Украина переживает новый бум политического юмора, сравнимый с изобилием анекдотов в брежневскую эпоху застоя.
Украина переживает новый бум политического юмора, сравнимый с изобилием анекдотов в брежневскую эпоху застоя. Отличие в одном - украинцы 1970-х не могли изменить систему, в то время как сограждане 2000-х точно знают, что могут
Смех всегда раздражал тиранов. У последних с восприятием юмора обычно было настолько плохо, что шутникам, посмевшим избрать объектом насмешек очередное высочество или какого-нибудь генералиссимуса, приходилось несладко. Сложно сказать, сколько поломанных судеб стало результатом хорошего анекдота или меткой карикатуры, но вряд ли кто-то оспорит, что их немало.
Это касается не только личных взаимоотношений юмористов с сатрапами. Авторитарное сознание в целом враждебно к иронии в свой адрес. Единственно верный пусть - верить в ту картину мира, которую хочет навязать император. А тех, кому нравится или просто выгодно "верить" власть имущим, во все времена находилось достаточно.
Причиной такой глухоты к иронии является не отсутствие чувства юмора само по себе. Смех опасен для тех, кто строит социализм с человеческим лицом, решает еврейский вопрос или отстаивает идеи чучхе. Шутка - это воплощенное сомнение. Сомнение в праведности, компетентности или адекватности лидера. И там, где "правильный" лидер, система и идеология могут существовать только в единственном числе, шутка является преступлением.
Как ни парадоксально, зачастую именно в условиях тотального контроля над публичной сферой и расцветает политическая сатира. Знаменитые анекдоты времен брежневского застоя возникли именно вследствие закручивания гаек, последовавшего за оттепелью Никиты Хрущева. С одной стороны, люди ощущают гниение системы и внешне начинают подчиняться правилам, понимая абсурд ситуации. С другой стороны, они не в состоянии что-то изменить и поэтому находят отдушину в ироничном издевательстве над властью на своих кухнях.
Сегодня украинцы, так же как и в далекие брежневские времена, упражняются в сарказме, направленном против власть имущих. Над Виктором Януковичем со товарищи смеялись почти все время с тех пор, как он вышел на орбиту украинской политической жизни. Фирменные перлы про поэтессу Анну Ахметову и украинского поэта Антона Чехова вызвали дикий восторг интернет-сообщества. Равно как и история с обмороком, вызванным попаданием яйца в могучую фигуру политика.
После окончательного прихода Партии регионов к власти в стране издевки над действующим Президентом превратились чуть ли не в отдельный жанр - его цитаты разбирают на видеоролики для YouTube и демотиваторы с неизменной фотографией гаранта с растянувшейся на его лице самодовольной ухмылкой. Впрочем, Янукович не устает подбрасывать замечательные поводы: падающий на него венок, знаменитая “йолка”, “жінки, які роздягаються на вулицях”, “країна, яку потрібно зробити небезпечною” - список можно продолжать чуть ли не бесконечно.
Тем временем образ Президента все больше утрачивает в глазах обывателя черты реального человека, превращаясь в виртуального чудака, над чьими глупостями грех не посмеяться. Тот факт, что этот человек руководит страной, в которой бизнесу выживать все сложнее, политические оппоненты сидят за решеткой, а его самого уже сторонятся и в России, и в Европе, нас не слишком трогает. Возмущение замещается смехом. Тем более странным, что Янукович не чудак и вовсе не виртуален.
И не только Президент подбрасывает темы для всенародного веселья - достается почти всем, кто так или иначе имеет отношение к власти. К примеру, премьер который год подряд не может грамотно сказать ни одного предложения на украинском - чем не повод для смеха? Потенциальные кандидаты по мажоритарке уже сейчас раздают продуктовые пайки - почему не сделать об этом фотожабу?
Хотя в наше время тесные кухни сменились социальными сетями, причины протестного зубоскальства все те же. Для большинства жителей Украины очевидно, что страна движется в неправильном направлении. Еще большее количество украинцев не верят в свои силы что-либо изменить в государстве, гражданами которого они являются. Именно такую картину представляют последние социологические опросы. Украинцы фактически смирились с тем, что опять живут в эпоху застоя, и отвечают на это привычным образом.
Есть лишь одно существенное отличие. Гражданину СССР брежневских времен было сложно верить, что в СССР что-нибудь может измениться. Любой намек на политическую деятельность вне стандартной парадигмы "комсомол - компартия" гарантировал тюремный срок. Современным украинцам в этом плане сетовать не на что. У нас (пока что) есть относительная свобода слова. (Пока что) есть право вести политическую деятельность - организовываться в партии и общественные организации. (Пока что) мы можем собираться на мирные акции протеста. То есть (пока что) есть все то, что необходимо для изменения ситуации.
Но мы предпочитаем смеяться над политиками, обвиняя их во всех наших бедах и считая, что одного лишь факта заполнения бюллетеня во время выборов должно быть достаточно для построения идеального государства. Но если раньше смех являлся выражением бессилия вследствие невозможности что-то изменить, то сейчас мы смеемся из-за того, что даже не пытаемся прилагать усилия. И мы снова ждем, пока система самостоятельно сгниет и вновь обрушится на наши головы, несмотря на то что опыт предыдущей катастрофы был донельзя болезненным.
***
Эта колонка опубликована в №25 журнала Корреспондент от 29 июня 2012 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.