Интервью генерального директора и художественного руководителя Национального цирка Украины Владимира Шевченко
Кумиры публики, любимцы миллионов
зрителей супруги-дрессировщики Владимир
и Людмила Шевченко за свою цирковую жизнь укротили около 160-ти хищников.
Народные артисты СССР и Украины создали свой
собственный и неповторимый стиль работы с хищниками. И каждый их выход на манеж
без преувеличения становился настоящей сенсацией. Сейчас Владимир Шевченко –
генеральный директор и художественный руководитель Национального цирка Украины, а его жена Людмила – главный
режиссер.
«МС» встретилась со знаменитым
дрессировщиком. В его цирковой гримерке – среди львов и тигров, правда,
сувенирных, он рассказал нам о «жизни в клетке».
«Я КРУЧУСЬ В СВОЕМ КОТЛЕ…»
- Владимир Дмитриевич, вы руководили Украинским
цирковым коллективом с начала 70-х
годов. В чем та цирковая эпоха
отличается от нынешней?
- Да, я возглавлял Украинский
цирковой коллектив вплоть до распада СССР и, соответственно, распада Союзгосцирка.
Тогда была эмблема «Большой Московский цирк», в котором участвовали артисты
всех национальностей - и узбеки, и грузины, и армяне, и украинцы. Существовали цирковые
коллективы, то есть, каждая республика имела свой национальный коллектив и,
естественно, каждая республика поддерживала с ним финансовые взаимоотношения. Все
это было под эгидой «Большого Московского цирка». И эта марка на протяжении
многих лет котировалась во всем мире…
- Это были, как я понимаю, некие филиалы?
- Нет, не филиалы. Это была
единая система - 60 стационарных цирков по всей стране. Была одна контора – Союзгосцирк,
которая занималась и постановочными вопросами, и новыми аттракционами, и новыми
номерами. Это была, можно сказать, целая система. Потом, когда все это дело «разбежалось»,
появились национальные цирки. Например, Национальный цирк Казахстана,
базирующийся в Астане, Национальный цирк Грузии - в Тбилиси, Национальный цирк
Азербайджана - в Баку. В том числе, и в
Украине. Я возглавляю Национальный цирк Украины – киевский, а не все украинские
цирки. У нас существует дирекция украинских цирковых предприятий, которая
объединяет 9 цирков, в каждом - свой штат артистов. Вот они там
крутятся-варятся в своем котле. А я кручусь в своем…
- В свое время вы дебютировали в фильмах «Гиперболоид
инженера Гарина» и «Рассмешите клоуна». Почему не продолжили актерскую карьеру?
Вам предлагали?
- Дебют - это немножко
неправильно. Дело в том, что мне, как и другим студентам Московского циркового училища, просто не хватало денег на еду. Поэтому, мы
занимались чем? Трюковыми съемками! Вот так, подрабатывая, и попали на съемки
«Гиперболоида», фильма «От рассвета до заката»,
крутились на лошадях в «Войне и мире» у Бондарчука… Было и еще несколько киноработ. «Рассмешите клоуна» - это
один из художественных фильмов, в котором я снимался здесь, в Киеве, на киностудии им. Довженко. Снимали нас и режиссеры
из Канады, Америки. В основном - в
цирковой тематике.
«Я – ХАМ В МАНЕЖЕ. А ТАК Я НОРМАЛЬНЫЙ…»
- Вы и ваша жена Людмила – кумиры миллионов по
аттракциону с хищниками. Сколько тигров и львов прошло через укротителей
Шевченко?
- После окончания циркового
училища мы с Людмилой начинали аттракцион с львицей. Потом у нас был аттракцион
со львами и тиграми, далее - 18 львов и
тигров в одной клетке. Позже были тигры на лошадях, леопарды на лошадях… Кого
только не было! Хищники наши постоянно
менялись. Ведь за такое количество лет, сколько мы в цирковом искусстве, состав
животных, естественно, не может быть один и тот же. Их продолжительность работы
в цирке - до 10-12 лет. Представляете, сколько их прошло через наши руки? Это
очень длительный жизненный процесс! Мы как-то посчитали: около 160 голов львов,
тигров, леопардов…
- Какие-то нюансы, ЧП с вами случались?
