Автостопом на Ближний Восток часть 3 Сирия
Сирия. Турецко-Сирийская граница
Турецкую границу прошли так же легко, как и вошли. Еще один штампик в паспорте и мы между двумя государствами. Дорога извилиста, огорожена высокими решетками с колючей проволокой, по обочинам таблички с надписью «ZON MINEN! Вдали виднеются Сирийские флаги.
Пройти пешком не получилось, нас подбирает легковой автомобиль и с ветерком подвозит к сирийскому пограничному пункту. Шлагбаум, часовой просматривает у всех документы и мы попадаем в здание. Ряд окошек, к ним небольшие очереди занимаем место и ждем. В очереди нами все интересуются, улыбаются, что то говорят. Решаем спросить название любого отеля в Алеппо (Халеб). Пограничникам нужно назвать место где хотим остановиться.
- Хотель? – «Пингвин!» - С уверенностью называет один.
«Пингвин» так «Пингвин», запомним. Подошла наша очередь. Сирийский пограничник просмотрел наши документы. Далее разговор шел приблизительно в таком духе.
- Ну и где ваши визы?
- Так мы собственно за визами и пришли к вам.
- Нет, визы у Вас уже должны стоять!
Мы все понимаем, но включаем полного дурака - если должны стоять то и ставьте.
Нас приглашают внутрь комнаты, усаживают, в руки по стаканчику мате. Сами сидят, совещаются, затем вызывают старшего офицера. Лица сосредоточены, вопрос серьезный пропускать нас или нет. Для нас этот вопрос вообще важнее важного. Столько проехать и не попасть в Сирию?! Достаю и вручаю нашу грамоту старшему пограничнику. Он находит перевод текста на арабском и начинает читать в голос. По мере прочитанного голос становится мягче, в конце он почти улыбается.
- Велком, велком! – первый раз увидал чудотворное действие дорожной грамоты или как еще её называют «охранной».
Нам выдают анкеты, сами же вводят наши данные с паспортов в довольно старенькие компьютеры.
В графе – отель пишем «Pingvin».
- Что это за отель такой? – с подозрением спрашивает заполняющий наши данные погранец. – Нет у нас такого отеля!
Нам отступать некуда, стоим на соем «Пингвин» и все тут. Погранец начинает поднимать панику, что то кричать. На шум прибежал старший офицер. Подозрительный погранец на отрез отказывается заполнять документы утверждая, что «Пингвинов» у них не существует. Ситуация угрожающе накалилась, что это за «Пингвин» такой? Слово действительно не арабское, да и тематика уж явно не Восточная, но менять показания будет еще подозрительней, поэтому не отступаем.
Закончилось тем, что старший просто прикрикнул на ретивого сотрудника.
- Пиши как есть, чего к людям пристал. Видишь путешественники они, может и спутали чего.
С кислой миной, но анкеты наши все же приняли. 36$ с человека, целая куча вклеенных в паспорт марочек печать и мы в Сирии! Ура!
Дорога уходящая в даль, красно – бурая земля, оливковые рощи, чахлые пальмы по обочинам, машины с номерными знаками покрытыми арабской вязью.
Первая же застопленная машина оказалась такси и была отправлена восвояси. Да и просто хотелось немного пройти пешком. Прошли совсем немного, до первой деревни. Навстречу нам выходит тот самый араб подсказавший отель «Пингвин. » Чуть под монастырь не подвел с этим отелем. Увидал нас, заулыбался, - Велком, велком, в гости приглашает. Отчего же не зайти, зайдем. Пришли в дом уселись на пол, пытаемся общаться при помощи книги разговорника. Даже немного понимаем друг друга. В дом начинают сходится все больше народу, все мужчины, дети и женщины с нами не сидели. Выносят просто огромный поднос с едой. Зелень, сыр, жаренные яйца ,лепешки, оливки, некоторые блюда опознать не могу. Все начинают есть, мы же сидим, смотрим. Ложек нет, а все очень ловко едят руками. Вернее не совсем руками. Отрывают кусочек лепешки, этим кусочком берут еду и вместе с лепешкой отправляют в рот. Чтобы не помереть с голоду в этой стран начинаем быстро учиться.
