Октябрь в истории Литвы всегда ассоциируется с трагическими событиями захвата литовских территорий армией Пилсудского, особенно это актуально в преддверии запланированных учений «Steadfast Jazz – 2013
Октябрь в истории Литвы всегда ассоциируется с трагическими событиями захвата литовских территорий армией Пилсудского, особенно это актуально в преддверии запланированных учений «Steadfast Jazz – 2013», согласно сценарию которых, более 6 тысяч польских военнослужащих совместно с французскими будут совершенствовать военные маневры вековой давности под Вильнюсом.
Однако, опрометчиво согласилось военно-политическое руководство Литвы разрешить вступить польским солдатам на литовскую землю. В принципе, и в те 20-ые годы XX века мнения литовцев и их право на независимость никого не интересовало – ни Польшу, захватившую Вильнюс, ни Францию, поддержавшую интервенцию и подготовившую для этих целей 70-тысячную армию Юзефа Халлера (прозванной «Голубой армией» из-за цвета мундиров), ни Лигу Наций (читаем Запад), узаконившую польскую территориальную экспансию.
События тех времен развивались быстро. Пришедший к власти в Польше Юзеф Пилсудский стремился воссоздать территорию государства в пределах границ Речи Посполитой до ее первого раздела (1772) и отгородиться от России цепью буферных псевдонезависимых национальных государств. Будучи уроженцем Виленского края, он считал эти земли исконно польскими. По приказу руководителя Польского государства генерал Люциан Желиговский (также уроженец Виленского края), возглавив 1-ю Литовско-Белорусскую дивизию, в течение суток занял Виленский край. На оставшейся литовской территории было образовано новое квазигосударство Срединная Литва.
Перед наступлением на Вильнюс Желиговский обратился с речью: «Приняв во внимание, что установленные границы по Сувалкскому договору с самого начала не на пользу нам, жителям Виленской, Гродненской и Лидской земли, а наш край вместе с польской Вильней присуждают литовцам, я решил с оружием в pyках охранять право самоопределения жителей моей Отчизны и взял на себя командование над солдатами, происходящими из этих земель».
Надо отметить, что слова польского генерала подчеркивают высокую степень веры и убежденности в исторической принадлежности Виленского края Польше, более того тысячи поляков отдали свои жизни для восстановления справедливости.
Но самое интересное то, что эти идеи до сих пор живут в умах и сердцах польского народа и многих политиков современного польского государства. Так, президент Польши Бронислав Коморовский, в связи с победой на парламентских выборах политической партии местных поляков (Избирательной акции поляков Литвы), заявил: «Хочу искренне, от всего вильнюсского сердца (ред. – что имел в виду Коморовский, если родился он близ Вроцлава на юге Польши?) поблагодарить за ваш успех – за то, что смогли вести поляков к победе на выборах и участию в правящей коалиции в Литве. Это открывает совершенно новые перспективы, совершенно новые возможности…».
Понятно, что упомянутые возможности связаны с продвижением польских интересов в независимой Республике Литва.
Несмотря на открытую польскую мирную (пока) экспансию, литовское правительство не принимает каких-либо адекватных и превентивных мер. Однако обычные литовцы, разбирающиеся в истории Великого княжества Литовского, пытаются самостоятельно этому противодействовать. К примеру, на памятнике, где захоронено сердце Юзефа Пилсудского, были нарисованы геральдические знаки Великого княжества. Далее, были изданы и продавались на Центральном почтамте Вильнюса конверты с портретом Пилсудского с подписью «Великие организаторы истребления литовского народа».
Вместе с тем, на официальном уровне видны только «искренние» улыбки и рукопожатия политических деятелей Литвы и Польши, откладывающие существующие проблемы в дальний угол.
Ситуация для Литвы осложнена еще и тем, что правительство пытаясь создать мифическую угрозу с Востока (в лице соседних Белоруссии и России), тратит огромные силы и средства, резервы страны на противостояние. В то же время, не отдавая себе отчет, какая реальная угроза исходит именно с западной стороны. Кстати, три года назад депутат литовского сейма Дрингелис выступил со скандальной речью, заявив, что реставраторы Бернардинского костела в Вильнюсе нашли документы, содержащие план польской оккупации уже не только Виленского края, но и всей Литвы. И этот факт проглочен молча.
Не возникает сомнений, что, наверное, тяжело литовскому правительству осознать необходимость отстаивания исторической правды, скорректировать приоритеты внешней политики и научиться бороться за право независимости и территориальной целостности своего государства.
Автор: Денис Гайшун
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.