Подготовка Харькова к ЕВРО 2012. Беседовал Сергей Онищенко
Куда податься людям, приехавшим отдыхать в другую страну без знания языка местного населения? Именно этот вопрос будут задавать себе тысячи людей, которые приедут в Харьков на ЕВРО – 2012 в перерывах между матчами своих любимых команд. Языковой барьер возведет высокие стены на их пути у входов в театры и кинозалы, литературные акции и вечера поэзии превратятся для них в средневековую пытку, музеи и исторические памятки быстро наскучат и проведение свободного времени сведется к простым и банальным посиделкам в близлежащем ресторане. Но, к счастью, помимо такого понятного всем языка, как спорт, существует еще один, не менее универсальный, и имя ему – музыка. Харьков, слава Богу, богат на музыкальные таланты, но вдобавок к этому, у нашего города в ближайшем будущем появится новый образцовый органный зал, с вместительностью более 650 мест и с уникальным немецким органом на 72 регистра. Харьковская филармония включена в программу подготовки к Евро-2012, но без совместных усилий и стараний городских властей, меценатов, а в особенности директора харьковской филармонии Юрия Янко, данный проект не продолжал бы столь стремительно идти к своему успешному введению в эксплуатацию. «Приехав сюда, иностранцы вечерами будут слушать музыку» - заявляет Юрий Янко, который любезно согласился ответить на несколько вопросов связанных, как с творческой деятельностью, так и с процессом реконструкции и строительства филармонии в рамках ЕВРО - 2012.
Харьковская филармония любит приятно удивлять харьковчан своими необычными проектами, как то: концерты в метро на станции Университет на Пасху и на католическое Рождество на одной из платформ Южного вокзала. Приоткройте, пожалуйста, завесу тайны и поведайте, каких еще музыкальных сюрпризов ждать в ближайшее время?
У нас готовится один очень интересный проект, но я пока не могу о нем сказать. Этот проект тесно связан с нашим городом, его историей, зданием филармонии и именно Харьков стал родоначальником в той области, которой посвящен наш проект. Это все случится в ближайшее время. Хочу еще похвастаться: как раз вчера я получил подтверждение о том, что в апреле месяце у меня состоится концерт в главном холле Мюзик-Феррайн в Вене. Я буду дирижировать 7 симфонию Бетховена и концерт Шопена. Кроме того, у меня состоится еще два концерта в Италии, концерт в Клагенфурте (Австрия) и концерт в Сеуле, в Софийской филармонии, в Сметана Холл в Праге. А самый успешный проект из последних – это, конечно же, концерты для будущих мам. И хочу сказать, что с апреля месяца мы уже делаем по два концерта в месяц, потому что востребованность очень большая, и это вырастает в очень большую программу, в которой участвуют и музыкальные школы, и санатории для беременных, и множество детских магазинов. Надеюсь, что те дети, которые услышат нашу музыку, потом к нам еще не раз прийдут через какое-то количество лет.
Растет ли нынче популярность к классической музыке у харьковчан? Как много молодежи ходит на организуемые Вами концерты?
Я считаю да, популярность возрастает. Мы приняли наступательную стратегию и она себя оправдывает. Ведь пока мы будем ждать, когда министерство нам что-то разрешит, что-то посоветует, даст рекомендации, то за это время публика исчезнет совсем, как она практически исчезла для камерных концертов. Но стоило нам сделать концерт «Барокко при свечах» - был полный зал и, кстати, основной частью слушателей была молодежь. К сожалению, публика не пришла сегодня на сонату Брамса, Бетховена, она пришла на скрипку Страдиварии, хотя, со временем, я надеюсь, что они будут ходить именно на музыку, а не на то, что вокруг музыки.
Как Вам удается проводить столько масштабных культурных проектов одновременно?
Нам помогают меценаты и я очень им за это благодарен. В течении ста лет эти меценатские традиции как-то тушились, их искусственно вырождали, но они, видимо, в генах харьковчан :). Так получилось, что мы - единственный город из окружения «миллионников», который не имеет своего концертного зала, но зато у нас будет самый большой орган в Украине, у нас будет самая большая студия, у нас уже есть уникальный клавесин. Без помощи меценатов – у нас бы ничего этого не было.
