Умиротворение диктатора-2: "Мюнхенский сговор" Брюсселя с украинской властью

02 січня 2013, 16:56
Власник сторінки
Доктор философских наук, политолог
0
1475

Как некогда Европа отдала Гитлеру Чехословакию, так современный ЕС своей попустительской политикой отдает на откуп диктатору саму Украину, ее население - разменную монету в политических торгах.

В начале ноября прошлого года я поместил на своем блоге статью «Умиротворение диктатора» или почему от «западной обеспокоенности» тошнит». В ней проводилась мысль о том, что, вопреки критической риторике Европа потакает диктаторским устремлениям Януковича и укрепляет тот режим, который он строит и собирается окончательно достроить после 2015 года. Приметы «мюнхенского сговора» были очевидны после парламентских выборов, которые хоть и были квалифицированы европейским сообществом как «шаг назад», однако в целом признаны как соответствующие европейским стандартам. Заявления европейских наблюдателей фактически включили зеленый свет на дальнейшее «углубление сотрудничества» и подписание Соглашения об Ассоциации. (Как мы помним, одним из условий для этого подписания были «честные и прозрачные выборы»).      

    После таких заявлений – которые я могу охарактеризовать словами этих же европейских чиновников как «шаг назад в отношении своих же собственных ценностных деклараций» – оставалась надежда на то, что ЕС сохранит инструменты давления на украинскую власть в деле освобождения политических узников и поставит заслон для дальнейшей узурпации власти со стороны Януковича и «Семьи». Ведь тот же Ш. Фюле называл основные условия проведения саммита «Украина-ЕС», в пакет которых, помимо «прозрачных выборов», входило еще и «прекращение избирательного правосудия». Мы понимали, что выборы были не слишком честными, и Европа это преспокойно проглотила. Но Луценко и Тимошенко продолжают сидеть, а Евросоюз под дымовой завесой слов постепенно делает уступки за уступками, ровным счетом ничего не предпринимая для реального освобождения политзаключенных.

    Европейское сообщество спокойно выслушивает очевидный бред господ Хорошковского и Кузьмина о том, что в «посадке» Тимошенко виноват несовершенный Уголовный Кодекс, который сам написал на нее заявление в прокуратуру, сам судил, сам арестовал и, несмотря на титанические усилия Януковича, насильно удерживает за решеткой по устаревшей уголовной статье. Случай с Луценко еще более вопиющий, поскольку ЕСПЧ признал незаконность пребывания первого под стражей, то есть вынес юридическое решение, которое не выполняется. Более того, ему издевательски отказывают в досрочном освобождении по состоянию здоровья, садистски попирают не только элементарные принципы морали и сострадания, но плюют в лицо самой Европе, которая обычно требует неукоснительного выполнения решений ее судебной инстанции.

    Но все-таки еще тлела надежда, что ЕС проявит жесткую позицию, поставив в ультимативной форме условие по типу «вечером деньги, утром стулья»: «Сначала освобождение политзаключенных, а потом – переговоры по подписанию Соглашения». Однако этой позиции – увы! – мы не увидели. Вместо нее прозвучали привычные для нас общие фразы об «избирательном правосудии», прекращение которого носит скорее рекомендательный, нежели императивный характер. На фоне относительно мягких рекомендаций, начиная с декабря, все чаще голоса европейских политиков звучат в унисон о том, что «Соглашение надо подписать». Показательна фраза Кэтрин Эштон, высказанная в ее комментариях «соглашательских» выводов Совета иностранных дел ЕС. На вопрос, почему в этих выводах ни разу не прозвучали имена Тимошенко и Луценко, она ответила, что речь шла не о конкретных персоналиях, а об «общих принципах» изменения украинского правосудия. Снова «говорильня» вместо конкретных действий.   

    В течение декабря отдельные посылы европейцев о том, что Соглашение не может быть подписано, пока политические узники сидят в тюрьме, постепенно сменились на все более уступчивый тон, и в итоге, в самом конце месяца было принято стратегическое решение «подписать в кратчайшие сроки». Мотивация была уникальной: «Чтобы прекратить манипуляции». В этой формуле сокрыта глубокая тайна о том, кто является манипулятором, а кто манипулируемым, и каковы цель подобных «манипуляций», однако суть не в этом. Главное, что посол Украины в ЕС господин Елисеев шлет победные реляции о том, что саммит Украина-ЕС состоится в феврале 2013 (если вы помните, его проведение, также было под большим вопросом из-за проблем с демократией в Украине) и о том, что подписание Соглашения намечено на ноябрь текущего года и что никакое «избирательное правосудие» это подписание не остановит.

