Каждое Богослужение для нас – это особенное торжество, ведь на нем мы встречаемся с нашим Главой – Спасителем Иисусом Христом, рекшем однажды «в чем застану – в том и сужу».
НЕБЛАЗНЕННУЮ СТЕЗЮ ПРЕПЛЫВАЯ, СРЕДИ ВОЛН МОРЯ ЖИТЕЙСКОГО,
УВЕРЕННО КУРСИРУЕТ СПАСИТЕЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ЦЕРКВИ УКРАИНСКОЙ!
Богослужение Великого
Поста – великолепное, возвышенное, содержательное, - богослужение в традиции Православной Церкви, о котором сегодня будет
наше слово. УПЦ, которая является частью РПЦ, несет в себе старинную традицию
богослужения, которую сложно назвать чуждой. Ведь известно, что Устав «Типикон»
на Руси был сформирован к 15-му веку.
Сегодня среди
многочисленных публикаций и людских мудрований можно встретить достаточно
разнообразную критику богослужебной практики нашей Церкви. Иные критикуют чин
богослужения, иные продолжительность, а иные и вовсе неуместность некоторых текстов
или церковно-славянского языка.
Очевидно, что люди,
которые «не понимают» богослужения или томятся от обрядовой его части, не живут
в Духе Святом.
Стоит лишь опытно
пережить богослужения Первой Седмицы Великого Поста, и уже душа возносится от земных в горняя, напитавшись псалмами
и стихирами из Триоди. Поистине, Великий Пост для христианина – это «весна духовная»! –
Сегодня многие светские
люди считают своим долгом поститься в Великий Пост, но они так и не
приближаются к храму. Некоторых отвлекают житейские заботы, некоторых
соблазняют очередные «феерии» СМИ или еще каких масс-медиа, - но все эти люди
лишаются самого главного счастья – богообщения. – И пост сводят просто к уродливой диете. Никакой
пост без участия в богослужении, не приносит пользы человеку. Пост является
слугой, средством к достижению главной цели – к встрече с Богом, к
самоусовершенствованию, к новой жизни в Духе Святом.
КАЛЕЙДОСКОП
ТРАДИЦИЙ
«В молитве терпите, бодрствующе в
ней»
(Кол. 4:2);
«непрестанно молитеся» (1 Сол. 5:17);
В
Русской Православной Церкви практика совершения годичного, седмичного и
суточного кругов богослужений остается практически неизменной с XVII века – с
тех пор, когда Патриарх Никон правил книги. Известно, что тогда на Русь
приезжал Антиохийский Патриарх Макарий с братским визитом. И вот, люди из свиты
Антиохийского Патриарха записали увиденное в тогдашней Москве: это и 7-часовые
богослужения, это и строгость поста, прекращение всякой светской деятельности,
торговли. Они описали Богослужение в Неделю Торжества Православия, когда
Патриарх Никон увещевал москвичей не увлекаться иконами латинского письма.
Описывали частые диаконские хиротонии за Литургией Преждеосвященных Даров.
Описывали и кухню, бывшую Великим Постом в тогдашней Москве. Эти свидетельства
проливают свет на положение дел в Русской Церкви того времени. Есть
и иные исторические свидетельства – протоколы и свидетельства о Всероссийском
Поместном Соборе 1917-1918 годов. Именно тогда были предприняты шаги к
переосмыслению богослужебного наследия и традиции Русской Церкви. Поместный
Собор посеял семя, прорастающее в третьем тысячелетии. Ведь на юбилейном соборе
2004 года Отцы Архиерейского Собора продолжили дело, по сути начатое еще
Патриархом Никоном.
Увлекающиеся
плотским мудрованием авторы смеют говорить о «косности» Русской Церкви в
трансформации Богослужения или в переосмыслении литургического материала. Но
всякие замечания таковых разбиваются о краеугольный камень благочестия верующего
народа. Именно горячая любовь к Богу и ревность по благочестивой жизни всегда
уберегала Церковь от поползновений, ведя ее царским путем ко спасению во
Христе. Множество Святых нашей Церкви свидетельствуют всему миру об этом,
множество Святителей и богословов, преподобных мужей и жен, оставивших нам в
наследие свое слово, свидетельствуют о правильности выбранного нашей Церковью
курса.
