоциируя
себя с великими живописцами. Так перед нами восстает современная
Олимпия, почти такая же как у Мане, но только с другим привкусом.
Мане Олимпия
Козыра Олимпия (третий снимок немного отличаться от представленного на выставке)
Заметьте, тут и котик из пирамидки пригодился)).
- А что за бабушка на третьей фотографии?.
- Ее состояние после лечения. Очень похожая на нее физически, эта дряхлая старушка передает состояние тела артистки.
Затем
Козыра снова раздевается и идет в женскую баню. С видеокамерой.
Групповая мойка массы женских тел, давно видавших свою молодость (да и
видавшую ли вообще) – совсем не то, что изображали классики живописцы на
полотнах и не то, что навязывает мужским фантазиям реклама.
Ингрес Жан-Август-Доминик
Козыра
Дальше
глубже - Козыра цепляет себе бороду и пенис и все с той же камерой идет
в мужскую баню. Мужчины, ведь тоже не все с обложек Менс Хелс.
А как
на счет кастрации себя, в оперно-театральной постановке? Кем есть
Козыра сейчас: мужчиной, женщиной? А кем есть окружающий ее мир:
мужчиной, женщиной?
Протесты вызвала очередная акция артистки - расклеенные по городам Польши плакаты:
“Blood Ties” (Wiezy krwi) – на фото: артистка и ее сестра.
А что ВЫ думаете по поводу войны между христианами и мусульманами в Косово?..
Балеты,
сказочные постановки, статьи, перформансы, видео-инсталляции, кастинги
на роль самой себя, обучение оперному пению – все, что она делает со
своей командой и смелыми добровольцами (я не про коня) не лишено логики.
Но в ней нет банальности или предсказуемости, субъективной трактовки
добра или зла, да и наличия этих понятий в целом. А от бросающейся в
глаза внешней пошлости не остается и следа после первых попыток
разобраться в значении работ.
Все вещи можно трактовать по-своему, под соусом личного мира, но никто не скажет, где же реальность, в чем ее красота.
SummertaleПС: а эта сказка из цикла
"In Art Dreams Come True" становиться еще интересней от того, что актеры гномики – мужчины - убивают неугодных им мужчин в фильме.
Козыре
характерна постоянная подмена ролей и полов, отношений между ними, она
сама становится то одной то другой личностью, хотя признается, что
покинуть свое женское начало не удается.
Время прохождения выставки 15.11 – 15.01 в Национальном Музее в Кракове, аллея 3 Мая,1.
Время работы 10:00 – 18:00. Воскресенье Выходной понедельник.
Посещение выставки рекомендую начать с просмотра видео-комментариев и репортажей на телевизорах в правом от входа зале.
http://www.katarzynakozyra.pl – сайт Катажины Козыры.
Катажине 12 лет
с сайта http://wydarzenia.o.pl
Все снимки кроме первого взяты из сети, информация по материалам выставки в Кракове и сайта К. Козыры.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.