Луганский медицинский университет один из многих украинских вузов, постоянно принимающих на учёбу иностранцев. Как и в любом городе мира, где существуют подобные университеты, время от времени случаются конфликты между местными жителями и теми, кто приехал на учёбу из других стран, и по другому смотрят на местный жизненный уклад и обычаи.
Один из таких конфликтов произошёл в Луганске в 2010 году. Группа иностранных студентов подралась с местными жителями. Завязка, более чем банального, конфликта, в итоге вылилась в то, что почти 30 студентов из Индии и Пакистана попытались разобраться с четырьмя местными жителями, среди которых был Владимир Овчаренко.
Конфликт завершился серьёзными последствиями, во время нападения один из жителей Луганска ударил ножом иностранца, после чего нападавшие отступили.
И здесь вступила в силу украинская специфика работы органов внутренних дел, для которых куда важнее не профилактика таких конфликтов, а галочка в графе раскрытых преступлений.
Конфликт выходил за рамки обычного происшествия, ведь по умолчанию, в нем должны были быть виноваты именно местные жители. Кто же захочет делать виновными иностранцев, каждый из которых платит за учёбу неплохие деньги, да ещё и к тому же, как правило, является сыном влиятельного в своей стране человека? Поэтому неудивительно, что сотрудники луганской милиции, взявшие расследовать это дело, с самого начала были настроены на оправдание иностранных студентов, а в главные виновники конфликта были определены местные жители. Более того, луганское начальство уже отчиталось перед прессой, что эти самые виновные найдены и наказаны. И все было бы как всегда, если бы житель Луганска ударивший ножом пакистанца не решил откупиться от следствия. Сразу после этого старший оперативный работник Ленинского РОВД города Луганска Уразгильдиев Ильдар и следователь того же РОВД Самбуров начали искать кандидатуру на роль «козла отпущения». Выбор пал на Владимира Овчаренко, который проявил вполне оправданное упорство, не желая признавать себя виноватым в том, чего он не совершал.
Никакое давление со стороны следствия не заставило Владимира совершить самооговор. В конечном итоге Владимир прошёл через детектор лжи, и следствие, спустя 10 суток после задержания, было вынужденно выпустить Овчаренко и задержать того, кто в действительности имел нож.
Но такой «наглости» сотрудники правоохранительных органов простить не могли. Теперь, по их мнению, упрямец, не взявший на себя чужую вину, должен был быть наказан и в любом случае получить свой срок. Повода для такого наказания долго ждать не пришлось.
Буквально спустя 2 месяца после конфликта с иностранными студентами, в Луганскую больницу обратился местный житель Евгений Лиманский, у которого была разбита губа. Следуя своей инструкции, сотрудники больницы сообщили об этом в милицию. После чего работники милиции опросили Лиманского и выяснили, что он в компании своих друзей сидел на летней площадке, где они неплохо выпили и начали вести себя так, что сотрудницы ближайшего магазина несколько раз просили их разойтись. На подвыпивших людей это не подействовало, и в ситуацию вмешался находившийся рядом с магазином Владимир Овчаренко. Разговор пошёл на повышенных тонах, но вскоре ситуацию удалось уладить, и подвыпившая компания отправилась гулять в другое место, а Владимир отправился по своим делам.
Это был подарок для сотрудников милиции и они взялись за дело. Вскоре участники компании, в которой выпивал Лиманский, дают следующие показания:
«24.08.2010 года я со своими друзьями Лиманским Евгением Ивановичем, и Волчковым Сергеем Викторовичем, примерно в 22 часа 00 минут пришли на летнюю площадку, находящуюся возле магазина «Настя», где сели за стол и употребляли пиво. Примерно в 23 часа 50 минут на выходе из площадки мы остановились. После этого откуда-то к Лиманскому Е.И. подбежал Овчаренко и сразу, ничего не говоря, беспричинно нанес удар кулаком правой руки, и попал в затылочную часть головы Лиманского Е.И., после сразу же нанес еще два удара кулаком правой рук также в затылочную часть головы Лиманского Е.И.. Далее Лиманский Е.И. повернул голову в правую сторону и Овчаренко стал справа от Лиманского Е.И. и сразу нанес ему следующий удар кулаком правой рукой в область нижней губы справа. Сразу же Овчаренко этой же рукой сорвал с шеи Лиманского Е.И. с правой ее стороны золотую цепочку. Далее сразу Овчаренко побежал в сторону, и отбежав примерно 100 метров исчез из виду. После этого у Лиманского было обильное кровотечение с губы. Мы ему помогли дойти помой и далее сами разошлись».
