Мне как философу положено интересоваться человеческой глупостью. Скажу честно, редко удается найти ее «чистый» образец. В наш век Гугла и Википедии легко присыпать торчащие уши глупости пудрой с акаде
Антон ФИНЬКО,
Кандидат философских
наук
Мне как философу положено интересоваться человеческой глупостью.
Скажу честно, редко удается найти ее «чистый» образец. В наш век Гугла и
Википедии легко присыпать торчащие уши глупости пудрой с академического парика.
Но недавно мне повезло.
Для начала - старый анекдот.
В Париже встречаются две американки – северянка и южанка.
Северянка жалуется:
- Вы знаете, мне даже неудобно говорить об этом, но я третий
день в Париже – и еще не была в Лувре!
Южанка ее успокаивает:
- Не переживайте, милочка, у меня такие же проблемы. Возможно,
это от непривычной пищи…
Этот анекдот не раз вспоминался в ходе наблюдения за странными
текстами, гулявшими в пространстве Укрнета в течение последних двух-трех недель.
Не буду влезать в разборки, породившие эти творения, ибо суть не в них. Мне как
человеку, далекому от светских тусовок, в этих сообщениях резануло глаз вот что:
в Лавру(!) назначен новый то ли заместитель, то ли советник директора. Простая логика
подсказывает: если есть заместитель, то должен быть и директор. И действительно,
кое-где идет ссылка на директора. Что меня поразило – обе названные персоны – женщины!
Поясню. Лавра – это монастырь особого статуса. Причем,
всегда только мужской. Его руководитель
(настоятель) – всегда епархиальный архиерей, владыка: митрополит или архиепископ.
Повседневной жизнью Лавры управляет наместник Владыки. Посему очевидно: в Свято-Успенской
Киево-Печерской Лавре, как и в любой другой, не может быть ни директора, ни заместителя
– тем более женщин!
Легенду про Папессу Иоанну – женщину, якобы занимавшую в середине
IX века папский престол, знают многие. Эта история до сих пор популярна
среди католиков и протестантов. Пушкин ее чуть было не вставил в «Сказку о рыбаке
и рыбке», – но в итоге отказался. Так что для православной традиции директриса
Лавры – явная «инновация»!
Но ведь есть же директор?! Директор есть. В Национальном
Киево-Печерском историко-культурном заповеднике – музее. Но это совсем другое. Музей
– учреждение мирское, назначения в нем идут по линии гражданской власти. Кесарю,
как говорится, – кесарево. Кстати, по процедуре назначения тоже феерическая глупость
глаголется. Мол, лично наместник Лавры этого советника (или зама…) директора выбирал
«из трех девушек». Авторы явно путают кастинг, благословение и административное
назначение.
Могут сказать, мол, какая разница для простого человека?
Главное – чтоб интересно и нравственно. Давайте разберемся, где что.
Предположим, авторы искренне нравственны, но
невежественны, чушь пишут от чистого сердца, «не ведая, что творят» – а потому
ропщут. Может, они кроме кастинга ничего хорошего в жизни не видели? Тогда Бог их
простит.
Впрочем, в чистоте их помыслов уже можно усомниться.
Ибо истинная вера считает злословие грехом,
а ведущие к злословию гнев, тщеславие и гордыню – греховными страстями. «А Я
говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду»
(Мф. 5: 22)
Второй вариант:
авторы всё понимают, и знают, что Лувр – это совсем не то, о чем подумала американка,
а Лавра – совсем не то, о чем подумают читатели.
Но тогда налицо банальная манипуляция: авторы сознательно
вводят людей в заблуждение, пользуясь их неосведомленностью. Манипуляция изначально
рассчитана на неведение и невежество. Более того, манипулятор стремится это невежество
воспроизводить и усугублять, то есть постоянно оглуплять аудиторию. Нравственно,
нечего сказать!
Перед нами то, что в евангельской традиции именуется фарисейством.
Христос истолковывает «закваску фарисейскую» как лицемерие (Лк.12:1). «По делам
же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф.23:2).
Кстати, тем же фарисейским лицемерием веет и от «обнаженки»,
которую постоянно вытаскивают «в защиту нравственности». Дескать, посмотрите какая
гадость! Нет, вы посмотрите! Позиция старой ханжи по принципу: «Любой секс не со
мной – это блуд».
Но тот, кто каждый раз повторяет глупости, уверенный, что
окружающие глупее его и поверят, – совершает две ошибки. Во-первых, он недооценивает
людей (и потому не всех удается обмануть). При этом он сам начинает верить в собственные
глупости – это во-вторых. Легко понять, кто оказывается в дураках. Как сказал
один известный философ и пиарщик, «первая жертва манипуляции – сам манипулятор».
То же происходит и с моралистами, считающими всех аморальнее
себя. В конечном счете, люди такого типа начинают напоминать старую деву, которая
считает неприличным говорить «яйца всмятку» и называет их «яичками». Но то, чего
она так стесняется – это как раз они и есть.
Активное невежество
смешно, ибо путает Божий дар с яичницей.
Вот такие странные
мысли приходят при чтении простых, казалось бы, новостей из Интернета. О, времена! О, нравы!
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.