    Кстати, не было приостановлено и председательство Украины в ОБСЕ, хотя и оно после Выборов-2012 было под очень большим сомнением. Несмотря на все глухие угрозы остановить каток зарвавшейся власти, с 1 января «великий правозащитник» Леонид Кожара принял председательство в этом органе. Чем же будет заниматься верный апологет политических репрессий, человек, чьей целью было донести до западного сообщества правомерность заключения Юлии Тимошенко? Помимо контроля над вооружениями и борьбой с торговлей людьми (это очень благородно с его стороны!), он будет заниматься – не удивляйтесь! – «укреплением свободы в СМИ»! А ранее говорилось о том, что в этом председательстве особый акцент сосредоточен на «соблюдении прав и свобод человека». Вот чем будет заниматься представитель страны, в которой не только есть «знаковые» политические заключенные и растет число «политических беженцев», но которая побила все рекорды обращений в ЕСПЧ по статье «нарушения прав человека». Это воистину кафкианский бред!

    Как охарактеризовать подобный цинизм, причем цинизм обоюдный? Цинизм, при котором представители европейского сообщества не поднимают вопрос, а могут ли представители авторитарного режима вообще открывать рот относительно прав человека, но еще дают советы относительно приоритетности вопросов, которые должна решать Украина во время своего председательства. Например, госпожа Дж. Цейтлин считает, что таким приоритетом должен стать «вопрос гендерного равенства». Бедные мультикультуралисты, живущие в своем выдуманном мирке! Они даже не понимают, что подобный вопрос возникает только в развитых демократиях и в относительно благополучных обществах и что для Украины, где отсутствует равенство вообще, такой вопрос имеет «марсианский» характер. И сама его постановка носит характер фарса или издевательства.

    В чем же причина такого резкого изменения позиции Брюсселя в отношении Киева, почему вдруг он раскрыл для него свои объятья? Не надо быть большим аналитиком, чтобы понять ее. Примитивный шантаж Януковича, публично высказавшегося в пользу «присоединения к некоторым положениям Таможенного Союза», угроза подписания каких-то документов, связанных с изменением геополитической ориентации Украины, на анонсированной, но благополучно отмененной встрече с Путиным 18 декабря, так напугали европейцев, что они решили немедленно сбросить словесный маскарад о «ценностях» и любой ценой остановить Януковича. Они совершенно не поняли, что он в духе воспитавшей его субкультуры их просто «развел как котят». Никуда он в реальности не собирался, это был чистый блеф. Но сработало.

    Практически они согласились на подписание «без всяких условий», вернее, при одном условии: сохранять обоюдное «ломание» друг перед другом, при котором одни будут делать вид, что всерьез собираются «демократизировать» диктатора, а другие – имитировать процесс подобного рода «демократизации». (Вместо освобождения политзаключенных, вносить мелкие поправки в уголовное законодательство и клятвенно обещать, что в обновленном судопроизводстве таких процессов больше не будет никогда. А что касается Юли, то, тут уж, господа европейцы, «звиняйте»). Новые веяния проявились немедленно, и идея подписания Соглашения «как можно скорее» возникла сразу же после заявлений Виктора Федоровича. Уже 30 декабря доселе столь последовательный в своей жесткой политике господин Фюле позвонил Кожаре, чтобы поздравить его с назначением и объявить об «углублении Сотрудничества» с целью заветного «подписания». Одним словом, «приехали, господа»!

    Возникает еще один вопрос, а зачем европейцам такое «добро» и откуда такая спешка? И на этот вопрос также очевиден ответ. Как известно, основными лоббистами подписания выступали Польша, Чехия, Словакия и бывшие советские республики Литва и Эстония – государства, познавшие все «прелести» тоталитаризма. Именно они выступили «адвокатами дьявола» и сделали это вовсе не потому, что хотят «цивилизовать» политическое устройство Украины, а для того, чтобы зафиксировать ее статус как политической прокладки между ними и авторитарной и непредсказуемой Россией. Ведь, как часто говорили эксперты, само подписание Соглашения не означает никаких обещаний относительно будущего членства в Евросоюзе, но оно позволяет лучше контролировать действия Киева, не допустив его крена в сторону Москвы. При этом европейцы смогут преспокойно закрыть глаза на те безобразия, которые власть творит и намерена творить в будущем, и сказать в отношении украинского диктатора то же, что сказали американцы то ли в отношении Трухильо, то ли Самосы, то ли Пиночета (а, по некоторым данным и не говорили вовсе): «Он, конечно сукин сын, но это наш сукин сын».