Далее приятели Евгения дополняют:
«Вопрос Кононенко: приезжали ли на место происшествия сотрудники охраны?
Ответ Кононенко: нет, сотрудников охраны я не видел на месте происшествия, если бы они приехали, я бы их увидел.
Вопрос Кононенко: когда вы выходили с летней площадки был ли кто-то за столиками?
Ответ Кононенко: я не видел.
Вопрос Кононенко: сидели ли в Вашей компании за Вашим столом девушки и парни кроме Лиманского и Волчкова?
Ответ Кононенко: нет, мы сидели втроём.
Вопрос Кононенко: пили ли вы водку на летней площадке?
Ответ Кононенко: нет, мы пили только пиво».
Евгений Лиманский
Попробуем поверить в эту картину: поздним вечером на улице стоят трое парней, замечу – не хрупкого телосложения. Внезапно из темноты на одного из них нападает неизвестный, несколько раз бьёт его то по затылку, то по лицу, потом срывает цепочку и … исчезает. Интересно, в каком состоянии находились все трое (как бы выпившие немного пива), что все это время стояли ничего не предпринимая, и даже не смогли бежать за грабителем.
Но даже такая нелепая картина рассыпалась, поскольку на площадке были люди, а кроме того, к месту конфликта подъезжали сотрудники охраны. Поначалу Уразгильдиев и Самбуров пытаются игнорировать показания свидетелей, но постепенно их накапливается столько, что в спешном порядке приходится выдумывать что-то другое. Вот что получается у луганских пинкертонов на этот раз:
«По существу заданных мне вопросов могу пояснить следующее, что ранее я давал не полные показания, т.к. считал, что необходимо рассказать и описать обстоятельства совершения преступления, но не предшествовавшие этому события. В действительности 24.08.2010 года я совместно с Лиманским Е.И. и Волчковым С.В. пришли на летнюю площадку примерно в 20 часов 00 минут, где заказали себе бутылку водки объемом 0,5 литра, и начали распивать данную бутылку. После чего примерно в 22 часа 00 минут продавщицы магазина попросили нас покинуть территорию площадки. В тот момент мы уже выпили на троих бутылку водки-и купили себе по бутылке пива и мы сказали продавщицам, что покинем территорию площадки как допьём, на что как я понял продавщицы согласились.
А все иные посетители покинули территорию площадки. Далее в процессе распития к нам подсели иные лица, девушки и парни, их полных анкетных данных я не знаю. Далее мы продолжил сидеть на территории летней площадки и пить пиво. Далее примерно в 23 часа 00 минут продавщицы снова нам сказали, что бы мы уходили, на что я промолчал и ничего не ответил.
Далее примерно в период времени с 23 часов 15 минут до 23 часов 50 минут, точное время я не помню, т.к. у меня не было часов, на территорию площадки пришла компания из 4-х парней, среди которых был Овчаренко В.Н. как я понял данные парни приехали на автомобиле «Шкода», серого цвета.
Далее между нашей компанией и компанией с которой пришёл Овчаренко, произошёл конфликт из-за чего я не знаю. В процессе конфликта все общались на повышенных тонах. Далее снова вышли продавщицы и сказали, что бы все расходились, и что они вызвали охрану.
Кроме того, в процессе конфликта, я видел как Лиманский Б.И. оступился и резко пошел в сторону Овчаренко В.Н., на что Овчаренко В.Н. по видимому что бы избежать столкновения его оттолкнул ладонью левой руки, в район рта, при этом от его толчка в районе правой стороны нижней губы у него появилась ссадина, слегка кровоточащая.
После чего мы мирно уладили конфликт и все покинули территорию площадки и отошли налево в сторону ЛОКПБ на некоторое расстояние и стояли далее общались. Почти сразу приехали сотрудники охраны к которым почти сразу подошёл Овчаренко В.Н. с каким-то парнем и они о чем-то поговорили.
