Или как в дореволюционной России велся реестр актов гражданского состояния
В современном мире без документации никуда. Появляясь на свет, человек получает свидетельство о рождении, при заключении брака - свидетельство о браке, после смерти родным умершего выдается свидетельство о его смерти. Вы только представьте себе, что эти три важнейших этапа жизни каждого человека фиксировали еще с начала XVIII века. Правда, делали это в совершенно непривычном для нас формате. Перепись велась при церквях уполномоченными духовными лицами, а сами альбомы, в которые заносили ведомости, получили название Метрических книг. Такие существовали в России и на территории Украины вплоть до 1918 года, когда по указу их заменили на реестровые книги в местных органах ЗАГСа. Но многие Метрические книги дошли до наших дней в целиком пригодном к прочитанию состоянии. Эти исторические документы содержат важнейшие сведения, позволяющие не только отследить свою родословную, но и узнать о традициях крещения и бракосочетания тех времен, уровне рождаемости и смертности, распространенных заболеваниях и многом другом.
На днях мне в руки попала уникальная и невероятно ценная старинная Метрическая книга, датируемая аж началом XIX века. Рассматривать массивную полностью рукописную книгу с историческими переписями оказалось невероятно интересно!
На обтертой и выцветшей от времени обложке "красуется" надпись:
"Метрическая книга съ 1805 по 1832-й годы".
Сама книга немного больше формата А4 и достаточно толстая. Но несмотря на присутствие нумерации страниц определить их общее количество без математических подсчетов невозможно, поскольку нумерация нарушается несколько раз. Вероятней всего из-за того, что отдельные части книги дополнялись, а по окончанию 1832-го года - их сшили воедино.
На втором титуле выведена та же надпись, что и на обложке. Ниже священник местной церкви, в которой велась данная книга, поставил свою подпись. Сверху в правом углу отмечено, что оправлена (иными словами, сшита) данная Метрическая книга в 1841 году.
Страницы документа потрепанные и изрядно пожелтевшие. Неизвестно, то ли такими их сделало время, то ли бумага была плохого качества изначально...
На следующей странице небольшое предисловие. Тут указано, в каком населенном пункте ведется данная Метрическая книга (каждый населенный пункт имел свою книгу), кто ее ведет и кто отвечает за правдивость описанных сведений. Вот как начинается предисловие:
"Книга Записей Подольской Епархіи изъ винницкого Духовного Прихода изъ винницкого Повета Села Луки Приображенской Церкви..."
"Метрическая книга съ 1805 по 1832-й годы" (впрочем, как и все книги подобного характера тех времен) разделена на три части:
- "Часть первая о рождавшихся"
- "Часть вторая о бракосочетавшихся"
- "Часть третья о умерших"
"Часть первая о рождавшихся"
В эту часть Метрической книги заносили всех новорожденных. Причем, записывали даже тех детей, которые умерли при родах. Каждая страница поделена на четыре графы. Первая - порядковый номер по книге; вторая - число рождения; третья - число крещения; в четвертую вносили информацию по новорожденному. Здесь писали имя младенца (и подчеркивали - видимо, для удобства поиска), имя, фамилию и отчество отца и матери (или указывалась незаконность рождения). Записывали крестных родителей (именуемых восприемниками) и их местожительство. Указывалось, кто из церковнослужителей крестил ребенка.
Вот что гласит первая запись от 3 января 1805 года в "Части первой о родившихся": "Досматривающій села луки священнікъ василій волекій крестилъ и
святымъ миромъ помазалъ младенніцу Меланію рожденную от
родителей законовенчанихъ тогоръ села жітеля Подданного Петра Григоріева сына Петренка и жены его Марии Авраамовой восприемніцею была тогоръ села жителька
данная Стефана Андреевого сына Шевченка жена Парасковія Андреева"
Примечательно, что современная традиция крестить ребенка с крестной мамой и крестным отцом не наблюдалась в те времена. Тогда выбирался только один крестный родитель в зависимости от пола младенца: девочку крестила крестная мама, мальчика - крестный отец. Крестили ребенка, как правило, на следующий день после рождения. Запись об этом вносили в Метрическую книгу вместе со сведениями о рождении.
Метрическая книга не выдержана в едином стиле. Помимо использования разных чернил, написания различными почерками (моментами - абсолютно нечитабельными), существовал разный шаблон записей. После 1807 года в отдельную графу выделили восприемников.
Всех новорожденных малышей в обязательном порядке крестили, о чем свидетельствуют заполненные графы восприемников (крестных родителей). Исключения составляли случаи, когда младенец погибал при родах. Тогда его вносили в книгу в "Часть о рожденных", но в графе восприемников ставили большую "Z".
Некоторые страницы в Метрической книге имеют голубой цвет. Местами они также запачканы, надорваны и продырявлены. Всего в "Части первой о родившихся" около 115 полностью заполненных страниц (если верить нумерации, которая, кстати, присутствует не на всех страницах) и одна пустующая. На ней математические расчеты.
