О том, чего не хватает женщинам.
18 ноября 2008 года Европарламент провозгласил 22 февраля Международным Днем за Равенство в заработной плате, признав, что в странах Евросоюза женщины получают за одинаковый труд с мужчинами в среднем на 15% меньше в государственном секторе, а в частном секторе эта разница может составлять 25%. Также Европарламент признал, что никаких изменений в ситуации не наблюдается ни в одной из стран Европейской экономической зоны, хотя по странам показатель гендерной бреши в заработной плате варьируется от 4% до более чем 25%. Похоже, никто не знает, какие механизмы необходимо задействовать и какие меры принимать для того, чтобы покончить с экономической дискриминацией по признаку пола: женщинам продолжают платить меньше, чем мужчинам, какими бы ни были их профессия, уровень знаний, профессиональный опыт, в каком бы секторе производства они не работали.
В качестве главной причины существования гендерной бреши в заработной плате традиционно называют фактическое отсутствие конституционно провозглашенных равных профессиональных и жизненных возможностей для мужчин и женщин, так как весь спектр неоплачиваемого репродуктивного труда (устройство быта, материнство, уход за детьми, престарелыми и инвалидами, воспитание и образование детей) продолжает вменяться в обязанность женщинам. Репродуктивный труд или выполняется женщинами напрямую (ежедневная работа по дому, кроме работы на производстве), или он "съедает" львиную долю доходов работающей женщины (оплата детского сада (внеклассных занятий) или няни, оплата дома престарелых или персонала по уходу за престарелыми и инвалидами), дотаций на эти нужды в государствах Еврозоны либо не существует, либо они недостаточны. Чаще всего женщины с "семейным грузом" в виде детей или престарелых (инвалидов) оказываются на низкооплачиваемых работах, работают на полставки или сокращают рабочий день на несколько часов. Разумеется, в этих случаях речь не идет о повышении квалификации и карьерном росте.
Интересно в этом смысле обратиться в европейское прошлое, так как у нас постоянно пытаются создать впечатление, что разница в заработной плате, весь спектр "проблем", связанных с материнством и детством, с женским трудом вне дома, "образовался" относительно недавно, конкретно, когда женщины "включились" в капиталистическое, а затем так называемое социалистическое производство, а еще конкретнее, когда воду из-под крана выпили "проклятые феминистки", зачем-то выколотившие из властей возможность для женщин получать профессию, работать и лично распоряжаться заработанными средствами. Итак, немного истории.
На протяжении всей европейской истории большинство европейских женщин работали вне дома и несли разнообразную ответственность. Они работали в поле. Они зарабатывали деньги. Они приносили дополнительный доход семьям... труд женщин являлся материальной основой существования семей... Эта «двойная нагрузка» заботы о членах семьи, ведения домашнего хозяйства и добычи дополнительного заработка характеризовала жизнь большинства европейских женщин и отличала их от мужчин. Именно женщинам, а не мужчинам вменялись эти многочисленные обязанности и необходимость найти возможность дополнительного заработка без ущерба для выполнения обязанностей по дому или найти себе замену, которая бы заботилась о детях, о членах семьи и о доме, пока женщины работают вне дома..
Кроме того, «женская работа», домашняя или по найму, традиционно не ценилась и считалась гораздо менее важной, чем работа мужчин... Как результат, когда женщинам платили за их работу, они получали от половины до двух третей от зарплаты мужчин... женщины всегда зарабатывали меньше мужчин... Все эти факторы, которые влияли на работу женщин, ограничивали их, ограничивая их возможности и их ресурсы.
Все крестьянские семьи Европы нуждались в дополнительных заработках, чтобы выжить. Обязанность зарабатывать эти деньги лежала на женщинах... женщины-крестьянки чаще, чем мужчины-крестьяне, зарабатывали деньги, которые гарантировали выживание семьи... женщины работали на чужих полях, прислуживали у богатых крестьян, продавали всё, что могли... На любой работе, в любом месте, в любое время, как только речь заходила о заработной плате, женщинам платили в среднем от трети до половины от заработка мужчин. Англичанин Вальтер де Хенли в учебнике домашней экономии (12 век) приводил традиционное объяснение разнице в заработной плате. Он называл женщину «недоделанным мужчиной» , так как, согласно его рассуждениям, женщины работали медленнее и выполняли менее престижную работу... В начале 14 века один из монастырей на юге Франции платил жницам-женщинам 1/8 часть от заработной платы жнецов-мужчин...
