Автостопом Одесса - Байкал - Одесса. Пеший переход
Часть 7.
Байкал. Пеший переход
13 мая 2006 года
Утром обнаружил, что ночевал в болоте. Сам и вся снаряга мокрая и грязная. Собрал вещи, вышел в город. Тут же увидал здание с надписью "Баня", ну уж это пропустить нельзя. Описать невозможно, какой это кайф - горячий душ, парилка с веником! Вышел - как на свет заново родился.
На троллейбусе доехал до рынка Синюха, оттуда - пешком до поста ГАИ на выезд из города. Машины шли плотной колонной, первым же взмахом руки стопится японский грузовик с водителем бурятом. Едет в Бурятию куда-то под Монгольскую границу. Согласен подкинуть меня почти до Слюдянки! Драйвер включает магнитофон, и я чуть не падаю с седушки. Звучит Верка Сердючка! Это ж надо столько проехать и услыхать украинскую речь, и где - почти у Байкала. Не поклонник Сердючки, но чуть не расплакался на радостях. А Сердючка выдавала: "Эх! Не буду горювати, буду танцювати!".
Надо отметить необычайную сложность и красоту маршрута Иркутск - Слюдянка. Просто сумасшедший серпантин горной дороги, за обочиной сплошной обрыв. Не доезжая трех километров до Слюдянки, бурят сворачивает, я же остаюсь на перекрестке.
Первые впечатления. Ну, вот он Байкал! Вот то место, к которому я так долго и упорно продвигался. Байкал стоял в туманной дымке и был покрыт льдом. Подошел к берегу, в проталине умылся. Стал обдумывать свои дальнейшие планы. Подбил свое материальное состояние: около килограмма гречки, горсть сухой сои, пакет горохового супа, немного сахара, остатки кофе и чая, полбуханки хлеба.
Сидеть на берегу и наблюдать за чайками, пролетающими над подтаивающим льдом Байкала, желания не было. Решаю идти в порт Байкал по круглобайкальской железной дороге (КБЖД) пешком. КБЖД - это участок транссибирской магистрали, которой уже более 100 лет. В свое время был самым дорогим проектом. Участок этот проходит в очень сложных природных ландшафтах, практически вся дорога состоит из множеств туннелей, пробитых в горах. Строилась силами каторжников, и сколько их тут полегло, один Бог ведает. Даже речушку встречал с названием "Каторжанка". Но, после строительства Иркутской ГЭС река Ангара поднялась и затопила участок этого пути. Провели другую ветку, а эта так и осталась, на радость туристам. Протяженность ее - 96 километров, соединяет Слюдянку и порт Байкал. С порта Байкал можно уплыть только на пароме, сухопутных трасс нет и в помине. КБЖД состоит только из одного пути, проходит прям по берегу Байкала. В Култуке прикупил еще хлеба, баранок и омуля. Ну, как же, быть на Байкале и омуля не попробовать, это грех. Рыба похожа на селедку, чрезвычайно жирна и вкусна.
В первый день прошел совсем немного, давалась знать усталость с дороги. Ночлег устроил на обрывистом берегу. Приготовил немного гречки и кофе, поужинал. Забрался в спальник и уснул. Что сразу было заметно, так это тишина. После 18-ти суток проведенных в дороге на трассе где днем и ночью идут машины. Ни ветерка, ни звука, круглая луна взошла над озером, отражаясь в ледяной глади Байкала. Вокруг горы, я сам, потрескивают угли в костре, просто фантастическая панорама. Неоднократно на Байкале посещали мысли нереальности происходящего, все очень красивое, непривычное. Будто попал на планету, на которой отсутствуют какие либо признаки цивилизации.
Проспал весь день и всю ночь. Днем очень сильно пекло солнце и кажется, я получил тепловой удар. Когда двинулся в путь, кружилась голова, в глазах был какой-то туман. Боялся потерять сознание и не подходил близко к обрывам. Дорога очень часто уходила туннелями в скальные породы гор. В фонарике уже давно сели батарейки, туннели приходилось проходить на ощупь, пробираясь маленькими шажочками. Поначалу преследовали мысли о каких-то заброшенных штольнях, в которые можно провалиться. Потом эти мысли ушли. В туннелях существуют ответвления, прорубленные в сторону озера. С них вообще открываются сумасшедшие пейзажи.
Погода радовала: солнышко, ветра нет. Воду пил прямо из Байкала. Шел не торопясь, фотографируя, делая привалы в особо красивых местах.