Богослужения седмичные
В
седмичных богослужениях Великого Поста Церковь внимает многочисленным псалмам,
книгам Бытия, Исхода, книгам Пророков и Премудрого Соломона, а также изливает
свои моления в стихирах и тропарях, которые своим красноречием трогают
боголюбивое сердце христианина. Так, в Триоди Постной находим замечательные
слова: «приидите, вернии, делаим во свете
дела Божия, яко во дни благообразно ходим: всякое неправедное списание от себе
ближняго отъимем, не полагающе претыкания сему в соблазн, оставим плоти сладострастие,
возрастим души дарования, дадим требующим хлеб, и приступим Христу в покаянии
вопиюще: Боже наш, помилуй нас!». -
Эти слова очень ярко выражают состояние Церкви во дни Поста, ведь исполнение
указанных призывов становится годичной программой для каждого верующего
человека на весь последующий год! Каждый из нас приносит к Алтарю Живоначальной
Троицы свои труды. Весь смысл нашего бытия заключается в том, чтобы отозваться,
по слову митр. Антония Сурожского, своей жизнью на Божию любовь: «О, Троице всесвятая! Ты – наше служение!..»,
«Троице Нераздельная, Единице Вседетельная и всесильная, Отче, Сыне и Святый
Душе: Ты – Бог мой, Господь и Свет, и Тебе воспевая, покланяюся!» -
молимся мы в словах трипеснцев Триоди.
Особенная
молитва во дни Поста обращена к Божией
Матери за вемь мир, за примирение враждующих: «Владычице, всех Владычице, … простри руку державну и сохрани мир … люди
вся умири…».
В другом месте Триоди находим удивительную просьбу Церкви к Божией Матери связать
разнузданный ум и рассеянную волю «любовию божественною», чтобы принести Богу
добрый плод благочестного жития: «…
любовию божественою мя свяжи». А
вместе с молением к Пресвятой Богородице мы просим помощи и у святых: «Святоизбранное Христа Бога и твердое
воистинну воинство, мученик соборы освятите наш ум и сердце, в сия святыя дни
постныя, вашими святыми молитвами!».
Вчитываясь в тексты
Триоди, понимаешь, что написаны или сгенерированы они были византийцами,
палестинцами или сирийцами древних веков, но вот почему-то именно Великопостные
богослужения как нельзя лучше передают состояние души современного человека,
передают философское и богословское осмысление Церковью библейских текстов и
Священного Предания.
Без сомнения, главным
рефреном всех богослужений Великого Поста является молитва Преподобного Ефрема
Сирина. Как она отозвалась в душе великого русского поэта А. С. Пушкина, так
она отзывается и в душе каждого богомольца. По сути – эта молитва перекликается
со словами выдающегося иерарха нашей Церкви – Блаженнейшего Митрополита
Владимира (Сабодана, +2014), который сказал, что «в Пост главное не есть друг
друга».
А порой человеческая
черствость и жестокость настолько поглощают наше бытие, что только Господь
может вмешаться и исправить все это. И вот, в тишине Великопостных богослужений
Господь касается душ молящихся.
Великий
покаянный канон святителя Андрея
Критского
Известно,
что многие люди с усердием и радушием ходят «на поклоны» по вечерам Первой
седмицы Поста, считая своим долгом на каждый припев Канона «Помилуй мя, Боже,
помилуй мя» совершить земное поклонение.
Однако,
вместе с этим следует заметить, что в Типиконе предписано 3 поясных «метания» и
нигде не указывается кланяться до земли. С таким молитвенным поклонением
верующие порою теряют нить смыслов, которые провозглашаются в тропарях Канона,
внимание которым было бы куда более полезным для каждого христианина. В
традиции Киево-Печерской Лавры канон Свт. Андрея Критского поется нараспев, с
канонархом – и такая служба длится (с Великим повечерием) около 4 часов. Певческая традиция совершения богослужений,
на которых читается Великий Канон, обусловлена уже неотъемлемой музыкой
Бортнянского и Азеева,
Архим. Матфея (Мормыля), соловецким, знаменным и киевским распевами, которые
как нельзя лучше передают настроение христианской души, благоговеющей перед Богом, вовлекая всех
богомольцев в удивительные минуты созерцания, переживающим в этих песнопениях
встречу с Господом.
Литургия Преждеосвященных Даров – Утро и Вечер
Верою и любовию
приступим…
Известно,
что Литургия Преждеосвященных Даров была в Древней Церкви только по вечерам и
реже совершалась монахами, чем в храмах соборных и приходских. Об этом можно
судить, например, из жития Преподобной Марии Египетской, где говорится, что
монахи расходились до недели Ваий по пустыне, оставляя лишь несколько братий
для присмотра за храмом и обителью.