Поели, пообщались и нас пошли провожать на трассу всей честной компанией. Уже на трассе, наш «пингвинопомошник» всунул мне в руку купюру в 50-т сирийский фунтов (1$), типа на автобус. Спасибо тебе мил человек, но автобус нам не нужен. Провожающие пошли назад в деревню, мы же в открытом кузове грузовичка поехали в сторону Алеппо или как его называют арабы Халеб. В Турции автостоп, чудесный подбирают очень быстро. При чем понимают сам принцип автостопа, оттостоп как говорят турки. В Сирии, само выражение, автостоп неизвестно, можно нарваться на деньгопроса. Но подбирают и везут еще лучше чем в Турции. Иногда можно и руку не поднимать, остановятся и спросят куда вам ехать. Главное как поняли по некоторым ситуациям нужно сразу и четко объяснить водителю, что мы за проезд не платим, только после этого ехать. Впрочем, как и у нас с дальнобойщиками ехать просто, безопасно и вопрос об оплате даже и не станет. На других транспортных средствах нужно быть осторожным и внимательным. В принципе, проезд в городском и меж городском транспорте совершенно не дорог.
До Алеппо добрались быстро, на въезде в город памятник в виде кувшина, покрашен золотой краской. В последствии мы часто встречали подобные памятники по всей стране. Практически всю территорию Сирии покрывает пустыня, вода имеет особую ценность.
Нашли городской парк, отдохнули, продегустировали местные сорта мороженного. По парку гуляет множество народа. Семейные пары, мужчины в совершенно европейских нарядах, женщины же в черном, иногда в черных перчатках, а у некоторых и шторка на глазах и множество ребятни. На улице довольно жарко и укутанные с ног до головы женщины вызывают чувство, что над ними просто издеваются. Во время путешествия познакомились с девушкой студенткой. Спросил её по поводу такого дрез – кода и как сами женщины к этому относятся. Ответила, что до 13-14 лет девочки ходят с непокрытой головой и разноцветных платьицах. После 13-ти она сама одела хиджаб, никто не заставлял. Чувствует себя совершенно комфортно и естественно. Да и замуж так быстрее возьмут, не пойму только как же парню жену себе выбрать. У нас в первую очередь на визуализацию делается аспект, а уж потом на все остальное. Хотя доля справедливости в этом есть, каждая девушка желает выйти замуж, а что же делать, если Бог не дал длинных ног и круглых грудей. В девках всю жизнь ходить? Девушкам востока хиджаб дает всем равные возможности. И если ты дура, то никакой силикон – ботекс выйти замуж тебе не поможет. Хотя в Сирии проживают и христиане, христианки одеваются как и у нас и ходят без платочков.
В парке находилось несколько больших клеток вольеров. В одном сидела совершенно грустного вида обезьяна в другом петух, куры и голуби. Уличные голуби в Сирии меньше наших, и цвета рыжего. Спросили где найти туалет.
- Для мадам или для тебя? – поинтересовался араб.
Женский туалет находился в одной части парка, мужской в совершенно другой.
По слухам в Сирии очень дешевые отели, идем проверять. Могу сказать, что отел «Пингвин» точно не искали, на границе надо было написать, отель «Кемел» белее правдоподобно звучит. С помощью прохожих и полицейских находим отель «Турист» рядом с железнодорожным вокзалом. Заходим, узнаем цены, и они очень не понравились 60 $ в сутки. Цена парома в одну сторону на человека. Ну что же палатку еще никто не отменял. Топаем потихоньку дальше. Смотрим, вдыхаем чужеземные ароматы. Так ноги незаметно приводят в старый город. Улочки стали узкими, здания старыми с деревянными жалюзями на окнах. Маленькие торговые лавки, тележки с едой. Арабы сидят на улице, пьют чай, курят кальян. Все эти звуки, запахи, пейзажи, сливаются в сплошной круговорот. Ощущение как после первого выпитого стакана вина.
Попадаем на улицы увешанные плакатами «Отель». Заходим в первый же попавшийся.
- Кям? (сколько?)
10$ на двоих и довольно уютная комната на верхнем этаже. Берем! В комнате холодильник, спутниковое ТВ, небольшой балкончик с чудесным видом на старый город и цитадель. А самое главное душ с холодной и горячей водой!
