Историческая неопределенность лиетувского(*) народа, его стремление сохранить этническую идентичность в мире глобализации сегодня вызывает очередную волну фобий местного правительства.
Историческая неопределенность лиетувского(*) народа, его стремление сохранить этническую идентичность в мире глобализации сегодня вызывает очередную волну фобий местного правительства.
В подтверждение этому на днях государственное телевидение Лиетувы посвятило отдельную передачу (в рамках еженедельной программы «Savaitė»), навязывающую обывателю мысль, что против лиетувцев активно ведется информационная война со стороны соседей – Беларуси и России.
Данная тематика давно не дает покоя лиетувскому руководству, она поднималась даже при рассмотрении угроз национальной безопасности. Так, департамент государственной безопасности в предоставленном сейму отчете о результатах деятельности за прошедший год отмечает, что «против Лиетувы ведется активное информационное, идеологическое противоборство и политика навязывания искаженной истории». Согласно докладу, особенно активно и агрессивно действуют спецслужбы России. Также против национальных интересов направлена и деятельность некоторых служб Беларуси (читай КГБ).
Особенно интересно в этом ключе высказывание проректора лиетувской военной академии имени Йонаса Жемайтиса, доктора истории Валдаса Ракутиса: «…если наши дети будут продолжать учить переписанную пробелорусскую историю, то спустя пять поколений литовцы будут верить, что Вильнюс – столица Беларуси, и что нет такого народа литовцы, а все мы – белорусы». И подобное восприятие соседней Беларуси как национального врага проректор «вдалбливает» в юные головы лиетувских курсантов – будущих офицеров и защитников своей страны, в последующем – формирователей военной политики.
Подобные заявления не могут не настораживать самих белорусов, выстраивающих миролюбивые отношения с соседними странами, стремящихся развивать и укреплять региональную безопасность.
Кроме того, несмотря на попытки «очернения» Беларуси в глазах лиетувской и мировой общественности, Лиетува сама ведет активную работу по дестабилизации внутриполитической ситуации в соседней стране. Сегодня Вильнюс фактически является своего рода центром поддержки и финансирования белорусской оппозиции со стороны Запада. В Лиетуве работают редакции радикальных СМИ, а также продолжают свою деятельность так называемые политические эмигранты. И это далеко не секрет, если об этом официально заявляют должностные лица. К примеру, премьер-министр Лиетувы Андрюс Кубилюс в ходе консультаций с белорусскими «демократическими силами» заявил: «Есть отдельные задачи, что нужно делать оппозиции в Беларуси, но есть и те задачи, которые должны решать мы – ваши соседи, нам важно понять, что мы можем сделать для Беларуси».
Зададим вопрос господину Ракутису, а есть ли на территории Беларуси какие-нибудь «демсилы», деятельность которых была бы направлена на смену власти в Лиетуве? Однозначно нет.
В отношении же споров вокруг истории, здесь надо понять, что Лиетува не хочет признать себя провинцией некогда Великого княжества Литовского (современная территория Беларуси). Да и большинство белорусского населения, выбрав путь единения с Россией, отказалось от исторических символов – флага и герба, которые достались Лиетуве. Фактов, подтверждающих то, что Беларусь является историческим наследником ВКЛ, множество, хотя и последняя его столица Вильно (ныне Вильнюс) – находится в Лиетуве (подарок Сталина, а не следствие истории).
Во-первых, никто никогда не задумывался, почему в Беларуси так много населенных пунктов с названием «Литва» и корнем «лит»? А в нынешней Лиетуве их нет…
Во-вторых, Литва – выдуманная страна, литовцы – выдуманная нация. Белорусы такая же выдуманная нация. Нас «придумала» Российская империя, выделив из литвинов, граждан ВКЛ. В Великом княжестве Литовском не было ни литовцев, ни белорусов в современном понимании. А были литвины – граждане одного большого государства, к которым относились и современные украинцы, которых называли русинами – все мы жили, как в Евросоюзе, в ВКЛ. Литвин – это как паспорт гражданина СССР, в котором могла быть написана национальность: жемойт, русин, полочанин, аукштайт.
В-третьих, жемойты, предки современных литовцев, вошли в ВКЛ только в 1413 году. Поэтому полное название «Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское» в переводе на современный язык звучит как «Великое княжество Белорусское, Украинское и Литовское».
Более того белорусская культура была образующей, общей для ВКЛ. Белорусский язык тогда был языком аристократов. Сейчас его стыдятся, считая «колхозным» – а тогда в Европе было два языка международной переписки: латинский и старобелорусский, на котором разговаривали Великие князья Витовт и Ягайло, управляя Польшей и Литвой.
Это история, ее нельзя вычеркнуть, ее нужно знать, уважать и помнить, несмотря на любое недопонимание и предрассудки.
Вести полемику в этом направлении просто бессмысленно. Справедливо возникает вопрос, так кто и против кого ведет информационную войну? Или это очередной шаг лиетувского правительства по «вымаливанию» дополнительных денежных средств из кошельков налогоплательщиков ЕС и США?
*– Современную «Lietuva» (Лиетува) сегодня многие ошибочно «по-советски» называют «Литвой», что абсолютно неверно с точки зрения орфоэпии и лингвистики. Это в свою очередь создает предпосылки для ложных исторических параллелей Лиетувы с Великим княжеством Литовским, где проживали «литвины» – получившие в царской России название «белорусцы» и именуемые в настоящее время «белорусами». Современные же «лиетувцы» – это потомки «жамойтов и аукшайтов», составляющих 1% населения ВКЛ.
Автор: Денис Гайшун
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.