В
современной практике РПЦ есть одновременно две практики совершения Литургии
Преждеосвященных Даров – утром и вечером. В недавнем обращении Епископа Тихона
(Шевкунова) находим,
что Синод 1968 года одобрил говение к причащению вечером от полудня, беря во
внимание состояние здоровья людей и их возможности строго поститься. Церковь все еще в становлении – в плане
совершения Преждеосвященной Литургии.
В частности, две Украинские Лавры – Киево-Печерская и Почаевская, в
которых мне довелось жить и учиться много лет, совершают ЛПД ближе к 10 часам
утра, а Духовная Академия служит к 7 утра. Возможно, совершение такой Литургии
вечером или после обеда наконец-то станет повсеместным или, хотя бы, получит
общее Благословение Священноначалия нашей Церкви, поскольку – увы – в некоторых
епархиях правящие Преосвященные повелевают
совершать ЛПД исключительно утром…
Мариино Стояние
Так
сложилось, что в нашей практике совершение Утрени с чтением жития Преподобной
Марии Египетской (скорее всего повсеместно) бывает вечером. Удивительное
чувство, когда храм Божий становится и школой жизни, когда огромное количество
людей в тишине молчания внимают самому трогательному в истории Церкви житию!..
Ведь, без сомнения, житие Преподобной Матери Марии вдохновляет даже самых
отчаявшихся грешников к исправлению!
Как
говорят Отцы Церкви, «грешить – дело человеческое, а не каяться – дело
бесовское».
Умиление
и ужас от сопереживания истории Матери Марии охватывает всю Церковь, ведь
невольно вспоминаются Апостольские послания, где говорится, что мы - Церковь –
«куплены дорогою ценою»,
что «жительство наше на небесех» и
мы – «царственное священство, род избранный»,
которое уже «умерло греху» и
живет только для Бога. Поэтому грех для христианина – это самая страшная
трагедия. Ведь мы уже не принадлежим себе, по слову Апостола Павла, но уже
являемся «удами Христа» и
любое отступление от норм Евангельской жизни являются для нас недопустимым.
Поэтому и в Каноне Андрея Критского мы слышим тропари, обращенные к Матери
Марии. Это – позднейшая вставка в творчество великого гения, но вставка,
выражающая опыт Церкви, выражающая ужас, переживаемый ею из года в год и
горячее моление к Матери Марии о ходатайстве, о том, чтобы и всех нас Господь
помиловал и простил.
И такое усердное
моление не бывает бесплодным, ведь по слову Митрополита Сурожского Антония
(Блума), «в Церкви действует Дух Святой», Который всю ее (Церковь) «пронизывает
Своим присутствием»,
а значит, мы слышимы Богом.
4 Родительские Субботы Синодики – Литии
«мир мног
любящим Закон Твой…»
Молитва
о почивших сродниках, царях и патриархах, о всех безвременно и скоропостижно, а
порою и очень трагично скончавших свое земное странствование. Кто, как не они
нуждается в молитве Церкви? И в дни Поста, очищенные в Таинствах Исповеди и
Причастия, возвысившие свой ум от суетных и земных удолий, мы смиренно и с
горячим сердцем возносим нашу молитву о почивших. Каждый человек, живущий на
земле, кроме Спасителя и Божией Матери, увы, причастен ко греху, в каждом из
нас происходит борьба с «ветхим человеком» и не все из нас на финише своей
жизни приходят победившими грех. Поэтому как никогда важно молиться о всех тех,
кто нуждается в нашей духовной поддержке. Мы молимся словами канона Триоди: «Ты смерти и живота Господь Сый и Бог,
преставльшихся благочестно Воздвизающий…»
В чинопоследовании Панихиды есть так же и
особенное прошение «о плачущих,
болезнующих, чающих Христова утешения, Господу помолимся» - Церковь
заботится о всех людях, кои, будучи поражены скорбью разлуки, печалуют о своих
дорогих и родных людях, не желая утешиться, как некогда сказано было о
библейской Рахили.
В нашей традиции – совершать большие приношения. Считается, что кроме Русской
Церкви таких традиций в Церквях Поместных нет. А еще очень важным для нас
поминовением в пост служат синодики. Все это говорит вовсе не об обрядоверии!
Это – выражение любви: словом и делом!
