Во второй части блога Sunny Bunny продолжение рассказа о Каннах, фильмах Queer Palm, гей браках, и не только.
читать CANNES, PALMS AND SUNNY BUNNIES (начало)
«Жизнь Адель» реж.
Абделатиф Кешиш
Официальный отбор.
Основная конкурсная программа
Главная награда Каннского кинофестиваля впервые в истории досталась
картине, сюжет которой рассказывает об однополой связи – в данном случае
лесбийской, в исполнении прекрасных Адель Экзархопулос и Леи Сейду. И впервые в
истории Главное жюри решило вручить Золотую
пальмовую ветвь не только режиссеру, но и актрисам. Хотя фильм еще сразу после
премьеры стал абсолютным фаворитом Каннской гонки, в то, что он таки получит
ветку, до конца поверить никто не мог. Согласно инсайдерским слухам, в день
церемонии еще рассматривался вариант награждения другого фильма - «Прошлого» Асгара Фархади. Версий
причин такого поворота событий – несколько, но об этом потом.
Сюжет «Жизни Адель» пересказывать не буду.
Об этом фильме не написал только ленивый. Опубликованы были у нас и перепечатки
из французской прессы о пикетах съемочной группы фильма, связанные с условиями
труда при производстве фильма. Добавлю лишь, что кроме несвоевременных выплат,
постоянных переработок и того, что съемки вместо положенных трех месяцев
затянулись фактически на пять, cast & crew картины во время премьеры ожидал еще один
неприятный сюрприз. В связи с опять таки затянувшимся перемонтированием
(окончательная фестивальная версия была подготовлена за пару дней до премьеры)
«Жизнь Адель» была показана в фестивальном дворце без финальных титров. То есть
многострадальная съемочная группа на Каннской премьере даже не удостоилась
упоминания в конце фильма.
Надо отметить, что для Абделатифа Кешиша подобные скандалы уже
превратились в некую закономерность. Ответственный по связям с фестивалями и
артистами UniFrance (агентства по
продвижению французского кино) Ян Раймон говорит, что очень мало кто из однажды
работавших с режиссером возвращается к сотрудничеству с ним на последующих
проектах.
Для нас же более всего интересна ситуация с Жюли Маро, автором книги
комиксов, по которой был снят фильм. «Le Bleu Est Une Couleure Chaude» («Голубой – это теплый
цвет») вышла в 2010 году, и сейчас срочно готовится к переизданию на
английском.
Дело в том, что «Жизнь Адель», помимо всех вышеперечисленных достижений,
еще и первая экранизация комикса, получившая Золотую пальмовую ветвь в Каннах.
Автора первоисточника Кешиш, естественно, никак не упомянул. Сама автор не
преминула иронично отозваться об этом у себя в блоге: «Несомненно, у него были веские
причины, чтобы так поступить. Так же, как наверняка у него были веские причины,
чтобы не обратить на меня внимание на красной дорожке (хотя я пересекла всю
страну, чтобы быть там со всеми), чтобы не допустить меня – даже на час – на
съемочную площадку, чтобы не назначить никого, кто держал бы меня в курсе о
производстве фильма с июня 2012 по апрель 2013 года, или чтобы не отвечать на
мои сообщения с 2011 года…»
Полный текст Жюли Маро об экранизации ее комикса (pdf) – «Adele’s Blue»
При этом она в целом положительно отзывается о результате. С одним лишь,
но весьма существенным, замечанием по поводу… любовных сцен.
Откровенные и очень трогательные кадры секса между двумя главными
героинями так поразили фестивальную публику, что сорвали отдельные аплодисменты
в зале. Отзывы в международной прессе были почти сплошь восхваление (The Guardian, Twitchfilm, Entertainment Weekly, The Hollywood Reporter, Vulture, Paste Magazine).
А Жюли Маро
охарактеризовала их как «грубую хирургическую демонстрацию», после которой она
почувствовала себя «в крайней степени неловко».
Фильм вскоре будет
демонстрироваться на Одесском кинофестивале, а после этого, говорят, даже в
прокате. Так что украинский зритель сам сможет составить о нем свое мнение. Мне
очень понравилось.
«Незнакомец на озере»
реж. Ален Гироди
Официальный отбор. «Особый
взгляд»
Примечательным фактом Канн-2013 стал тот факт, что хотя лауреатом
Золотой пальмовой ветви стала лесбийская драма, награду Queer Palm – специального приза
лучшему ЛГБТ фильму фестиваля – получил совсем другой фильм. Квир жюри во главе с
португальским режиссером Жоао Педро Родригешем (известным прежде всего по
своему «Призраку») вручило ее французской картине «Незнакомец на озере».
Лето. Нудистский гей пляж на озере с непременным крузингом в лесу
неподалеку. Главный герой Франк (Пьер Деладоншан) влюбляется в Мишеля (Кристоф
Пау), привлекательного таинственного и поистине фатального мужчину.
Ежедневная жизнь натуристов, которая служит фоном этой истории, показана
с большой симпатией и здоровой долей иронии. Любители гей пляжа Довбычка
наверняка не раз улыбнутся, узнав в многочисленных ярких эпизодических
персонажах знакомых Гидропарковских старожилов, или даже самих себя.