После чего я с Лиманским подошёл к охранникам и стояли с ними общались. Далее Овчаренко В.Н и трое парней прошли мимо нас и пошли в сторону автомобиля, на котором они приехали, но Овчаренко В.Н не сел в автомобиль, а ушёл в другую сторону».
Итак дело начинает приобретать совершенно новый разворот. Оказывается, компания употребила на троих пол-литры, после чего, следуя старому принципу: «водка без пива – деньги на ветер», заказала пива. По их словам – по бутылочке. Правда по их же словам в этот вечер они вообще не пили водки, поэтому возьму на себя смелость предположить, что бутылкой пива не обошлось. Кроме того за столиком, по словам гуляк, их уже сидело не трое, а больше.
Сергей Волчков около летней площадки
Дальше шумное поведение подвыпивших молодых людей все больше мешает остальным. Им неоднократно делают замечания, а в конце концов вызывают охрану. В это же время изрядно принявшая на грудь компания таки находит своё приключение и вступает в конфликт с компанией, в которой был Овчаренко.
Замечу, кстати, что во всех показаниях и Лиманский и его друзья подтверждают, что компания Овчаренко была трезвая, а значит, это не было конфликтом выпивших людей, а попыткой успокоить разошедшихся выпивох.
В новых показаниях Лиманский и компания «внезапно» вспоминают подъехавшую охрану и начинают утверждать, что на тот момент цепочка ещё находилась на месте.
По новой версии Овчаренко сорвал ее уже после того, как конфликт был разрешён, а все люди с площадки разошлись.
Процитирую ещё одно место из новых показаний Евгения Лиманского:
«Далее спустя некоторое время мы стояли и общались с Кононенко и Волчковым, по поводу произошедшего конфликта и решили, что Овчаренко В.Н. был не прав. После чего я сказал, что пройдусь к магазину «Настя» и попытаюсь найти Овчаренко В.Н. в том районе, а Кононенко и Волчков остались стоять на том же месте. Далее я прошел к магазину «Настя», где увидел парня похожего на Овчаренко В.Н., т.к, он был таким же по телосложения и росту. Данный парень выходил от магазина, я попросил данного парня думая, что это Овчаренко В.Н. пройти со мной поговорить. Далее мы отошли от магазина «Настя» и стали возле забора напротив магазина и я толкнул данного парня, но после подошёл ещё один парень и разнял нас, т.к. подумал что мы будем драться, хотя я драться не хотел. Далее я понял, что я ошибся и обознался, о чем извинился и пошёл назад к Кононенко и Волчкову».
Переведя на понятный язык, можно понять, что в какой-то момент Евгения Лиманского и его приятелей окончательно развезло и пьяной энергии требовался срочный выход. Недолгие разговоры быстро привели к пониманию, что они правильные пацаны, а те кто их успокаивали – неправы. Конечно, нужно было срочно решить эту проблему, конечно, проблема решалась только одним способом – срочно набить морду тому, кто не прав. Лиманский моментально находит ещё одно приключение на свою голову и только вмешательство какого-то парня заставило Евгения развернутся и уйти к своим друзьям.
Не очень убедительно звучат слова Лиманского о том, что и драться он не хотел и вообще извинялся перед тем, кого ошибочно принял за Овчаренко.
Кстати говоря об ошибке – по словам самого Лиманского: «Анкетные данные Овчаренко В.Н. я узнал после проведения опознания, в тот вечер Овчаренко В.Н. не представлялся и никто из его знакомых не называл его имени. Ранее до этого вечера я его никогда не видел». Подчеркну еще раз, что сам Евгений был в таком состоянии, что легко спутал Овчаренко с другим человеком. Не смотря на это, через несколько дней он уверенно опознает Владимира Овчаренко, именно как человека, который якобы избил и ограбил его.
Ну и чтобы закончить с цитатами из показаний собутыльников, приведу ещё одну цитату:
«Вопрос: во сколько времени в отношении Вас Овчаренко совершил грабеж?