5 Воскресений – Литургия Василия Великого
Службы суточного круга
– вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы – все это помогает христианину
подготовиться к Литургии, к главному чуду на земле, к самой дорогой встрече с
Богом. Как сказал в своей проповеди покойный эконом Почаевской Лавры
Архимандрит Иов (Стратулат), «в службах суточного круга мы общаемся с Господом
Богом как будто по телефону, а вот в Литургии мы беседуем с Ним лицом к лицу» -
эти слова были сказаны из опыта благочестивого священника, монаха, жившего
Евхаристией и молитвой
Пять
Воскресных дней Великого Поста венчаются Литургией Василия Великого. Конечно
же, с IV века текст упорядоченной Святителем Василием
Литургии претерпел ряд трансформаций, и в практике Русской Православной Церкви
в эпиклезисе получил молитву 3-го часа, которую, к примеру, греки даже за
Литургией Златоуста не читают. Но, тем не менее, воспринимаемое в нашей
традиции молитвенное настроение этой Литургии выразилось в особенном пении
Евхаристического Канона, в продолжительном молитвенном напряжении, которое
разрешается торжественным пением «О Тебе радуется, Благодатная».
Суббота Акафиста
Долгожданная, любимая в
нашем народе суббота «акафиста». Так сложилось, что с советских времен, когда
Церковь наша испытывала колоссальный натиск безбожной власти, среди
благочестивых христиан, за неимением книг или возможности молиться в храме,
стала распространяться практика акафистного пения, посредством которого вся
община могла молиться едиными усты, но сегодня эта
практика акафистных пений порою заслоняет собою реальное богатство Церкви. И
вот, самый древний акафист Церкви, написанный, по преданию в VI-м веке на Афонской Горе,
посвященный Божией Матери, Церковь повелевает совершать именно в 5-ю субботу
Великого Поста. Удивительная служба, исполненная ликованием, прекрасной музыкой
русских композиторов Аллеманова, Яичкова, Трубачева, напевами Киево-Печерской
Лавры и Ипатьевского монастыря; служба, украшенная цветами, благоуханием
многократного каждения фимиамом и торжественными процессиями
священнослужителей! Как говорил Святитель Иоанн златоуст, Церковь содержит в
себе всю красоту мира и умиляет молящихся своим стройным Богослужением. Что
же в себе несет традиция Церкви нашей? – История, эстетика, культура, мудрость,
творчество – все это есть в нашем богослужении. Красота и порядок Богослужения важны, поскольку Церковь является
небом на земле и дает христианину предвкушение Рая, к которому мы призваны
Христом. Все, что мы получили в
наследие от наших православных предшественников – колоссальный опыт их
Богообщения, пережитой ими Встречи с Живым Богом, а поскольку встреча с Богом -
это всегда Таинство Жизни, то нельзя и Богослужения разделять на «помпезные»
или «будничные», ведь когда мы общаемся с любимым нами человеком, нам же не
важно где, как и в каком состоянии мы общаемся с ним, болен лик то из нас, -
главное это встреча с любимым человеком. Так можно думать и о встрече с
Господом.
Лазарева суббота
Эпохальное событие!
Царь Вселенной, Господь наш Иисус Христос воскрешает умершего друга Своего –
праведного Лазаря. Это событие потрясло всю Иудею и предварило вход Господень в
Иерусалим для традиционного совершения ПОСЛЕДНЕЙ ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ПАСХИ, ведь Сам
Божественный Агнец шел «заклатися» за
грехи всего мира и «датися в снедь верным»
- как новая Пасха, радость и ликование о которой в итоге преобразит весь мир.
Но, кроме величайших
свершений, Господь явил и еще нечто – Он явил особенным образом Свою
человеческую природу, прослезившись о своем умершем друге Лазаре. «И запретив
духу, возмутился Сам»,
- читаем мы о событиях этой субботы. И вот, победоносное «Лазаре, гряди вон!» -
совершается над душою каждого кающегося грешника. Каждого из нас Христос назвал
Своим другом,
а значит, если мы вовлекаем себя грехом в духовную смерть, то нуждаемся, как и
Лазарь некогда, в Его Божественном воззвании «гряди вон!». Гряди, о душа, от
смерти греховной в жизнь! И, поэтому с особенным чувством Церковь прикасается к
страницам этой Евангельской истории, с особенным молением в эту субботу Церковь
обращается ко Творцу.
