Правительство трубит о защите свободы слова, одновременно выбивая у нее почву из-под ног.
Правительство трубит о защите свободы слова, одновременно выбивая у нее почву из-под ног. Накануне выборов власть напирает на законопроект, который сделает СМИ безнадежно убыточными и зависимыми от политических доноров.
У моей жены до сих пор сохранился образец школьной стенгазеты 1986 года, в которой ее одноклассница в пух и прах громит привязанность населения к огурцам. Она с цифрами в руках доказала, что этот вредный овощ - причина всех наших здравоохранительных бед. Самый убийственный ее аргумент - "из всех умерших в последние годы людей 99% употребляли в пищу огурцы". Школа свое отсмеялась и забыла.
Я же вспомнил эту гуттаперчевую логику, как только прочитал о заявленных причинах, по которым Верховная Рада решила в срочном порядке запретить рекламу лекарств на телевидении, радио и печатных СМИ. "Я знаю о том, как часто жалуются граждане Украины на мошенничество и мошенников, а также на то, что в рекламе обещают чудо, то есть избавление от болезни, а на самом деле в лучшем случае это просто бесполезный препарат", - поясняет целесообразность запрета рекламы Елена Бондаренко, нардеп от Партии регионов.
Автор запретительного законопроекта, глава правительства Николай Азаров, сокрушен тем фактом, что украинцы увлечены самолечением. А Татьяна Бахтеева, главы парламентского комитета по вопросам здравоохранения, винит рекламу лекарств в том, что она направлена на борьбу с простудой, зубной болью и недугами кишечника, в то время как население умирает от инфаркта и инсульта. В итоге телезрители, наслушавшись рекомендаций лучших стоматологов, педиатров и гастроэнтерологов, глотают медикаменты и умирают.
Под этим утверждением я готов подписаться, так как 99% некогда умерших мужчин и женщин действительно скушали некоторую порцию рекламируемых лекарств. Татьяна Дмитриевна, обратите внимание, в этот период времени они также жевали и огурцы. С вашим талантом связывать несвязуемое можно было бы запретить и рекламу овощей.
Беру на себя смелость заявить, что запрет на рекламу лекарств не поправит трагичное положение вещей с высоким уровнем смертности, так как проблема лежит совсем в другой плоскости. Во-первых, запрет рекламируемых медикаментов не означает конец мошенничества и фальсификаций. Сколько подделывали, столько и будут подделывать, а то и увеличат объем черного производства, так как сузятся источники информирования населения. Во-вторых, несчастная судьба гипертоников от запрета не станет слаще. Все потому, что сердце у украинцев болит не по причине частого мелькания на экранах мезима-форте или антигеморроя.
Низкий уровень медицинского обслуживания, недоступность самых простых лечебных процедур и профилактики - вот ключевые причины популярности самолечения, о которых льет слезы премьер-министр Украины.
Руководствуясь той же логикой, с которой подходили к запрету продвижения медикаментов, следовало бы запретить, например, рекламу импортных автомобилей. Почему автомобилей? Потому что под колесами машин ежегодно гибнут тысячи людей. Почему запретить именно иномарки? Все по той же причине — потому что чаще всего виновниками ДТП становятся зарубежные колеса. Заодно можно будет и прокричать о поддержке отечественного производителя, что уже сделал Азаров, утверждая, что запрет на рекламу лекарств взбодрит отечественную фармакологию.
На всякий случай оговорюсь, Николай Янович, это ирония, сарказм, шутка, «жарт», joke. Короче, не вздумайте регистрировать законопроекты о запрете рекламы автомобилей и огурцов, я этого не хотел.
Говоря о том, что запрет рекламы лекарственных средств убивает рынок, я также имел в виду и рынок массмедиа. В период глобального и локального кризиса он переживает не самые сладкие дни. Восстановление рынка происходит медленно. Во многом он реанимируется благодаря фармацевтическим компаниям. До этого парламент запретил рекламу табачных и алкогольных изделий. Вредные продукты? Безусловно. И СМИ смирились и потеряли огромную часть свих доходов, несмотря на то что в развитом мире уже давно установили: наиболее эффективный инструмент в борьбе с курением - это цена сигарет, а не запрет рекламы. Смирились и с трудом, но выжили. Теперь парламент может отобрать у них еще одну огромную статью дохода.
В 2011 году рост объемов рекламного рынка фармкомпаний составил около 35%. В 2012-м рекламная доля медицинских препаратов в печатных СМИ занимает 11% (около 150 млн грн.), на ТВ - 20%, то есть каждый пятый ролик, а это около 900 млн грн. Рекламный пирог фармацевтов в радиовещании - около 17% (45 млн грн.). Запрет рекламировать медикаменты выбьет почву из-под ног независимых СМИ. Причем, судя по скорости и напору, сделать это он должен до парламентских выборов.
А это (не при Бондаренко, главе подкомитета по вопросам телевидения и радиовещания парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации, будет сказано) - прямое посягательство на свободу слова. Лишенные возможности заработка СМИ станут более зависимы от практически неограниченной партийной кассы, не скажу какой, а то вдруг Корреспондент читают в штабе Партии регионов.
***
Эта колонка опубликована в №23 журнала Корреспондент от 15 июня 2012 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.