Ответ: ранее я указывал, что примерно в 23 часа 50 минут, однако данное время является названное мною примерно, т.к. 24.08.2010 года я не имел часов, мы сидели на площадке примерно в 20 часов 00 минут и я потерял ориентирование по времени и указал, как я в настоящий момент понимаю, ошибочное время. В настоящий момент я считаю, что грабеж Овчаренко В.Н. совершил в отношении Лиманского 25.08.2010 года в 00 час 50 минут».
Казалось бы, все предельно ясно – трое молодых людей упились в хлам водкой и пивом. В процессе пьянки постоянно нарушая общественный порядок и вступая в конфликты то с продавщицами, то с другими компаниями. Даже вызов охраны и попытки угомонить их компанией Овчаренко не успокоили собутыльников окончательно. Спустя какое-то время, потерявший ориентацию во времени и пространстве Лиманский попытался избить незнакомого человека и только очередное вмешательство прохожих остановило его. В показаниях Лиманский и компания твердят, что почти сразу после этого они отправились по домам, хотя чего стоят их показания – понятно. Где носило всю ночь эту троицу, где Евгений Лиманский мог найти очередное приключение и что на самом деле с ним происходило, видимо загадка даже для него.
Но ретивых следователей, заранее и тщательно подгонявших задачу под ответ это не остановило. Слишком велико было желание проучить Овчаренко. Настолько велико, что Уразгильдиев и Самбуров идут на открытую фальсификацию материалов, при этом, никак не реагируя на расхождения в показаниях свидетелей и потерпевшего.
Более того, Уразгильдиев проводивший обыск в доме у Владимира Овчаренко, открыто говорил, что знает о невиновности последнего. Свидетели рассказывают, что Овчаренко, по словам милиционера, должен был посидеть и подумать над своим поведением.
Сфабриковав с начала и до конца обвинение против Владимира Овчаренко, они в конечном итоге добиваются своего – Овчаренко берут под стражу. В течение 5 месяцев, с 8 сентября 2010 и до 8 февраля 2011 года, Владимир находится в СИЗО по полностью сфабрикованному делу. Его друзья, уверенные в его невиновности проводят акции протеста, сам он категорически отказывается признать себя виновным.
Эта ситуация длится ровно до первого же заседания суда. Судье Ольге Матвейшиной хватило одного допроса Лиманского, чтобы изменить меру пресечения Владимиру, настолько очевидными были несоответствия в показаниях. К сожалению для Овчаренко, Ольга Матвейшина перевелась на другую работу, а дело передали другому судье, который начал всеми средствами затягивать рассмотрение дела. В результате «напряжённой» работы судьи Либстера за 2 года провел всего 3 заседания, постоянно снимая вопросы адвоката Овчаренко и помогая дать «правильные» показания своими наводящими вопросами. В это же время сотрудники милиции запугивают троих собутыльников тем, что если они вздумают поменять в очередной раз показания, то сядут за лжесвидетельство.
Все попытки Владимира хоть как-то ускорить рассмотрение своего дела и добиться справедливости, пока результата не принесли. Многочисленные походы в прокуратуру заканчиваются формальными отговорками. Уже дважды Овчаренко был на личном приёме у прокурора области, который давал обещания взять дело под личный контроль, ускорить и углубить, но видимо корпоративная солидарность сильнее здравого смысла и закона.
Никаких ощутимых результатов не принёс Владимиру и поход в Генеральную прокуратуру. Попытка добиться там справедливости привела только к тому, что настойчивый правдолюб попал в выпуск новостей одного из центральных телеканалов.
Сколько ещё продлится эта история, не берётся прогнозировать никто. Сфабрикованные материалы, запугивание свидетелей, затягивание дела – вот тот краткий список, за который должны нести ответственность прежде всего сотрудники милиции. Конечно же, рано или поздно, суд состоится, и я уверен ни к чему другому, кроме оправдания Владимира Овчаренко в этом совершенно невероятном на трезвый взгляд деле, он прийти не может.
Но совершенно понятно, что такой приговор будет обозначать только одно – сотрудники милиции сфальсифицировавшие это дело, должны будут быть наказаны. И наверняка именно поэтому уже второй год судья Либстер старательно затягивает рассмотрение данного дела. В конце концов, что важнее – корпоративная дружба или какой-то там закон?