- Что такое ЧП? ЧП - это
всегда больница.
- А попадали в больницу из-за питомцев?
- Конечно! Работа с хищниками
ведь это предопределяет. Так или иначе, они имеют и когти, и клыки. Каким бы
гениальным не был дрессировщик-укротитель, он все равно никогда не задавит
инстинкт животного. Этот инстинкт может проясниться в любой момент. Бывали разные
случаи. У нас в клетке и девочки, и мальчики. Мальчики влюбляются в девочек, девочки,
когда загуливают, меняют своих партнеров. Начинается естественная ревность.
Наша задача, как опытных дрессировщиков, - не допускать между ними драк. И потом,
существует такой закон - направленной агрессии. Допустим, мальчик начинает
драться с другим мальчиком - лев с тигром или два льва между собой. Кто-то из
них кого-то начинает «побивать». Что получается? Так как хозяин в клетке всегда
один - это я - то тот, которому попало, считает меня виноватым. И тот, который не добил, тоже считает меня виноватым. Вот они
объединяются, идут вдвоем-втроем на меня, и начинается: кто кого? Я – хам в
манеже. А так я нормальный…
- Помните ли вы свое ощущение, когда впервые оказались
в клетке с хищниками?
- Это было, когда мы
находились на гастролях в Калуге. Мой отец-дрессировщик, помню, привез двух 6-месячных
львиц. Вот он завел меня в клетку и говорит: «Попробуй!». Ну, им по полгода тогда было, маленькие… А в 14 лет я уже выходил на манеж.
«САМОЕ ТРУДНОЕ – РАБОТАТЬ С ЛЮДЬМИ,
А НЕ С ЖИВОТНЫМИ»
- Как познакомились с женой Людмилой?
- Мы вместе учились в
цирковом училище, на одном курсе. Она – гимнастка, я – гимнаст. По окончанию
училища вместе заканчивали ГИТИС…
- Когда поженились?
- Женаты мы с 1963 года… Столько
не живут, сколько я живу! Я - трижды герой Советского Союза! (смеется)
- Вы вместе и дома, и на работе. Получается, 24 часа в
сутки…
- Совершенно верно! Вы можете себе представить?
Столько лет - и не разводимся! Я бы не сказал, что был бы однолюбом…
- Было ли в вашей жизни что-то, что вы считали для
себя трудным?
- Самое трудное - работать с
людьми, а не с животными. С животными - заходишь в клетку, смотришь, ага,
плохое настроение! Они сразу выражают свои эмоции. А с людьми намного сложнее…
- Как отдыхаете, чем занимаетесь в свободное время?
- Я забыл, когда отдыхал. Кроме того, что я - директор, за мною закреплены
две штатные программы. В одной из них в
Симферопольском цирке работают наши так
называемые преемники - тигры и львы. И потом, мы с Людмилой ставим все программы, которые у нас есть.
- Непосредственно дрессировкой занимаетесь?
- Конечно, захожу иногда в
клетку. Когда хочется…
- А на арене?
- Последнее мое заключительное выступление на цирковой арене
было год назад.
СПОРТ ГЛАЗАМИ БУЛЬДОГОВ-ФУТБОЛИСТОВ
- Можете назвать себя успешным человеком?
- Я очень доволен тем, что
занимаюсь любимым делом. И главное то, что в ответ на свою деятельность я имею то
же, чем и занимаюсь.
- Недавно мэтр отечественной эстрады Лев Лещенко
отметил свой 70-летний юбилей. Приглашенных на празднование он в шутку попросил
не дарить ему львов – мол, за годы их скопилось огромное количество. У вас с
подобными подарками, наверное, аналогичная ситуация? Вижу, в гримерке немало
фигурок хищников…
- Да, у меня их тоже очень
много. В основном, все сувениры находятся дома. Почему-то, если я работаю со
львами и тиграми, мне всегда приносят этих же львов и тигров. Уже целая
коллекция! Знаете, ко мне как-то зашел товарищ, совершенно не имеющий отношения
к цирку. Видит - дома львы и тигры. Говорит:
«Слушай, а если бы ты работал гинекологом, что бы тебе дарили?» Я
затруднился ответить на этот вопрос…
- На недавней премьере гастролей Большого Московского
цирка в Киеве вы упомянули о новой программе, приуроченной к ЕВРО-2012…
- Сейчас мы делаем программу
«Спорт глазами цирка». И один из номеров, в который я внес определенную лепту, - собачий футбол. Подобные номера я помню еще
из детства. Сейчас их возобновила одна московская циркачка. Мы помогли. И у нас
здесь будут 20 собачек-бульдогов мордами бить мячики…
ГДЕ ЦИРКАЧАМ ЖИТЬ ХОРОШО?
