Грустные думы
Не выходит из головы то, что произошло в Николаеве. Как такое могли сотворить на земле славных козаков? Хотя, стоп. Как раз для козаков такое обращение с женщинами было обычным делом. Даже песни об этом есть. Ну вы помните, что славные козаки сделали с Галей молодой. Вот интересно, их за это посадили? Вряд ли. И уж тем более Стеньку Разина за утопленную, как котёнка, княжну никто даже не пожурил. Странно, почему же они так себя вели?
Если хорошо подумать, ответ простой. Козаки до Екатерины и казаки после Екатерины (я умышленно написал эти слова по-разному) это несколько разные люди.
Давайте вспомним те славные лихие времена, - что из себя представляла Запорожская сечь или отряды Ермака? Самый близкий аналог из современной жизни – ОПГ. Организованная преступная группировка. В казаки шли (или бежали) люди, которые имели какие то проблемы с властью и законом, либо которые хотели жить по своим собственным законам, по современному говоря ПОНЯТИЯМ. Козаки в Сечи и других аналогичных местах жили в суровом мужском коллективе, без женщин и семей, промышляли набегами, а в свободное время пьянствовали так, как нынешним пьяницам и не снилось. По отношению к населению они вели себя как рэкетиры, защищали его от других бандитов, при этом вынуждая содержать собственных. Почему я назвал их бандитами – а именно так поступают с девушками только бандиты, обманом уводят, а потом, наигравшись, привязывают за косы к сосне и поджигают.
Если вспомнить нынешние блатные песни, то и там тема наказания женщины смертью за легкомысленное поведение чуть ли не самый распространенный сюжет – «Мурка», «Гоп-Стоп мы подошли из за угла», «Нинка как картинка с фраером гребёт» эти песни просто калька с козацьких песен, где женщин топили и сжигали. Потому что бандиты и козаки (а мы видим, что это одно и то же) признавали и признают силу и только силу. Логично, что слабая по природе своей женщина ни малейшего уважения им не внушала.
До Екатерины козаки были постоянной головной болью Московских, а потом и Российских царей. Сколько проблем было у царя с Ермаком, пока договорились, А Стенька Разин, а Сечь, которая то с москалями ляхов бьёт, то наоборот, на Москву походом движется… Так было, пока Екатерина с чисто немецкой педантичностью раз и навсегда не решила козацкий вопрос. Сечь разрушила, запорожцев переселила на Кубань, где навечно отдала им в пользование самые плодородные в империи земли. Казацким старшинам дала дворянские привилегии, а простым казакам освобождение от налогов и право на самоуправление в своих станицах, где они общинами (т.е. уже семьями) под началом ими же выбранных атаманов впредь и жили, как считали нужным. В обмен на это казаки обязаны были защищать от набегов южные границы империи, и в случае войны выставлять своих казачков под командование российской армии. То же самое было и на Дону и на Тереке и в других местах, где казаки проживали.
И в результате этих казачьих реформ в менталитете казаков произошли огромные изменения. Из постоянной головной боли для империи они превратились в её опору. За царя-батюшку и Россию-матушку казаки всегда воевали верой и правдой. До сих пор в России нигде нет такого имперского, даже шовинистического духа, как в казачьих станицах. Это даже Кучма признавал в своей книге «Украина не Россия». Казаки из бандитской прослойки общества превратились в настоящий субэтнос (а некоторые считают, что в самостоятельный этнос). Они уже говорят, что «тут хохлы, там москали, а мы – казаки». Кстати эта точка зрения на казаков, как на этнос, в России достаточно популярна.
Живя уже семейной жизнью в общине казаки не могли обойтись без женщин, на плечах которых была и работа в поле и дети и домашний очаг. Потому у казаков ( в отличие от козаков) отношение к женщинам было уже другим. И песни были уже другие, в них женщин уже не топили и не сжигали, а наоборот, любили и кохали. Очень показательна история Григория Мелехова и Аксиньи. Особенно то, что с отцом Аксиньи сделали его же сыновья и жена за надругательство над дочерью. Его просто убили. А ведь лет за 200 до этого возможно воспели бы такое поведение в песнях…
Сегодня козаков идеализируют, ими гордятся. Может оно и правильно, кто знает. Но меня забавляет, когда себя называют братьями козацького рода католики-униаты с ЗУ, которых православные козаки резали без малейшей жалости. Ну, то таке…
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.