В 20-х годах ХХ века ирландский фермер поучал своего сына: «Хочу сказать тебе кое-что, чтобы ты держал это в голове и хорошенько запомнил. Небогатый фермер должен найти себе умную жену, иначе он долго не протянет. Может, несколько лет он продержится, но потом пропадет... Умная жена найдет тысячу способов делать деньги... сыну надо искать жену там, где в доме была умная и предприимчивая мать, потому что такая научит своих дочерей работе, а это то, что надо»
В фабричном производстве также преобладало традиционное обесценивание женского труда и подчинённое положение женщин. Хотя на фабриках женщины могли заработать больше, чем на других работах, их заработная плата по-прежнему составляла от половины до трёх четвертей от заработной платы мужчин, даже тогда, когда женщинам разрешалось выполнять ту же работу, что выполняли мужчины. Мужчины, работавшие на станках на французских обувных фабриках в 1890 году получали в день 6 франков; за ту же работу женщинам платили 3 франка и 25 сантимов...
Исследование по заработным платам на хлопковых фабриках Ланкашира в 1833 году показало, что если работавшие там дети, мальчики и девочки, зарабатывали практически одинаково, рабочие-мужчины в возрасте около 20 лет зарабатывали уже вдвое больше женщин. В возрасте 35-ти лет, пик работоспособности, мужчинам платили в среднем 22 шиллинга и 9 пенсов, тогда как женщинам - 8 шиллингов и 9 пенсов. Хотя с увеличением возраста работников разница в заработной плате между мужчинами и женщинами несколько сокращалась, 65-летние рабочие-мужчины продолжали получать зарплату в два раза больше, чем средняя зарплата женщин на той же фабрике.
Разница в доходах от оплачиваемого труда стала причиной того, что мужчин без женщины стали называть "холостяками", а женщин без мужчины - "незащищёнными слоями населения". Так происходит и по сей день.
В 1903 году Женский комитет Совета профсоюзов Манчестера и Салфорда информировал, что "считается, что мужчина зарабатывает мало, получая 17 шиллингов в неделю. Между тем, не будет преувеличением сказать, что тысячи девушек-работниц счастливы, если они могут принести домой в конце недели 7 шиллингов... более старшие и опытные работницы всё равно не могут расчитывать более, чем на 12 шиллингов, никогда в своей жизни... Это без сомнения и есть беднейшие из бедных".
Законы, принятые в 18 и 19 веках закрепили за мужчинами право отказаться от исполнения отцовского долга по отношению к своим детям. Так, в прусском Гражданском Кодексе от 1794 года мужчина должен был выплачивать до четверти от своих доходов на содержание ребенка, даже если он не был женат на его матери... В 1854 году этот закон был изменен, из него исчезло понятие биологического отцовства, и незамужние матери уже не могли рассчитывать на экономическую поддержку со стороны отца ребенка... в Италии женщины получили право подавать в суд для признания отцовства только в 1975 году. Позицию европейского общества в отношении проблемы содержания внебрачных детей и детей в покинутых отцами семьях можно резюмировать словами одного ирландского законодателя, сказанными в 1837 году: "Ирландские женщины должны быть... стражами собственной чести и нести личную ответственность в течение всей жизни за любое отклонение от правил".
На шахтах, как и на любых других тяжелых работах, женщин ценили за их "покорность". "Женщины соглашаются работать там, где нет абсолютно никакой возможности заставить работать никого из мужчин, даже самого молодого", - свидетельствовал английский управляющий шахтой в 1840 году, - "Они работают в опасных коридорах, по колено в воде, практически согнувшись пополам".
В череде протекционистских законов в конце 19 - начале 20 вв. европейские государства и профсоюзы преследовали одну цель: сократить рабочий день (и доходы) женщин с тем, чтобы у них было достаточно времени для домохозяйства. Домашняя работа традиционно оставалась "долгом" женщины, независимо от того, работала ли она вне дома. Протекционистские законы объединили мужчин, которые во всём остальном были друг с другом несогласны.
Б. Андерсон и Ю. Зинсер «История женщин. Их собственная история» (Bonnie S. Anderson, Judith P.Zinsser "A History of Their Own”)
(С)
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.