Появление Мишеля, самого настоящего Great Dark Man’а, изначально окутано ореолом
таинственности и волнения. Поначалу недоступный, он спустя время все же
обращает внимание на Франка.
Исследуя чувство опасности во взаимоотношениях главного героя, режиссер проводит
параллели со сценами защищенного и незащищенного секса Франка с разными
партнерами, мастерски «нагнетая саспенс» триллерной составляющей фильма. А в
конце оставляет зрителя в ощущении подавленности и неотвратимости трагичного
финала, как и подобает в любой хорошей психологической драме.
И это при том, что все действие фильма разворачивается на озере и в близлежащих
«кустах».
Заслуженные пятнадцатиминутные овации на премьерном показе и заслуженный
главный приз гей секции фестиваля.
Кроме того, официальное жюри Каннского «Особого взгляда» (Томас Винтерберг,
Людивин Санье, Чжан Цзыи, Ильда Сантьяго и Энрике Гонсалес Мачо) тоже наградили
Алена Гироди - призом за лучшую режиссуру программы.
«Мальчики и Гийом, к
столу!» («Я, снова я, и моя мама») реж. Гийом Гальенн
Программа «Двухнедельник
режиссеров»
«Тематическое» кино не осталось без наград и в параллельных программах
фестиваля. На «Двухнедельнике
режиссеров» главный приз получил режиссерский дебют знаменитого французского
комедийного актера и стенд-ап артиста Гийома Гальенна «Мальчики и Гийом, к
столу!» (другое название «Я, снова я, и моя мама»).
Видео на сайте AlloCine
Обаятельная комедия, основанная на одноименной автобиографической пьесе,
с искрометными диалогами и потрясающей игрой Гийома Гальенна (который в фильме
играет себя самого и свою мать) – это история каминг-аута наоборот, или
гетеросексуального каминг-аута…
Гийом Гальенн: «Мое первое воспоминание о маме – это когда мне было
четыре или пять лет. Она звала нас обедать, меня и моих двух братьев: «Мальчики
и Гийом, к столу!», а последнее – когда я вчера звонил ей по телефону, и,
прощаясь, она сказала мне «Целую, дорогая!»… И, надо ли говорить, сколько в
течение всего этого времени со мной происходило недоразумений».
Легкое и забавное кино о роли мамы, осознании своей сексуальности и
неожиданной любви должно возыметь успех как у гей- так и у не гей-аудитории и
практически обречено на зрительский успех.
Этому фильму зал также устроил стоячие овации, причем такие
продолжительные, что смущенный режиссер вынужден был отшутиться «Ну хватит, не
то я заплачу, а парни не плачут!».
«Встречи после полуночи»
реж. Янн Гонзалез
Программа «Неделя
критики»
Еще одна овация, с которой премьера, правда, началась (к концу фильма
зал покинула почти половина зрителей). «Встречи после полуночи» был одним из
самых ожидаемых фильмов «Недели
критики» и одним из самых ожидаемых дебютов всего фестиваля. Режиссер Янн
Гонзалез, брат лидера популярного музыкального электронного проекта из соседних
Антиб - М83 (чья музыка, кстати, звучала в «Обливионе» и Рефновском «Только бог
простит» из основного конкурса), даже удостоился особого упоминания в
предфестивальном выпуске Cahiers Du Cinema.
Полночь. Молодая пара, в исполнении холодной Кейт Моран и томного Нильса
Шнайдера (блондина из «Воображаемых любовей» Ксавье Долана), и их
гувернантка-трансвестит (симпатяга Николя Мори) готовятся к оргии. Их гостями
сегодня ночью будут «Шлюха» (начинающая Жюли Бремон), «Звезда» (опытная Фабьенн
Баб), «Жеребец» (знаменитый футболист Эрик Кантона переквалифицировавшийся в
актера) и «Малолетка» (первая большая кинороль младшего сына Алена Делона, Алена-Фабьена
Делона), а во флешбэке появится потрясающая Беатрис Даль.
Видео на сайте AlloCine
На премьере в самом маленьком зале фестиваля Espace Miramar триста из четырехсот
(или пятисот) мест были забронированы съемочной группой, поэтому попасть на
этот показ было чуть ли не самой сложной задачей. Соответственно, описанная
выше сцена оваций еще до начала фильма только добавила раздражения. Но первые
кадры фильма в сочетании с замечательным саундтреком серьезно обнадеживали.
Казалось, вот-вот мы, немногие счастливчики, станем свидетелями рождения нового
Альмодовара, или (как стало казаться потом) Озона.
Увы, доведенная до абсурда мелодраматичность, в сочетании с крайне
слабой актерской игрой, приправленная изрядным количеством
псевдоинтеллектуальных синефильских референций при полном отсутствии понимания,
о чем это кино, кажется лишь старательной, но не очень талантливой стилизацией.
Пафос и пустота диалогов, конечно, во многом были для меня созвучны
общему гулу Каннской «ярмарки тщеславия», «французскости» в худшем понимании
этого слова. Но признаки осознанной сатиры, думается, в фильме найдет лишь
отчаянно ищущий.