Вечером без рюкзаков налегке идем гулять по городу. Выходим и снова погружаемся в атмосферу Востока. Пятница в арабском мире выходной. Много людей гуляют по улицам. Все обращают на нас внимание, машут руками, кричат «Хелло!», и «Велком!». Цены на уличную еду довольно дешевы. Шаурма пол доллара, соки, фреши, мороженное того меньше.
К нам подходит статного вида араб в национальном костюме и огромным медным кувшином за спиной. Его настойчивость приносит ему плоды, и мы покупаем два стакана «нечто». Наливает из кувшина, наклонившись вперед довольно артистично. Жидкость темно – коричневого цвета, ужасно сладко приторная на вкус. Допить эту гадость не смогли, выкинули. Еще дома читал про этих людей как о продавцах воды, но то, что продали нам, водой точное не было.
Погуляли и вернулись в отель. Постирали все, что можно было, поглядели МТV на арабском и спать.
Утро. Настроение отличное, хорошо выспался, постирался, искупался можно ехать дальше. Проходя площадь, встречаем нашего знакомого водоноса. Нас он узнал и очень обрадовался. Подбежал, стал предлагать снова испить его чудного напитка.
- Нет! – категорически.
Ну как же так, не унимался он, пейте так, денег не надо, угощаю! И начинает наливать уже знакомую серо – бурую жидкость. Да мы её даже без денег пить не станем, но спорить уже поздно, два стакана у нас в руках.
- Шукран! (спасибо)
Отхлебываю ради приличия, горло сводит спазм, организм отказывается ЭТО принимать внутрь. Потихоньку уходим со стаканчиками, скрывшись из виду тут же выбрасываем.
Дальше наш путь лежит в Тадмор. Там практически в центре пустыни находятся Пальмира, древний, разрушенный и заброшенный город. За день проехали города Хомс и Хама. Автостоп отличный, все кто подвозят, пытаются напоить чаем, накормить. Встречные люди все очень позитивные, улыбаются, пытаются помочь, чем могут. В Хама приехали уже в темноте. Город знаменит нориями, деревянными колесами перекачивающими воду в системе каналов. Им не одна сотня лет, но функционируют по сей день, вероятно в туристических целях. Что удивило, так это звук, который они издают. Мокрые деревянные узлы при трении издавали очень громкий удивительный звук. Больше похож на крик – вой фантастического животного. Ночь только усиливала ассоциации. Грустный протяжный то ли стон то ли плачь, разносился над мутными водами реки. Что бы не быть полностью загипнотизированным отправляемся дальше. Садимся в первый попавшийся автобус и едем. Куда едем не спрашиваем. Ночь, тысячи огней разбросанных по холмам, в отдаленных уголках сознания еще не утихла странная музыка норий. В автобусе почти нет окон, открыты двери, по салону гуляет свежий весенний ветер. Мужчины курят, женщины все в черном, только глаза. Улыбчивый водитель достает из под сидения чайник, наливает стакан горячего чаю протягивает мне, из салона передают подкуренную сигарету!
Ночуем в лесополосе, или вернее пальмополосе. Ночью палатку установили на муравейнике. Утром муравьи проснулись раньше нас, было ощущение, что они просто палатку раскачивают. Крупные и злобные, атаковали со всех сторон непрошенных гостей. Собирались как на пожаре.
К вечеру добрались до развилки: одна дорога на Дамаск, другая на Тадмор (Пальмиру). Ярко красное солнце садилось в пустыню, очень зрелищно. С пустыни дул довольно холодный ветер. Вспоминаю о том, что ночью температура в пустыне может и до нуля градусов опустится. Натягиваем на себя куртки. В последующие дни ночи в пустыне холодными не были. А вот на этой развилке, за всю поездку стояли два раза, и два раза было жутко холодно. Так и назову её «Холодная развилка». Темнело все больше, а «Холодная развилка» нас не отпускала. Постоянно приходилось отбиваться от платных назойливых таксистов. Наконец уезжаем на легковой машине с двумя арабами. Водитель в кожаной куртке фасона а – ля ЧК 30 – х годов, арафатке на голове и цивильного вида мужик со знанием английского.
Объяснили нам, что в Тадмор они не едут и пригласили в гости. Ну куда вам ребята ночью в путыне… Айда к нам у нас тепло и чай.
