Проект Катерины Ющенко Больница будущего не имеет шансов на реанимацию. Но если супруга экс-президента передаст собранные деньги на строительство нового корпуса Охматдета, она спасет не только свою репутацию, но и пожертвованные украинцами средства.
Чем больше я смотрю на жизнь в Украине, тем больше убеждаюсь, что если государственные мужи и жены подают населению какие-то надежды, то делают это лишь затем, чтобы после их отобрать.
Весной 2006 года Катерина Ющенко, жена тогдашнего главы государства, объявила, что соберет деньги на очень амбициозный и нужный стране проект - Больницу будущего, ультрасовременную клинику, способную подарить надежду на жизнь тысячам украинских детей, в основном больных раком. Ее словам поверили отечественные миллиардеры и миллионеры, а также миллионы рядовых граждан, среди которых была и я.
Этот призыв дал редкую возможность оценить сердобольность украинцев и ту степень доверия, которую вызывают у них обещания первой леди с таким трудом избранного президента. Оказалось, что страна может гордиться собой: в ходе специального марафона супруга главы государства собрала 242 млн грн., из которых 71 млн составляли реальные деньги, а еще 171 млн - обязательства богатейших людей страны (бизнесменов Рината Ахметова, Виктора Пинчука, Сергея Таруты и других) купить больнице новейшее медицинское оборудование.
После окончания столь удачно прошедшего марафона Фонд Катерины Ющенко объявил, что уникальная больница откроет свои двери весной 2009 года.
За окном - лето-2012, а на месте больницы - вырубленные деревья, разрытый котлован, ржавеющая техника и забор. Причем увидеть все это (кроме ограды) крайне проблематично: рядовым украинцам, включая журналистов, вход на территорию стройки закрыт. Показывать стране самую большую благотворительную черную дыру независимой Украины Фонд Больница будущего не просто не спешит, но и всячески противится этому.
Два с небольшим года назад, сразу после того, как Виктор Ющенко покинул здание на Банковой, закончив свой президентский срок, я делала статью-расследование о том, что произошло с Больницей будущего и что ожидает этот президентский проект дальше. Уже тогда мне стало понятно: ничего хорошего ему не светит. Александр Максимчук, глава правления Фонда Больница будущего, удивил тогда высказыванием, что проект первой леди, оказывается, был государственным и вся вина за его несостоятельность должна лежать на плечах державы.
Когда фонд собрал пожертвования, оказалось, мол, что этих средств на реализацию всей затеи не хватит, ведь общий бюджет проекта - по состоянию на 2006 год он составлял $ 120 млн, или 600 млн грн., - был втрое больше суммы, которую привлекла супруга главы государства. Поэтому фонд решил взять на себя проектирование объекта, оборудование и обучение кадров, а право строить передал государству. И оно вполне ожидаемо подкачало.
Почему жена президента не смогла, используя свое положение, сделать все для принятия специальной госпрограммы, предусматривающей завершение проекта, - вопрос скорее риторический. Ведь даже собранные средства созданная Ющенко структура не сумела сохранить, а порой и бездарно растрачивала.
Так, проектирование, получение разрешений и инженерные работы съели 56 млн грн. из бюджета Больницы будущего. Причем львиная доля этой суммы - 46,4 млн - ушла на счета британской компании BDP за разработку проекта, хотя изначально документацию разрабатывал украинский госинститут и делал это бесплатно.
Потратили так потратили, уже не вернешь. Как не вернешь еще 16 млн грн., ушедших на покупку оборудования, которое на время передали другим лечебным заведениям. Но сама-та эта техника осталась, что уже хорошо.
Хочется верить, что не ушли в песок и несколько миллионов, за которые для клиники обучали врачей.
Все эти траты теряют смысл без самой больницы, а она, не существуя в реальности, не только не дает реализовать потенциал обученного персонала и закупленного оборудования, но еще и понемногу расходует собранные всем миром средства. Ежемесячно на административные расходы проекта уходит около 100 тыс. грн. В итоге на май 2012-го на счету фонда в Укрэксимбанке осталось 61,3 млн так называемых живых денег, то есть тех, что были собраны напрямую, а не в виде обязательств. А это почти на 10 млн меньше первоначальной суммы, внесенной коллективными усилиями рядовых украинцев.
Не способствует сохранению денег фонда, лежащих мертвым грузом в банке, и инфляция. О влиянии этого фактора говорят хотя бы данные самого фонда: если изначально проект Больницы будущего стоил 600 млн грн., то теперь, по оценкам сотрудников Ющенко, он потребует 1,306 млрд грн.
Исходя из этого главной задачей должно бы стать активное строительство и завершение всех работ, но здесь сотрудники фонда пеняют на государство: не хочет помочь.
Действительно, команда Президента Виктора Януковича откровенно не горит желанием завершать что-либо под брендом своих предшественников. Последняя идея, которую озвучил премьер-министр Николай Азаров, звучит так: власть, возможно, достроит Больницу будущего, но лишь после того, как завершит собственный амбициозный проект - возведение нового лечебно-диагностического корпуса для киевской детской больницы Охматдет.
Проект нынешней власти еще более масштабен, чем у Ющенко: на сегодня его бюджет составляет 1,8 млрд грн. Азаров назвал строительство нового корпуса первоочередной задачей для власти - украинским детям он, по мнению главы правительства, очень нужен. Поэтому премьер призывает поднапрячься и сдать здание до июля следующего года. Правда, будет ли госказна в состоянии вынести на собственных плечах эту затею - большой вопрос.
В любом случае в свете расходов на новый корпус Охматдета перспективы Больницы будущего выглядят более чем туманными. И здесь у Ющенко появляется шанс проявить истинное милосердие: она, понимая, что ее идее ничего не светит, могла бы оставшиеся на ее проект средства и обязательства - а это в сумме более 230 млн грн. - добровольно передать в пользу нового правительственного проекта. Уверена, что с этой моей идеей согласятся и другие жертвователи, которые, как и я, внесли свою лепту в проект супруги бывшего президента. Ведь в результате шансы Охматдета получить новый корпус сильно возросли бы и деньги, собранные Ющенко, не лежали бы мертвым и все более обесценивающимся грузом на банковских счетах, а пошли бы на дело.
Главное не фамилии, которые стоят за тем или иным благотворительным проектом, а конечный результат. Тем более что наша страна действительно остро нуждается в лечебных заведениях высшего уровня.
Поддержав инициативу власти, Катерина Ющенко не просто вернула бы себе доброе имя, но и показала бы, что для нее важны судьбы детей, а не личные амбиции. И этот пример, возможно, научил бы чему-нибудь отечественных власть имущих.