"Часть вторая о бракосочетавшихся"
Во вторую часть книги вносили данные о бракосочетании, а правильнее сказать - о венчании. До 1807 года всю информацию вносили в одну широкую графу. Записывали дату венчания, имена и отчества жениха и невесты, а также фамилию жениха. Указывалось местожительство и вероисповедания молодых. Для каждого супруга отмечалось, каким по счету браком он венчался (первым, вторым и т.д., - что было возможно в случае смерти предыдущего супруга) и кто из церковнослужителей венчал. Обязательно указывались свидетели (именуемые поручителями) и их местожительство. Они должны были сделать отметку в метрической книге, а именно - расписаться. Но поскольку в своем большинстве люди были неграмотные, они просто ставили крестики напротив своих имен. Примечательно, что самим молодым нигде расписываться не надо было. Правда, позже поручителей выделили в отдельную графу и их подпись также уже не требовалась.
После долгих попыток расшифровать одну запись таки удалось, хоть и не совсем дословно. Вот что гласит первая запись в "Части второй о бракосочетавшихся":
"1805-го года мая 30-го дня въ селе луке въ преображенской церкви
пред собраніемъ народнымъ чиннено
троекратно сегоръ ж месяца 10.2.5 и 30 чисел оповещаніе или обыскъ не нашлі духовного или плотского
родства или другого якого препятствія къ бракосочетанию тоей церкви прихода. подданого Михаила Демянова сина
Харченка въдъвствующаго по первой жене Марии Григорьевой со вдовой по первомъ
муже Кириле Пелагеею дочерью Сулими й сповиданія греко-российского"
Примечательно, что девичья фамилия невесты нигде не указывалась, что создает практически непреодолимые трудности в исследовании родословной.
"Часть третья о умерших" Раздел содержит порядковый номер, имя, фамилию, отчество, пол и возраст умершего, а также дату смерти. Если умирал несовершеннолетний ребенок помимо этого указывали имя, фамилию и отчество отца. Также записывали, кто из церковнослужителей совершал погребение, и успел ли священник исповедать умершего.
"Досматривающій
села луки священникъ василій волекій того ж села жителя подданого Романа Гаврилова сына
Ниники умершего сына младенца Данійла похоронилъ по христіянскому обряду антъ ему отроду...1"
Начиная с 1807 года в "Части третьей о умерших" появилась графа, в которой указывалась болезнь, от которой якобы умер человек. Просматривается очень высокая детская смертность - много умерших в возрасте как нескольких лет, так и нескольких дней. Среди самых распространенных причин смерти: "от кашля", "от кори", "от простуды", "от черной болезни", "от опухоли", "от чахотки", "от поноса"...
Невероятно примечательным выдался один случай. Это в прямом смысле слова история из кунсткамеры! Запись 19 июля 1824 года:
"Села луки у
жителей подданого Іосифа Григоріева сына Пивовара римскокатолического
обряда и жены его Маріи Іаковлевой исповеданія грекороссийского законовенчаных родились
дочери Маріи две
имеющіе по настоящему по одной голове по две руки по две ноги, но
сросшийся въ одну утробу..."
На следующий день "сиамские близнецы" умерли. Об этом свидетельствует запись в "Третьей части о умерших" от 20 июня того же года: "Села луки жителя подданого Григорія Іосіфова Григоріева сына Пивовара римскокатолического
обряда дочери Маріи умерли, сросшиеся в одну утробу. котрім по
осведетельствованию Гражданського Правительства, и по выданному дозволению, погребени
христианским
обрядом которым было...1 день"
Имея ввиду необычность случая, видимо, священник вынужден был обратится к правительству за разрешением похоронить аномальных младенцев по христианским обрядам, на что получил добро. Графа "Причина смерти" (где указывалась болезнь, от которой умер человек) пуста...
В середине книги находим вшитые в нее листочки с неразборчивыми записями непонятного характера. На одном удалось прочитать: "Повестка". Однако, что это за повестка, кому и откуда, остается загадкой. О предназначении этих "вкладышей" можно лишь догадываться.
Заканчивается "Метрическая книга съ 1805 по 1832-й годы" общими итогами рождаемости, смертности и количеством заключенных браков.
Как и подобает каждому документу, на последней странице Метрическая книга заверена подписью священника.
"Метрическая книга съ 1805 по 1832-й годы" абсолютно не выдержана в одном стиле. Встречаются как разные почерки, чернила, заглавия, так и разные варианты написания одних и тех же слов (то слитно, то раздельно). Практически отсутствуют знаки пунктуации, а большая буква пишется в случаях, неподдающихся никакому логическому объяснению. Зачастую с маленькой буквы пишутся имена и фамилии (даже священника), название села. Сам почерк очень сложночитабельный. Некоторые слова вообще не поддаются расшифровке. Вероятнее всего, в силу их старославянского происхождения и отсутствия в современном обиходе. Однако, чего можно ожидать, ведь это настоящая рукопись! Рукопись, которой более 200 лет...
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.