- Нуу… если у вас чай, то конечно, едем!
Ехали в перпендикулярном направлении нашему маршруту, 70 км в пустыню.
Глиняный дом, муж жена и восемь детей, обычная арабская семья. Отец занимается гончарным ремеслом, жена расписывает кувшины и тарелки, выращивают кроликов. Старший сын и дочь учатся в Дамаске в институте, гостили как раз дома у родителей. Младшие приглядывают один за одним и помогают по хозяйству. Самый младший, вероятно и самый любимый с рук отца не слазит.
Засиделись с хозяином дома далеко за полночь. Пили мате, общались. У нас уже глаза слипались, а ему нипочем. Пришлось сказать, что устали и хотим спать. Палатка не понадобилась, постелили матрасы прямо в комнате, выдали одеяла, и мы тут же уснули.
Утром завтрак, традиционно чай, и мы уезжаем навстречу Пальмире. Трасса пустынна, траффик почти нулевой. Это не основная трасса, но она тоже ведет в Пальмиру. Останавливается довольно странного вида транспорт. Можно сравнить с нашим мотоциклом «Муравей». Впереди одно колесо, в заде два, у водителя есть подобие кабины, а у кузова крыша. В кузове полно детворы, но хватает места и нам. Погода просто отличная, голубое небо резко контрастирует с желтой пустыней. В пустыне, кстати, песка не обнаружил, земля как бетон, колок от палатки не вобьешь.
Не останавливаясь из кабины, передают чайник! И вот уже пьем чай, ошпаривая себе пальцы. Вскоре наш чудо – транспорт сворачивает с основной дороги, а водитель показывает жестами, не волнуйтесь, все в порядке. Что ж волноваться мы опять попали в гости!
Деревня со шлагбаумом при въезде, пропускают без слов. Приезжаем во дворик, глиняные домики и целая стая ребятишек. Деревенские дети поспокойней городских не кидаются с криками «Халю!», подозреваю впервые видят бледнолицых. Приглашают в дом, просторная комната, пол в коврах, по периметру подушки. Сидим на полу чай пьем, а людей собирается все больше и больше. Гость в доме это у нас только «хуже татарина», у арабов это праздник. Выносят несколько огромных подносов с едой. Главное блюдо баранина в молоке, много зелени сыра и оливок. Очень вкусно, но много съесть не можем, арабы только смеются. После того как поели мужчины и мы к «столу» пустили детей. До этого они тихо сидели в сторонке. Иногда у них вырывались крики, за что и получали затрещины от взрослых.
Дети кинулись к еде как стая голодных щенков. Девочки подростки держались отдельной группой. Одна пухленькая девушка – подросток с неисчезающей улыбкой была похожа на поросенка. Причем в полностью розовом наряде, что только усиливало ассоциацию. Эдакий розовый арабский поросенок! Вслух конечно, это не стоило произносить. В арабском мире свинья не в почете, да и у нас эдак назвать девушку не с руки.
Сидели, болтали при помощи книги разговорника, пили чай, кофе. Сыграл на губной гармошке, чем вызвал бурю аплодисментов, в комнате высокие потолки и хорошая акустика, звук был отличным. Все хорошо, но надо прощаться, нас ждет Пальмира. Грузимся обратно в наш диво транспорт, машем друг дружке руками и уезжаем. Доехали только до шлагбаума, дальше пропускать отказались. Конвоировали в полицейский участок вместе с пригласившим нас арабом.
Полицейский участок – комната с бетонными полами, белеными стенами, портретом президента на стене. Из мебели стол, кресло, кровать и печь типа буржуйки. В кресле за столом толстенный полицейский в гражданке. Наш араб принялся, что то объяснять, затем у нас взяли паспорта. И отвели в другую комнату. Компьютера за столом у начальника не было, как он собрался «пробивать» наши паспорта было не понятно. Вместе с нами сидел пригласивший нас араб и виновато улыбался, пригласил гостей, а теперь вот такие проблемы. Успокоил его жестами мол, все «Ок!», разберемся. За нами все время наблюдал надсмотрщик, в туалет под конвоем. От чая отказываемся и всем видом показываем, что находится у них удовольствия ни какого. Часа полтора, провели в этом участке, а потом все завертелось, нам дали добро на свободу. Вывозили нас уже на полицейской машине. Вывезли на основную трассу и оставили. Остановка в виде обрезанного пополам автобуса, хоть какая то тень. Большую часть в Пальмиру проделали на микроавтобусе со странными людьми. Мужчины с виду обычные арабы, женщины без платков, пирсинг в носу, бровях, ушах. Очень яркий вызывающий макияж, то ли как у проституток, то ли цирковых актрис. Иногда дергали меня за одежду, но общения толком не вышло, выражения из нашего русско-арабского разговорника они не понимали.