- А как сейчас обстоит
вопрос с финансированием?
- Это болезненный вопрос для всех
цирков. Наш тому– не исключение. Зарплату дают. В общем, выходим из положения…
- Спонсоры есть?
- Нет. Из опыта знаю, что спонсор
тогда спонсор, когда он знает, что будет иметь в ответ. А что с цирка возьмешь?
- Собственно, как и с театра…
- Мы с Людмилой, гастролируя,
побывали в около 30-ти странах мира. Работали во Франции, Германии, Швейцарии…
Там везде фактически частные цирки. Но
они получают дотацию государства на содержание животных! А цирк без животных - это
уже совершенно другой вид искусства. Как говорят, цирк без обезьян – как
обезьяна без гранаты…
- И где же, по вашему мнению, цирку жить хорошо?
- Затрудняюсь ответить.
Сейчас везде кризис. Зритель не идет – дорого. Выше поднимать цены нельзя. А на
этих ценах прожить тоже нереально. Тем не менее, 60% наших хороших артистов
работают за рубежом. Потому, что разница очень большая: или в неделю получать,
допустим, 600 евро или их зарабатывать в течение двух месяцев. Вот хорошие мастера и уходят…
- В контексте «Россия-Украина» есть какие-то отличия в
условиях работы?
- Конечно. К примеру, у нас в
лучшем состоянии и здание цирка, и гостиница для артистов, чем у россиян. Но
там зарплата в 3 раза больше, чем в украинских артистов.
- Министерство культуры Украины вам помогает?
- Нам всегда помогал Юрий Богуцкий,
который трижды был министром культуры. Он и по сей день очень здорово относится
к цирку. И за последнее время я нисколько не обижен вниманием министерства
культуры, в частности, министра Михаила Кулиняки. Он и его команда нас очень прилично поддерживают.
Во всяком случае, впервые за 20 лет ремонтируем цирк, делаем свет, звук,
обустраиваем зверинцы. Но в Минкульте ведь тоже сориентированы на бюджет, а там
всегда на культуру давали ноль целых и мало десятых. Хотя Михаил Кулиняк для нас «выбивает»…
«НАША ЗАДАЧА –
ПОНРАВИТЬСЯ ЗРИТЕЛЮ»
- Ну, и напоследок поговорим о перспективах…
- В планах - сделать здание Национального
цирка в соответствии со всеми современными требованиями. Конечно же, хотелось
бы, чтобы в штате находились артисты, которые впоследствии не бежали бы за
рубеж, а оставались здесь. И чтобы в наших условиях им было комфортно. Чтобы
зритель приходил и смотрел на красивых, ловких и сильных людей и животных. У
нас ведь зритель какой? В основном - мама
с папой и ребенок. Так вот, наша задача - им понравиться. Думаю, мы ее
выполняем: делаем детские спектакли. Это и «Доктор Айболит», и «Карабас-Барабас», и «Три толстяка». Делаем, возрождаем, потому как сейчас, после развала СССР, все это находится в
упадке, как-то развеялось… Мы многое
потеряли. Та плеяда людей, так называемая элита, по возрасту ушла. Это – закономерно,
ведь сценическая жизнь циркового артиста коротковата. А молодежь в полной мере еще не
пришла: им это не интересно, ведь мало платят. Лучше выступать в варьете или где-то
на пароходе… Хотя… Сейчас есть приток - приходят люди, которым очень нравится,
и работают они на энтузиазме.
Оксана ШКОДА
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.