… Я безумен, но так что же, не безумнее чем горы… (Мельница "Ворон")
На третьи сутки перехода погода начала портиться. Дул ветер, небо затянуло тучами, накрапывал небольшой дождик. Проходя вдоль скальной гряды, услыхал сильный гул. Подумал что водопад. Здесь вообще очень много ручьев, рек и речушек впадает в озеро. Вышел к ущелью, через него - мост, без всякого опасения стал переходить. Сделал всего шагов пять, вдруг ветер ударил с такой силой, что опрокинул меня вместе с рюкзаком на мост и поволок к обрыву… Остановило меня только чахлое ограждение. Попытался встать на ноги, бесполезно, меня тут же сбивало на землю. Не мог встать даже на четвереньки. Дыхание сперло, кругом все гудело, мело, рвало… Вообще плохо понимал, что происходит. Понимал, только что ограждение долго не выдержит, еле дотянулся до рельсы. Подтягиваясь понемногу, по-пластунски долез до середины моста. Ветер приутих я вскочил и одним броском перебежал на ту сторону, укрылся за скалами, ветер подул с прежней силой.
- Ни хрена, себе!
Такого я на себе еще не испытывал. Разве что в кино такое видал! А ведь погибнуть мог раз плюнуть. Нельзя расслабляться! Проверил меня Байкал, так сказать, на прочность.
На все последующие мосты выходил с большей осторожностью. В метрах 500 от этого злополучного места решаю приготовить поесть и передохнуть. Поднялся немного в горы, за дровами и заметил людей. Они сидели в шалаше, накрытом полиэтиленом. Подошел, поздоровался, но они на контакт не пошли. Не хотите общаться - не надо, набрал дров и спустился вниз. Развел костер, стал готовить последний пакет горохового супа. Вдруг сами подходят люди из шалаша. Муж и жена, сами местные, собрались в горы за черемшой. Поначалу, говорят, испугались меня, мало ли кто ходит, но рюкзак, костер их успокоили. Пригласил их пообедать вместе со мной. Аборигены принесли немного хлеба (мой уже закончился) и спирт, который мы развели родниковой водой. Супруги решили не подниматься сегодня за черемшой, погода портилась все сильнее и они решили ночевать в шалаше на берегу. Узнал от них, что в горах есть зимовье, деревянный срубленный домик, где любой путник может переночевать. Стал убеждать их идти в зимовье - хоть под крышей переночуем. Отказались. Тогда решаюсь идти сам, отговаривали, да куда там, спирт разошелся у меня по организму, и мне уже море было по колено. Рассуждал так: если есть тропинка, то по ней уж дойду обязательно. Распрощались и я пошел.
Тропинка, извиваясь, убегала в горы. Пошел дождь, вскоре промок полностью, в кроссовках хлюпало. Рюкзак промок и стал в два раза тяжелее, он, кстати, и до этого особой легкостью не отличался. Подъем становился все круче и круче. Через каждые метров 10-15 падал на четвереньки и отдыхал. Попил воды из ручья как собака, продвигаюсь дальше. Вскоре к моей радости дождь прекратился, зато пошел снег. Вначале небольшой, затем превратился в настоящую февральскую вьюгу (просто язык не поворачивается сказать "майская вьюга"!). Тропинку тут же занесло, и я ее потерял. Уселся на поваленное дерево. В очередной раз напомнил себе, что на улице май месяц. Южный организм отказывался верить в происходящее. Вокруг меня лежал снег, мела метель, тогда как дома в это время сады цветут, люди купальный сезон открывают. Забрался на край света! Мокрый, усталый, сижу и как зачарованный наблюдаю за снежинками, которые потихонечку меня заносят.
Вдруг замечаю в лесу какое-то движение. Глухари! Об усталости сразу забыл, выхватил фотоаппарат и начал фотоохоту. Птицы большие, ленивые, пытались убежать от меня пешим ходом. Поняли, что им это не удастся и начали взлетать. Тяжелые, как бомбардировщики, разлетались в разные стороны. Сфотографировать так и не удалось. Начинало темнеть, шансов найти зимовье у меня не было, надо возвращаться. Спустился к берегу, развел костер, стал сушить вещи, обувь. Так и не просушил все до конца, забрался во влажный спальник и уснул.