   Вот и вся мотивация. Банальная «политическая целесообразность»; это даже не пресловутые «двойные стандарты», а чистой воды политический цинизм. И этот цинизм отчетливо виден на примере того, как Европа откровенно «сливает» Юлю. Первый звоночек «слива» прозвучал тогда, когда ей не дали Нобелевскую премию мира, испугавшись, во-первых, того, что демонстративный шаг откровенно разозлит Януковича, и он очень обидится, развернется на Восток и начнет снова пугать европейцев призраком обновленного СССР. Во-вторых, такое решение ставило ЕС перед дополнительными обязательствами по освобождению Ю. Тимошенко, перед необходимостью действительно осуществлять жесткую политику, а не ограничиваться вывешиванием портрета на стене римской мэрии.

    А второй звоночек, уже и звоночком нельзя назвать. Слишком мерзко пахнет. Вы не задумывались, почему в деле Тимошенко Европейский Суд «тупит»? Почему дело, которое предполагалось рассмотреть в ускоренном порядке, залегло на полках канцелярий? Почему нет решения по слушаниям, которые закончились в августе месяце? Почему этого решения не было перед парламентскими выборами, ведь оно могло бы серьезно помочь оппозиции набрать дополнительные очки? Мне могут возразить, что для Евросуда главное – неукоснительное соблюдение правовой процедуры, а не приземленная политическая целесообразность, и что там заседают правовые небожители, стоящие выше политической конъюнктуры.

    И тут я позволю себе возразить. Я абсолютно убежден в том, что происходит умышленное затягивание решения, опять-таки с целью избежать ответственности за контроль над выполнением этого решения, к которому обязывал бы юридически признанный статус политической узницы. Более того, я уверен, что это решение, которого защитники Юли ждали «со дня на день» (сначала в ноябре, потом к Новому году, потом после Рождества), стопроцентно не появится до февральского саммита. Вполне возможно, что постановка пьесы «В ожидании Годо» продлится до ноябрьского подписания Соглашения и дело вообще будет отложено в долгий ящик. Хотел бы ошибиться, но у меня есть серьезные опасения, что и по отношению к ЕСПЧ действует знакомое нам «телефонное право». Кто-то позвонил и сказал: «Дело пока придержать». Увы, другого объяснения у меня нет. Повторяю, искренне хотел бы ошибиться.

   И последнее, что хотелось сказать. Я назвал политику Брюсселя «мюнхенским сговором» не только по поверхностной аналогии, а потому, что, как некогда Европа отдала Гитлеру Чехословакию, так современный ЕС своей попустительской политикой отдает на откуп диктатору саму Украину, ее население, которое, как и оппозиционные политики, выступает разменной монетой в политических торгах. Есть еще один аспект неприглядности такого рода политики. Как мы часто слышим, уступки режиму со стороны ЕС диктуются «заботой» об Украине и украинцах, которые «не должны страдать из-за власти». Но необходимо помнить, что «мысль изреченная есть ложь», что пропагандистские высказывания являются «перевертыщами», и их реальный смысл является диаметрально противоположным смыслу высказанному.

   А в реальности  все обстоит с точностью наоборот. Такая политика льет воду на мельницу власти, дает ей дополнительные козыри и имиджологические преимущества на предстоящих президентских выборах (причем гораздо большие, чем «успешное проведение Евро-2012»). И когда Виталий Кличко уговаривал А. Меркель изменить свою позицию, то, понятно, что он это делал не для Януковича, а под свое будущее президентство. Только штука состоит в том, что если Соглашение будет подписано, то никакого президентства у Виталия может и не быть. А в 2015 году вновь придет, как говорил известный политолог, «только Янукович». И если в 2015 году это произойдет, если все более ненавидимый народом человек вновь займет президентское кресло (и на сей раз действительно надолго), то можно будет утверждать, что большой вклад в реализацию этого проекта внесла «демократическая» Европа.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.