Не хотите ли дать концерт в аэропорту?
Почему бы и нет! Мы только за!
Считаете ли Вы Харьков музыкальной столицей Украины?
Это сложный вопрос. Заменим слово «музыкальная», на «культурная». Как наш город может быть таким, если без нашего ведома, нам берут и отключают музыкальный телеканал Mezzo, заменяя его на очередной попсовый? Есть много других причин, которые, к сожалению, отвергают этот тезис. И они не зависят ни от нас , ни от Вас. Мы 25 лет восстанавливали театр Пушкина, 25 лет строили Оперный Театр, в свое время наш зал построили за 3 года, у нас музкомедия не имеет своего здания, консерватория требует большого ремонта. Так о какой культурной столице может идти речь? Студенческая – да, военная – может быть, я не знаю военных секретов, бывшая Первая Столица – да. Какая мы культурная столица, если мы не можем пригласить Каррераса, Хворостовского, Мацуева? Но куда уж там – областное управление культуры не может нам уже два месяца даже подписать штатное расписание. Всегда находятся какие-то отговорки. Путь они попробуют доказать, что мы – культурная Столица. К сожалению, у многих все обещания заканчиваются только словами. Надеюсь, что с помощью вашего издания это изменится.
Приобретение рояля фирмы «Bösendorfer», одной из старейших фабрик в мире по их изготовлению, стоимостью 90 тысяч евро – необыкновенно щедрый подарок для истинных ценителей музыки. Насколько благодарны нынче харьковские слушатели?
Что касается публики – то в Харькове она самая строгая. Тут всегда выступать гораздо страшнее, чем в любом другом зале. Всегда считалось так: если дирижер или солист прошел харьковский оркестр – его примет любой другой. У нас очень строптивый оркестр. Наш университет искусств имени Котляревского, я считаю, все-таки один из лучших в стране. По-прежнему он готовит выпускников высочайшего уровня. Эта марка держится именно благодаря нашему ВУЗу.
У Вас очень оригинальный нестандартный подход к слушателям: Вы даете им возможность самим составлять афиши, проводите концерты в уникальных местах, планируете создать в новом здании уникальный музыкальный комплекс с библиотекой и даже студией звукозаписи! Откуда Вы берете столь интересные идеи и где находится кладезь вдохновения для их воплощения?
Вдохновение и силы мне дает созерцание того, когда я вижу, как меняется у меня что-то на глазах благодаря моим усилиям. Пять лет назад кто-нибудь мог бы подумать, что мы с Вами будем беседовать в новом здании административного корпуса филармони высотой в пять этажей, которого нет ни у одной филармонии Украины. Этаж оркестра, этаж хора, админ.корпус и.т.д. В мае будет готов немецкий орган на 72 регистра, у нас будет здесь музей музыкальной культуры, элитный ресторан на 65 персон, где будет тихо играть классическая музыка, будет одна из самых больших студий в Украине на 400 квадратных метров – это все - совершенно уникальный музыкальный комплекс. Так что, мы - молодцы :). К ЕВРО-2012 нужно построить это все, потому что иностранцев везти некуда – на мемориал они не пойдут, на высоту Маршала Конева - тоже, в театры, где речь другая – тоже не пойдут. Они будут слушать музыку. А где им ее слушать? У нас! Так что, нужно все успеть построить.
Мне нравится табличка с надписью на Вашем столе: «Цель — это мечта с конкретным сроком ее реализации». Вы всегда ей руководствуетесь?
Мне тоже очень нравится эта фраза! А еще я люблю такое изречение: «Желание – 1000 возможностей, нежелание – 1000 причин», - это сказал Эдуард Асадов. И я надеюсь, что руководствуясь этим, мы всего сумеем добиться и все сможем построить.
Ваши пожелания читателям?
Надо себя любить и уважать. Слушать хорошую музыку в филармонии и думать над всем, что вы делаете.
Беседовал Сергей Онищенко
Фото - Сергей Онищенко
15.03.2010
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.