Молодым кинематографистам хочется пожелать удачи в будущем.
«Опиум» реж. Ариэль
Домбаль
Программа «Каннской
классики»
Однако, пожалуй, самый слабый ЛГБТ показ случился на фестивале в рамках
программы «Каннской классики», на вечере памяти Жана
Кокто по случаю 50-летней годовщины смерти великого писателя, художника и
режиссера. После демонстрации его отреставрированного шедевра «Красавица и
чудовище» с Жаном Маре в главной роли (напомним, что 100-летний юбилей со дня
рождения Маре в этом году отмечали в рамках Teddy Award на Берлинале) был
показан фильм под названием «Опиум». Его представляла красавица актриса Ариэль
Домбаль (которая, надо сказать, по-прежнему потрясающе выглядит в свои годы),
выступившая здесь в качестве режиссера, а также актеры Грегуар Колен, Самюель
Мерсер, Жюли Депардье и все тот же Нильс Шнайдер.
Видео на сайте AlloCine
Ни интригующей фабуле (фильм рассказывает о деструктивном романе Кокто и
Раймона Радиге), ни кажущемуся на первый взгляд приличным касту спасти фильм не
удалось, и мне пришлось сеанс покинуть.
Скандальная «Каннская
классика»
Но «Каннская классика» запомнилась не только этим конфузом. Двумя днями
раньше в этой же программе показывали один документальный фильм, продюсером
которого была Джоан Вудворд. Сама 83-летняя актриса на фестиваль не приехала,
но прислала в Канны свое обращение, в котором, кроме всего прочего, не без
юмора поблагодарила организаторов за то, что в этом году ей выпала честь быть «cover girl» фестиваля. На официальном
постере Канн-2013 изображен иконический поцелуй одной из самых прекрасных пар
Голливуда, Вудворд и ее мужа Пола Ньюмана.
Плакат этот (на котором у Вудворд, кстати, короткая стрижка и
мальчиковый наряд) примечателен тем, что во время его установки
работники-монтеры, разбившись на четыре пары, приняли позу знаменитых
влюбленных, сфотографировались и выложили снимок в социальные сети, очевидно, в
знак солидарности с принятием закона о равных браках.
Так вот, представлявший фильм Вудворд художественный руководитель
Каннского фестиваля Тьерри Фремо решил прокомментировать плакат следующим
образом: «Я слышал о неких спекуляциях, связанных с ним, и что его
воспринимают, как поддержку Каннами однополых браков во Франции, потому хочу
заявить: это абсолютно не так!»
Высказывание Тьерри Фремо (в котором попытка непредвзятости граничила с
гомофобией) не могло быть еще более неуместным. Пол Ньюман и Джоан Вудворд на
протяжении всей совместной жизни были известными поборниками прав
ЛГБТ-сообщества. Чего стоит одно лишь упоминание роли Теннесси Уильямса в карьере
(как актерской, так и режиссерской) Ньюмана, тонкая игра Вудворд в «Рейчел,
Рейчел» или ее появление в «Филадельфии».
Как бы то ни было, эти Канны уже вошли в историю в качестве самых
революционных для ЛГБТ кино, несмотря на любые опрометчивые заявления
организаторов, а закон о равных браках, промульгированный во время фестиваля,
был впервые применен уже через несколько дней, когда в другом южном французском
городе (говорят, куда более гей-френдли) сочетались вечными узами любящие друг
друга Венсан Отэн и Бруно Буало.
Послесловие
Окончить хотелось бы на торжественной, но не столь патетичной ноте.
Поэтому хочу рассказать о еще одном прекрасном фильме, порадовавшем Sunny Bunny в Каннах.
Как известно, в этом году вся прогрессивная кинообщественность отмечает
100-летие Болливуда. На Каннском фестивале индийских фильмов и мероприятий было
предостаточно, но особо выделили один – альманах «Bombay Talkies», снятый четырьмя молодыми,
но уже снискавшими славу, индийскими кинематографистами. Гала-премьера фильма
состоялась в присутствии министров культуры Индии и Франции, множества почетных
гостей и – главное – совершенно невообразимого количества красивых и нарядных
индийских мужчин и (особенно) женщин.
Четыре новеллы режиссеров Карана Джохара, Дибакара Банерджи, Зойи Ахтар и
Анурага Кашьяпа объединены одной простой темой «Роль кино в жизни обычных
индусов». Новеллы разные и уровень режиссеров, как оказалось, тоже. Но,
во-первых, два из четырех сегментов альманаха – ЛГБТ-тематичные (что для Индии
уже само по себе смело, а для такого «официального» кино - и подавно). А
во-вторых, просмотр одной из новелл – «Sheila
Ki
Jawaani» - стал, возможно,
моими самыми приятными тридцатью минутами, проведенными в Каннах.
Ну и глядя на фееричный песенно-танцевальный номер Катрины Каиф, я и
сам, подобно малолетнему главному герою этой новеллы, готов облачаться в
пайетки и танцевать до упаду.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.