Целью ОУН и УПА была независимость Украины. Но насколько реальной была эта цель? В какой ситуации она могла быть достигнута?
Вряд ли эти люди всерьёз надеялись с помощью партизанской армии, состоящей из нескольких десятков тысяч человек, вооружённых в основном стрелковым оружием, победить сразу две мощнейшие военные машины того времени. Ну или хотя бы одну. Это понятно. Значит они надеялись на что-то другое. На что же?
Логика подсказывает, что ни победа Рейха ни победа Сталина не принесли бы Украине независимости в случае, если УПА рассматривалась бы ими как враждебная армия. Её просто разгромили бы после победы над основным противником, что, собственно и произошло, хотя и было растянуто во времени на несколько лет.
Рассмотрим другой вариант, когда война стала бы затяжной, и силы противников были бы настолько истощены, что на победу бы их не хватило никому из них, и пришлось бы заключать мир, скажем в границах лета 39-го года. Вот тут уже у ОУН-УПА появляется шанс воспользоваться ситуацией и выторговать у ослабевших противников (возможно при поддержке третьих держав) независимость, в качестве буферной зоны между СССР и Германией. Но в этом случае в интересах УПА было всегда помогать той стороне, которая проигрывает. Начиная с 1943 года проигрывала постоянно Германия. Значит УПА должна была бы ей помогать.
Есть ещё один вариант, на который могли надеяться ОУН и УПА.
Как известно, перед началом войны оуновцы проходили обучение и службу в батальонах Нахтигаль и Роланд. Есть данные, говорящие о том, что Гитлер до 1939 года даже планировал создать на территории юго-восточной Польши некое квазигосударство в качестве буфера между Германией и СССР. Но потом его планы изменились.
Тем не менее, ОУНовцам о них было известно, и вероятно они надеялись, что ситуация на фронтах заставит Гитлера вспомнить об этих планах. Вероятно, что либо сам Гитлер, либо другие высшие руководители Рейха тоже могли держать эти планы про запас, и потому Бандеру, который опередил события, не расстреляли, а содержали всю войну в приличных условиях не как узника концлагеря, а скорее как заложника, который во-первых делал более покладистым руководство ОУН, а во вторых мог бы пригодиться в случае реализации таких планов. Но и в этом случае для того, чтобы получить независимость при содействии немцев, ОУН и УПА должны были демонстрировать свою лояльность Рейху. Иначе немцы нашли бы более удобные кандидатуры.
На первый взгляд кажется маловероятным, чтобы Гитлер отдал бы часть завоёванной территории тем, кого согласно своей доктрине считал унтерменшами. Но доктрина доктриной, а с цыганами, вернее с румынами (что для таких, как Гитлер, почти одно и то же) Гитлер считался и даже отдал им Бессарабию и Одессу.
Ну а уж отдать украинцам Галицию, которая досталась Гитлеру малой кровью, в случае критической ситуации тоже видимо было бы возможно. Возможно, на это и могли рассчитывать ОУНовцы в своих планах на независимость. Просто потому что больше и рассчитывать было не на что...
Как видим, что в обоих вариантах для ОУН естественным было бы помогать, или как минимум не мешать немцам. Воюя с ними, единственное, что они могли бы ускорить, это приход Красной армии, а не вожделенную независимость.