Вход Господень в
Иерусалим и Седмица Страстей
И вот – долгожданная
встреча со Христом, грядущим ради нас на «вольную страсть»!.. О, бездна Любви,
о Милость безмерная Создавшего нас!.. Позади уже 6 недель трудов поста и
молитвы, все дни Четыредесятницы мы готовились к пришествию Христову в нашу
жизнь. Ведь на встречу с ним мы приходим в этот день «с ваиами и ветвьми, зовуще благословен, Грядый!...», мы встречаем
Его, как древле встречали иерусалимляне, только вот они не знали Кого они
приветствуют и какою ужасною смертью умрет Он через пару дней… - Мы знаем… И в
ужасе предстоим перед грядущей неделей Страстей Господних. Нас исполняют и
радость встречи, и ожидание скорби, ведь вместе с Пречистой Девой Марией мы так
же опытно переживаем слова Старца Симеона Богоприимца, предрекшего Ей: «Оружие
пройдет твою душу»… Мы поем в стихирах и антифонах Великой Пятницы об этом: «Днесь Неприкосновенный Существом прикосновен
мне бывает… и лютое оружие сердце мое проходит…». Мы плачем «плачем всея земли» о Повешенном на древе
в 15-м Антифоне Великой Пятницы и, поклоняясь «Страстем» Господним, умоляем
показать нам и Славное Его Воскресение.
Каждый день
Страстной Седмицы мы будем переживать вместе с Ним. Мы будем, вспоминая
проклятую Христом бесплодную смоковницу, просить Его в стихирах Триоди «не посецы мене, Спасе!»,
в надежде еще принести добрый плод жизни, будем возноситься в сионскую горницу
к Тайной Вечери.
Соборование
В
традиции Русской Церкви стало массовое участие верующих в Таинстве Соборования.
Ранее это было неприемлемо. Сам Апостол Иаков поучал христиан об этом Таинстве,
указывая на то, что больной должен был призвать пресвитеров Церкви к себе в
дом. Но, тем не менее, Церковь узрела особенную пользу в совершении этого
Таинства для всех, поскольку в том же послании Апостола Иакова говорится о
прощении забытых человеком (по неведению) грехов. А очень важно подготовиться к
Пасхальной встрече с Воскресшим Христом, очистив свой душевный храм от всякого
греха. И вот, на протяжении многих лет наша Церковь совершает рано утром
Таинство Соборования в Великий Четверг, а затем призывает всех на Божественную
Трапезу, насладиться «высокими умы», чтобы уже вечером – такова уж наша
традиция – совершить Утреню с чтением 12-ти Страстных Евангелий, после которых
мы понесем в свои дома «четверговский огонь».
Итак,
пройдя тишину и ужас, переживаемый в Страстную Пятницу, стоя у Плащаницы и
прикасаясь к Лежащему во гробе, мы совершаем Погребение Живоносного Тела
Господня. А затем вступаем в самую главную Субботу всего года, названную
БЛАГОСЛОВЕННОЙ, ведь в эту Великую Субботу, Господь сошел во ад «и там сушим духам проповедовал». И мы
благоговейно молчим, вглядываясь в тишину, которою объята была в этот день вся
Вселенная, и поем «да молчит всяка плоть
человеча…».
В
ЧЕМ ЗАСТАНУ – В ТОМ И СУЖУ
В
заамвонной молитве Литургии Свт. Иоанна Златоуста есть такие слова: «освяти
любящих благолепие дому твоего», - как нельзя лучше эти слова передают
состояние Церкви, обновленной путем пройденного Поста и Страстной Седмицы.
Каждое
Богослужение для нас – это особенное торжество, ведь на нем мы встречаемся с
нашим Главой – Спасителем Иисусом Христом, рекшем однажды «в чем застану – в
том и сужу». Так не в молитве ли и в благолепии Церковном нам быть? Сейчас, как никогда наша Церковь
свободно совершает свое служение – и что мешает нам проникать в глубины
богословия и красоты нашей богатой церковной традиции?
Одного старого
протодиакона спросили: «вот вы служите всегда и все службы так торжественно – а
зачем так? Можно ведь и упростить и тише возгласы говорить и каждение ограничить
и т.д.», на что он ответил: «А как знать? Вдруг эта служба – последняя в моей
жизни?»
Будем же пламенно
любить все, что подарил нам Господь, будем ценить все предписанное нам Церковью и из года в год
будем просить Господа открыть нам Свои «Объятия Отча»!
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.