В Тадмор въехали уже ночью и на автобусе. То, что едем автостопом, отнеслись нормально. При въезде в город автобус остановился и нам предложили выйти. Вышли и тут же попали под атаку владельца близстоящего отеля. Огромный араб, в полосатом халате и платком на голове чуть ли не насильно начал затаскивать к себе.
-Нет!- Отель нам не нужен у нас палатка.- отбивались как могли.
Все - таки к себе он нас заволок, предложив поставить палатку у себя на крыше или во дворе за 4$. За эти деньги мы могли пользоваться кухней, чай, кофе и что самое главное душ! Палатку поставили во дворе, а утром обнаружили, что находимся, прям напротив развалин древней Пальмиры. Еще один плюс вещи остаются под присмотром, берем с собой два литра воды и отправляемся к остаткам древнего города. Воду набрали в кране во дворе и для дезинфекции добавили пару кристалликов марганцовки. Вернее хотели добавить несколько, получилось побольше. Дошагав до города, обнаружили, что вода стала бледно розового цвета и пить её было не возможно, любой глоток вызывал рвотную реакцию. Наша вода годилась только для умывания. Будем бродить по мертвому городу, пока сможем терпеть жажду. На одном из холмов располагалась крепость, туда и отправились. Много времени подъем не занял. С горы открылся великолепный вид на саму Пальмиру и на пустыню. В дали по периметру города стояли большие каменные башни, возможно сторожевые. Спустились по склону вниз и через многочисленные дыры в стене проникли в город. Центральный вход существовал где то в другом месте, туда привозили на автобусах цивильных туристов и за вход, вероятно брали деньги. Стоимость осталась для нас неизвестной, периметр не охранялся и никто не ожидал, что белый турист может появиться не на автобусе, да еще и со стороны пустыни. Весь город можно обойти за пол дня, день. Сохранившийся амфитеатр, множество колон, целые груды старинного строительного мусора. Удивительно, но в Пальмире существовал водопровод. В Киеве к примеру водопровод появился только немногим более чем сто лет назад, когда в Пальмире он существовал уже тысячу лет назад!
Нашел керамический осколок с сохранившимся рисунком белой краской – отличный сувенир!
Пальмира упоминается еще с Библейских времен, одной из последних правительницей была царица Занобия. При её правлении Пальмира переживала наибольший рассвет. Римляне разрушили Пальмиру, а Занобию в золотых цепях увезли в Рим. Впоследствии Пальмира так и не смогла восстановить свое былое величие и постепенно вымерла вовсе.
Одна из арок и группа колон отчеканена на сирийской монете. Тадмор стоит в непосредственной близости от Пальмыры и выглядит средневековым по сравнению с разрушенными развалинами. В свое время Пальмира была настоящей жемчужиной в пустыне.
Более находится в Пальмире, желание не было. Вернулись в отель, приготовили кисель из брикета, подаренного Борисом на Кавказе и в путь. Траффик из пальмиры небольшой, трасса пустынна, иногда проезжают туристические автобусы. Довольно долго идем пешком. Останавливается фура и подвозит буквально пару километров, после чего уходит в противоположном направлении, мы же идем дальше. Дорожный указатель «Дамаск», значит, идем правильно. Черный от мазута бензовоз, едущий со стороны Дамаска, тяжело останавливается напротив. Водитель просто без слов протягивает бутыль с водой. Все понятно, два человека с рюкзаками, на обочине, вокруг пустыня. Вода в этих местах жизненно важный продукт и ей делятся.
- Шукран! – черный бензовоз уносится прочь в указанном стрелкой направления на щите «Ирак».
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.