Утром подъем, рюкзак за плечи и вперед. Ну и что бы мне сегодня такое сделать? Быть на Байкале и не искупаться?! Значит сегодня в планах - байкальская баня! Ветер взломал лед на Байкале и он плавал небольшими айсбергами. Полдня шел, ожидая улучшения погоды. Развел огонь, приготовил последнюю гречку. Разделся и забежал в воду, окунулся и тут же, как ошпаренный, вылетел обратно к костру. Такая вот банька! Ощущения просто неописуемые. Вечером - ужин, состоящий из горячего кофе, и спать. Только вот место для ночлега выбрал неудачное. Всю ночь дул сильный ветер, шел то дождь, то снег. Денек же выдался вообще с интересными погодными сюрпризами. Светило солнце, летали бабочки, вдруг из-за горы налетели тучи, полетел снежок, закружилась метель. Бабочки пропали. Тучи ушли, выглянуло солнце, опять появились бабочки и так целый день - то метель то бабочки! Чудеса!
Продукты у меня почти закончились, а порта Байкал не видать. Сидел на обрыве, догрызал последние кусочки сои. И вдруг замечаю в воде рыбацкую сеть, и в ней отчетливо проглядывалась рыба! Глазки загорелись как у кота, решил сразу - плыву.
За такие вещи браконьеры могли и утопить. На склоне горы прячу рюкзак, налегке, в случае погони, уйду в горы. Разделся и - в ледяную воду. Шел, плыл, нырял, но сеть была глубоко. Больше выдержать такой низкой температуры не смог. Несолоно хлебавши, выбрался на берег. Рыбы не словил, зато получил огромный заряд бодрости. Когда сильно уставал, заходил по колено в воду, усталость как рукой снимало. Таким образом, искупался в Байкале второй раз. С большой долей вероятности можно утверждать, что в этом году купальный сезон на Байкале открыл я.
Очень манили скальные утесы, хотелось на них взобраться. Желание отбивали таблички с такими надписями: "Погиб при восхождении на эту скалу…".
Из продуктов осталось только кофе и немного сахара. Кидал в рот по щепотке кофе, это хорошо тонизировало. Среди растительности искать пропитание было практически бесполезно. Вся зелень только-только начала пробиваться. Нечаянно наткнулся на растение, которое каким-то чудом все- таки выросло. Что за растение, не знаю. У него были толстые красного цвета стебли и большие с прорезями листья. Листья на вкус оказались противными, а вот стебли по вкусу напоминали кисло-сладкое яблоко - вполне съедобны! Жаль, что попадались они редко.
На склонах стали появляться граффити, что указывало на близость человеческого жилья. За Култуком граффити очень много. Скалы буквально исписаны краской, надписи оригинальностью не отличались: "Здесь Был Вася" и дата. Меня больше всего интересовали даты. Было интересно смотреть на даты моего рождения. Я только родился, эту надпись только написали, теперь уже сам здесь стою и читаю! Самую старую увиденную надпись сфотографировал - датирована 1930 годом. Чем дальше шел, тем меньше надписей появлялось и, наконец, пропали вообще. Теперь же появились снова, явный признак, рядом порт Байкал. Погода установилась опять отличная, солнышко светит, штиль полный. В этот день до порта так и не дошел. Пришлось заночевать. Заварил последнее кофе на ужин, им и поужинал.
Утром подъем, умывание ледяной Байкальской водичкой заменяет завтрак. Рюкзак за плечи и вперед! Иду и роюсь в карманах, вдруг в подкладке нащупываю что-то. Достаю - конфета! Леденец дюшес. Откуда?! По всей вероятности, эта конфета еще с Курского кладбища. Как давно это было, и как я рад этой конфете. Что человеку для счастья нужно. Прямая дорога, солнышко и конфета!
Прошел последний туннель, порт Байкал уже виден. Сел на камень, отдыхаю, пью воду из фляги. Откуда-то вышел бородатый мужичек в камуфляже, рядом бежала лайка.
- Зачем пьешь? - спрашивает.
- Не понял?!
- Не пей старую воду. Вон там, в 20-ти метрах источник. Очень вода там чистая и вкусная, в ней даже серебро обнаружили!
- Хм. Спасибо!
Вылил "старую" воду, подошел к источнику. Вода на вкус оказалась действительно удивительно вкусной. Пил сколько влезло в меня, налил полную флягу. Напротив источника стоял турник. По всей вероятности, испив воды столь живительной, человека просто распирает от энергии и он тут же должен кинуться на турник и выполнить норму ГТО, это как минимум. На турник решил не кидаться, сэкономить силы для дальнейшего путешествия. Мужичек тоже стал набирать воду.
