Могилу цадика Нахмана продали за $3000

06 вересня 2013, 06:08
Власник сторінки
0
1751
Могилу цадика Нахмана продали за $3000

Многим украинцам невдомёк, что движет десятками тысяч паломников-хасидов в маленькую Умань? Откуда там выискалась чудотворная могила, как «подводная лодка в степях Украины»?

На фото: Алтарь поклонения ками (духу) японской горы Нишияма в окрестностях отеля для паломников Нишияма Онсен Кейункан

5 и 6 сентября паломники-хасиды со всего мира отметят в Умани праздник Рош а-Шана, в просторечии называемый «еврейским Новым годом». В религиозной традиции хасидов эти дни ‑ начало череды «Судных дней», когда Яхве измеряет и оценивает поступки каждого иудея за прошедший год. Если хасид сильно нагрешил, то у него есть шанс всё исправить. Последователи учения цадика Нахмана верят, что близость к могиле праведника в эти дни способна искупить грехи.


На фото: Священный источник на склоне горы Нишияма

27 тысяч паломников не так-то просто расселить-накормить. Гостиницы переполнены, квартиры-хрущёвки стоят свыше $200 в день. Однако после отъезда гостей эту квартиру надобно не просто отмыть, а приходится делать новый ремонт с заменой мебели. Тем не менее, маленький городок живёт, в значительной мере, эксплуатируя год от года всё более многоводное море паломников. Да сам цадик Нахман был здесь паломником из Брацлава. Он приехал в Умань в 1810 году посетить еврейское кладбище, где были похоронены жертвы погромов во времена Колиивщины. Цадик Нахман изъявил желание быть похороненным именно здесь, чтобы похороненные иудеи дождались, наконец, искупления грехов. Каких грехов? ‑ спросите вы. Критик и литературовед Д.И. Заславский в статье «Евреи в русской литературе» пояснил каких: «Не подлежит, однако, сомнению, что в драматической борьбе украинского народа в XVII-м веке за свою отчизну евреи не обнаружили ни понимания этой борьбы, ни сочувствия ей. В этом не было их вины, в этом было их несчастье».


На фото: могилы почитаемых монахов на склоне горы Нишияма

Последняя проповедь цадика Нахмана была приурочена как раз к празднику Рош а-Шана, в которой он завещал последователям приезжать на его могилу в Умань. Не знаю, ездили ли хасиды к цадику Нахману до революции, но в советские времена еврейское кладбище в Умани, где был похоронен цадик Нахман, отдали под огороды для населения. Помню, как с обретением независимости Украина только-только разрешила хасидам приезжать на могилу своего пророка... Меня отправили представителем от Министерства внутренних дел в Умань, в чине лейтенанта! И мы с местными милиционерами управлялись с ситуацией. Для сравнения, нынче там порядок обеспечивают 429 украинских милиционера, 12 израильских полицейских, 88 сотрудников ДСНС. Справедливости для замечу, что паломников в те годы было там с десяток человек.


На фото: Сад священных камней у крестьянского дома на склоне горы Нишияма

И основное напряжение было не в охране общественного порядка, а в сфере аферизма. Мало кто знает, но дом с огородом, на котором, якобы и нашли камень, свидетельствующий о захоронении пророка, продавали трижды! Аферисты, почуяв вдруг возникший спрос на этот клочок земли, подделывали документы. А мы тогда с начальником Уманского БЕПА Анатолием Пышнюком, ходили по огороду, нашли как будто бы намогильный камень цадика Нахмана. Очищали его, тёрли, пытаясь найти какие-то потаенные символы, и удивлялись: зачем надо за это платить страшные по тем временам деньги! Этот огородик продали тогда за три тысячи долларов! Квартиру в центре Киева можно было купить за такие деньги. А сейчас тот огородик с валуном просто не имеет цены и его невозможно продать-купить даже за 100 миллионов долларов.

За пару десятков лет как изменились люди, государство и ценности!


На фото: Сад священных камней у современного отеля для паломников на склоне горы Нишияма

Некоторые вещи, хотя и добрые, от поколения к поколению считали дурными. Поскольку цена справедливости иной раз может признаваться лишь столетия спустя, то нет нужды требовать немедленного признания. А знаете, чему учил людей цадик Нахман? Он для хасидов был кем-то вроде Мартина Лютера для католиков. «Молитва к Богу не должна быть мрачнорожим стенанием, ‑ учил цадик. ‑ Молиться Богу нужно вперемешку с танцами, песнями и вообще со всяческим весельем». Нечто похожее мы видим сейчас у негритянских проповедников-баптистов, которые молятся, танцуя и распевая блюзы с джазом. А ещё Нахман рекомендовал своим ученикам отступить от маловразумительных глав Торы и молиться от души на родном языке. Тогда это был идиш. При этом важно обретение божественной благодати, для которой надо освободиться от всего искусственного. На основе этих тезисов и была сформирована группа брацлавских хасидов.


На фото: гостеприимная Рэй – служащая Нишияма Онсен Кейункан провожает меня в дальнюю дорогу. В руках у неё книга о старинном Киеве

Только вот, знаете, как получается? Смотрю на иных паломников-хасидов и вспоминаю притчу, что услышал высоко в японских горах, самом старом в мире отеле Nishiyama Onsen Keiunkan: как-то слепому, побывавшему здесь в гостях, предложили фонарь из бамбука и бумаги со свечёй внутри. Такими они по сей день пользуются. ‑ Мне фонарь не нужен, ‑ отказался слепой, ‑ мне что светло, что темно – всё едино. ‑ Мы понимаем, уважаемый, что Вам не нужен фонарь, дабы различать дорогу, ‑ ответили служащие Нишияма Онсен Кейункан. – Но если Вы пойдёте без фонаря, то кто-то другой может на Вас наткнуться. Возьмите, пожалуйста, фонарь. Слепой отправился в путь с фонарём, но едва прошёл какое-то расстояние пути, как прямо в него кто-то врезался.

‑ Смотри, куда прёшь! – возмутился слепец. – Ты что, фонаря не видишь?!

‑ Он же у тебя не горит, уважаемый, ‑ ответил встречный прохожий.


На фото: самый старый в мире отель Нишияма Онсен Кейункан 705 года постройки. Вот уже 40 поколений одна и та же семья владеет и управляет им.

Цадик Нахман учил своих последователей тому, что рационально сконструированная вера не жизненна, нравственные устои должны основываться на непосредственном общении с Богом, на личном опыте экстатичных переживаний. Прошло 200 лет, и сбор на его могиле превратился в какой-то мировой хасидский мальчишник, где механических обрядов много, а экстаза единения с Богом что-то не особенно видно. Где много слепых с потухшими фонарями наталкиваются друг на друга в потёмках.


Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Журналисты
ТЕГИ: Умань,могила,Цадик Нахман
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.