И, возможно, во внешней политике вообще
Вчера с некоторым опозданием просмотрел фрагмент выступления одного из лидеров российского протестного движения Алексея Навального в эфире программы Большая Политика с Евгением Киселевым.
В ней Навальный, помимо прочего, высказал свое видение внешней политики РФ. В частности, он сказал, что приоритетом этой политики должна быть интеграция России с Украиной и Белоруссией, поскольку это родственные народы с одной историей и кучей связанных между собой людей. Сейчас же, он, например, вынужден по шесть часов простаивать на украино-российской границе, когда он пытается пересечь ее во время поездок в Украину. Вот с этих моментов, мол, надо начинать, и довести интеграцию до как можно более полномасштабной. А сопротивление такой полномасштабной интеграции в Украине связано с некой "родовой травмой украинской демократии", которой все время мерещится какой-то заговор в Москве. Надо признать, что у незначительной части, так сказать, украинской демократии, действительно наблюдаются симптомы этого непростого заболевания. Но, лишь у незначительной.
Сам Навальный после этого выступления на украинском телевидении написал у себя в блоге, что украинцы приняли его за шовиниста. Я же не думаю, что Навальный - шовинист. Я думаю, что он просто не в теме. Совсем. Он хороший парень, но в этом вопросе он рассуждает не как государственный деятель, а как автомобилист.
Я согласен с тем, что у нас общая история и что нужно устранять элементарные неудобства в жизни людей, как украинцев, так и россиян. Но заявлять, что надо сделать прозрачной границу между Украиной и Россией, и это, мол, выгодно всем, в том числе государству Украина, значит не понимать элементарных принципов, на которых строится в мире внешняя политика, таможенный и визовый режим, и что, собственно из себя представляет нынешняя Украина.
Украина не может одновременно иметь прозрачные границы и с Россией, и Евросоюзом. Она может иметь или же прозрачную границу с Россией и закрытую границу с Евросоюзом, как сейчас, или же наоборот. Предполагать, что в ближайшее время станут возможны открытые границы Украины и на Западе и на Востоке - это верх романтизма. Это значит предполагать, что возможно общее экономическое, гуманитарное и ценностное пространство от Петропавловска-Камачтского, в котором, как известно, полночь, до Парижа с Мадридом. Это абсурд. Украине в этом вопросе явно надо делать выбор. И она его сделала - она стремится на Запад. Пока у нее это плохо получается, но это стратегический вектор, признаваемый всеми основными участниками политического процесса в стране - даже горячо любимой здесь комментаторами Партией Регионов. Пойти на прозрачные границы с Россией, значит изменить стратегический вектор внешней политики.
Теперь об интеграции с Россией. Экономическая интеграция? Я - за. Прекрасно. Все, что помогает нам торговать, производить и зарабатывать деньги, вместе становиться богаче, нужно делать вне всяких сомнений. Возможно, продвигать вместе свои товары и услуги за рубежом, чтобы опять-таки становиться богаче? Я - опять за.
Устранение препятствий в жизни и быту обычных украинцев и россиян, так сказать в гуманитарной сфере? Я - опять-таки за. Давайте делать все, чтобы больше россиян и как можно легче приезжали к нам, к родственникам и как туристы, и чтобы украинцам было как можно комфортнее в России. Гаишники доят российских водителей? Хамство, разобраться и не допускать (вообще-то с ГАИ надо глобально разобраться). У украинцев сложные правила регистрации в России? Пойдите пжл нам на встречу и упростите их.
Но в том, что касается интеграции политической, я - категорически против. Во-первых, никогда еще Россия не выстраивала отношения с Украиной в рамках какого-то государства на основе равноправия. Ну вот, не было такого в истории. И не будет. Не могу я представить себе такое, даже когда закрываю глаза и сильно напрягаюсь. Историческая память и общественное мнение в России не позволят в ближайшие лет 50.
Ну, и во-вторых, а на какой основе интегрироваться политически? На каких общих ценностях? Украина медленно, но идет к политической конкуренции, свободе слова и другим личностным свободам, которые составляют ценностную основу демократии западного типа. Да, это непростой путь, но если отойти на шаг назад и оценить прогресс Украины за последние 10 лет - он налицо. Затем пойдет и к структурным реформам. Критическая масса людей к этому уже готова. Это вопрос времени, и это не изменить. Россия движется совсем в другом направлении. Мы знаем, в каком. С такими разными проектами внутреннего устройства, или как любят говорить россияне, повестками дня, невозможны какие-то единые государственные и надгосударственые образования.
Конечно, Россия может измениться и тогда Украине придется выстраивать отношения с новой Россией, с Россией Навального, Акунина, Парфенова и других. Заинтересована ли она, новая Россия, в ином качестве отношений с Украиной? Предположу, что нет. Навальный был прав, когда сказал, что вопрос отношений с Киевом в российской повестке дня сейчас стоит месте на 25-м. По крайней мере, все трое - Навальный, Акунин и Парфенов отказали в интервью крупнейшему украинскому журналу Корреспондент, который мог бы донести их соображения до широкой украинской общественности. Последний - в довольно резкой форме. Единственный, кто согласился, Михаил Касьянов, в интервью был довольно высокомерен и проводя параллели с Украиной сообщил:
"Россияне не собираются сидеть на улице днем и ночью, как это было у вас в Украине. У нас люди помитинговали – и разъехались на горнолыжные курорты. Теперь они вернулись, и поняли, что Путин со своей командой не исполнили ни одного требования, поэтому будет еще один митинг. Но отдыхать сутками на площади они не хотят – они хотят зарабатывать деньги".
Воистину, русское высокомерие неистребимо. На него не действуют ни уровень образованности или достатка, ни политические взгляды, ни схожесть положения. За редким исключением. Так что даже возможное изменение политических реалий в России вряд ли принесет мгновенное изменение отношения Москвы к Киеву. А без этого любое политическое или государственное образование будет быстро превращаться в формат центр-провинция. Cобственно, смотри пункт 1 выше, об исторической памяти и общественном мнении.
Поэтому вопрос открытости границы с Польшей или Россией – это вопрос цивилизационного выбора. К сожалению, на данный момент. И Украина его сделала. И Навальному не помешало бы это знать.
Надеюсь, когда-то украинцы и россияне с радостью пойдут на значительно более глубокую интеграцию. Но боюсь, это будет не скоро. Как я сказал выше, лет через 50, ну, может, через 20:)
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.