Мечтатели из Сорбонны

29 вересня 2012, 15:26
Власник сторінки
Литератор
0
2138
Мечтатели из Сорбонны

Я уже пять месяцев живу в Азии. Новости с родины воспринимаются несколько отстранённо, но всё также болезненно. Особенно те новости, из которых видно, что ничего в мире не меняется...

Бывая в Камбодже и глядя на улыбающиеся лица мужчин лет сорока я периодически задумывался над тем, по какую сторону баррикад они были во времена, когда у власти был Пол Пот? Проще говоря, кто они палачи или их жертвы? Может этот веселый доброжелательный гид как раз и был тогда подростком, сгонявшим на работу в деревню университетских профессоров и актеров и без того немногочисленных и театров? Подростком с мотыгой в руках. И мотыга использовалась им вовсе не для сельхозработ. Нет, это был инструмент убийства, поскольку патроны красные кхмеры предпочитали экономить, а не переводить на социально чуждых элементов.
 
По разным оценкам за годы правления Пол Пота (всего четыре года) его подручными было уничтожено от 1,5 до 3-х миллионов соотечественников. Для страны с населением в 9-10 миллионов человек это очень и очень много. И, как обычно, в первую очередь уничтожались люди мыслящие, не желавшие быть винтиками в огромной сельскохозяйственной машине красного цвета. Не всех их забивали мотыгами и расстреливали, многие просто не выдерживали адской работы по 12 часов на полях за мизерный продуктовый паек (продуктов не хватало, т.к. выращенный рис приходилось продавать Китаю, чтобы закупить у тех же китайцев оружие для войны с Вьетнамом).
 
Города были просто упразднены как совершенно ненужные при этой модели социализма. Та же участь постигла школы, деньги, буддизм, телевидение, прессу и все, что относилось к сфере культуры.
 
Даже в Советском Союзе ужаснулись тому, что происходило тогда в Кампучии. Нашему главному союзнику в этом регионе – Вьетнаму было настоятельно рекомендовано предпринять необходимые меры. Сравниться с прекрасно обученной годами войны вьетнамской армией камбоджийская, больше состоявшая из палачей, чем из военных, конечно же не могла. За две недели танки дедушки Хо Ши Мина дошли до Пном Пеня и Пол Пот со сторонниками вынужден перейти к партизанской войне, продолжавшейся еще почти двадцать лет.
 
Под конец от Салот Сара (Пол Пот – это партийная кличка) отвернулись даже ближайшие соратники. Обезумевший диктатор проводил свои последние дни в джунглях на северо-западе страны недалеко от тайской границы. Он скончался 17 апреля 1998 года от рака и был кремирован прямо возле места, где и проживал.
 
В последние годы жизни ему приходилось выслушивать упреки бывших подручных. Он говорил: «Я осуществлял классовую борьбу, а не убийства. Вы же сами видите меня, разве я похож на жестокого человека?... Мы были первопроходцами азиатского социализма, поэтому допускали ошибки… мы были словно неопытные дети…»
 
На самом деле первопроходцев регионе хватало и без Пол Пота. Но нигде эксперимент во имя идеи не приводил к таким трагическим последствиям. И это страшно. Как могли молодые интеллектуалы, выпускники Сорбонны, привести страну на грань гибели? Как могли эти люди, в сущности, никакие не монстры, заразиться сами и заразить своих соратников вирусом бесчеловечности?
 
Любыми средствами добиться осуществления задуманного. Знакомо ли нам это? Конечно, знакомо. Но на примере маленькой Кампучии, где все было гипертрофировано, мы видим полную дискредитацию этого любимого принципа красных всех мастей, будь то фашисты, русские коммунисты или маоисты. Кстати, в том же Китае во времена культурной народу погибло не меньше, но учитывая общее количество китайцев это как-то осталось практически незамеченным. А тут по самым скромным подсчетам – одна пятая населения страны. Ужаснулся весь мир. Кроме тех, правда, кто играл в геополитические игры. Пол Пота в разное время поддерживал не только Китай, но и США, Таиланд и некоторые западные страны, видевшие в нем того, кто противостоит вьетнамскому (читай, советскому) влиянию в регионе.
 
Печально, печально... Печально то, что одни люди фанатично во что-то верящие способны активировать в толпе все самое гнилое и низменное, из того что ей присуще. Печально, что они способны заставить народ делать все, что угодно. Двадцатый век – век жесточайших экспериментов. Закончились ли они? Хочется верить, что, да... Да только как-то не очень верится. Люди ведь не изменились. Люди остались прежними. Их по-прежнему легко оболванить. Их по прежнему легко повести под знаменем какой-то идеи убивать других людей только за то, что у них знамя другого цвета...
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Журналисты
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.