- Хорошо у вас, воду пить можно прям из озера. Даже не знаю где такое еще встретить можно.
- Та где там чистое… Вот раньше возьмешь монетку просверлишь в ней дырку и на катушке с леской на 200 метров опускаешь, а она блестит! А теперь, что? Сорок метров и все, ничего не видать!
(Дааа! 40 метров!!! Может у мужика раньше зрение было лучше?!)
- А сколько в Байкале трупов плавает, - продолжал он.
- Не понял, каких трупов?! Чего они там плавают?
И поведал мужик еще одну страшную историю: "Обычно, когда человек тонет, то вначале уходит на дно. Потом, разлагаясь, от газов всплывает вверх. В Байкале же вода очень холодная и утопленник не вздувается, следовательно, и не всплывает. Рыбакам с лодки их хорошо видно. Утопленники без одежды, только в поясах одних, плавают вверх задницами. Видал, мол, целые косяки утопленников. Пытались достать их "кошками" на веревках, бесполезно, утопленники крутятся только. Байкал их не отдает. Утром приходим на лодках за сетями, а трупов уже нет, унесло течением. Так и плавают в ледяной тишине, ни на этом, ни на том свете…".
Вот и порт Байкал! Ржавые баржи, заброшенные причалы, накрененные портовые краны. По всей видимости, порт раньше процветал. Ходили грузовые паромы-ледоколы на тот берег. В ожидании туристов простаивают небольшие круизные пароходики.
Удивило здание ж/д вокзала, новое и красивое, все из дерева. Отпугивает только вольных путешественников ценами на питание и ночлег. Хотя, в мае не думаю, что у них много клиентов.
Последний паром уходил в 17 часов с минутами. На него я опоздал, что ж переночую в порту. Недалеко от причалов расположилась небольшая пожарная часть, туда и направился. Оставил у них рюкзак, и пошел гулять по порту Байкал.
Обследовал все баржи, прогулялся по поселку. Порт Байкал расположен, прям на истоке Ангары, единственной вытекающей из озера реки. По поселку ходят кони, коровы без привязи, сами по себе. Коровы забираются на такие высокие утесы, что если сорвутся, то все - смерть. Ходят по самой кромке, привыкшие. Посреди Ангары находится Шаман-камень. Раньше он был гораздо выше, но после постройки в Иркутске ГЭС, река поднялась и изрядно его подтопила. Да и талые воды в это время уровень реки подняли. От Шаман-камня остался только кусок торчащей скалы около полутора метров в высоту. Кстати, интересно: когда смотрел на Шаман-камень с берега порта Байкал, казалось, что он находится возле берега Листвянки, когда же переправился в Листвянку, казалось что камень находится как раз возле берега порта Байкал!
О Шаман-камне существует старая всем известная легенда: "У седого Байкала была дочь Ангара. Влюбилась она в богатыря Енисея. Однажды она убежала от Байкала к Енисею. В ярости Байкал швырнул в вдогонку огромный утес. С тех пор Ангара выбегает из Байкала и впадает в Енисей, а у истока ее возвышается Шаман-камень". В старину на эту скалу приплывали на лодках шаманы для исполнения своих обрядов, оттуда и название. Сейчас же на лодках туда катают туристов. Они кидают монетки и загадывают желания. Местные жители говорят что от этого толку мало. Для того, чтобы желание сбылось, нужно в плавь оплыть Шаман-камень и вернуться. Если смельчаки и были, то уж никому о своих желаниях не расскажут: сильное течение и температура делают свое дело.
К темноте вернулся в пожарную часть, попили чаю. Один пожарный рассказал, что недавно мужика в окрестностях медведь задрал. М-да! Есть еще на земле места, где не всегда человек царем природы оказывается. Еще рассказывали, как охотники с одним ножом на медведя ходят. Не поверил, байки это все! А охота заключается в следующем. Берут жир из Нерпы и китовый ус. Сворачивают своеобразные снежки из жира и китового уса, все это замораживают. Затем эти приманки раскидывают в местах обитания медведей. Ждут, когда медведь их съест, и идут за ним по следу. Жир растворяется, китовый ус распрямляется и разрывает животному внутренности. Все, нож нужен для разделки. Вот такой зверский способ.
В тепле на кровати выспался очень хорошо.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.