Разочаровавшись в коррумпированной и нечестной власти, украинцы бегут к последнему оплоту доверия в их глазах — церковным авторитетам, которые поддерживают остатки веры в уютный консерватизм.
Недавний опрос показал,
что лидером по балансу доверия-недоверия
среди украинского населения оказалось
церковь — со сногсшибательным результатом
в +50%, значительно обойдя СМИ, и уж подавно
— погрязших в минусах парламент,
президента и суды. Однако едва ли подобная
духовная возвышенность вызвана глубинной
моралью нации — на самом деле, просто
больше некому доверять.
Сегодня столичный
бульвар Шевченко заполнился людьми,
многие из которых надели вышиванки и
несли мотивационный плакаты православной
тематики. “Украина связана с Богом”,
- гласили они, выражая веру в то, что
местные клирики регулярно просят у
высших сил блага для погрязшей в
экономических и политческих проблемах
страны. Даже изнывая от палящего солнца,
прихожане рвались подойти поближе к
церковной элите — среди прочих, в
мероприятии принимал участие и Патриарх
Филарет.
Несомненный социальный
позитив в этом точно есть — глаза многих
светились надеждой, бойко звучал не
такой частый в Киеве украинский язык.
Гаишники хмуро следили за происходящим,
проходящие мимо церковные служители
улыбались, жали руки пастве, живо
фотографировались на мобильные. А за
пару часов до этого Владимир Путин
напористо вещал в Крыму об “общих корнях
и общей истории”, а Виктор Янукович
вяло вторил ему про “подтверждение
дружбы с Российской Федерацией”.
Сложно и нелепо отрицать
значение православия для истории
Украины. Тем не менее, его регулярное
присутствие в политическом поле страны
настораживает. Показная набожность
номенклатуры призвана якобы показывать
моральность лидеров, но по сути является
удачным пиаром. Проблема в том, что люди,
определяющие курс развития страны, так
или иначе пребывают в зависимости от
церковной администрации и православной
тематики.
Попробуйте представить
себе кандидата на высокий пост, гордо
и открыто заявляющего о своем атеизме.
В массовом сознании, не покрытом глянцем
толерантности, это сродни признания в
нетрадиционной сексуальной ориентации.
Религиозность становится синоним
моральности — и это было бы здраво, если
бы авторитеты церковных институтов и
вправду помогали бы людям сориентироваться
в непростом мире современности.
Тем не менее, традиционно
Церковь в Украине связана с политикой
— и сама полна внутренней борьбы —
достаточно указать на практическу
утопическую мечту о единой украинской
поместной церкви. Властям повезло —
будь у клириков серьезные политические
амбиции, они легко могли бы подвинуть
с мест засидевшихся партократов. Однако,
им гораздо проще сотрудничать — и тогда
шумное празднование некруглой, в
общем-то, даты заглушает как суд над
Навальным в путинской России, так и
подкрадывающийся экономический коллапс
в Украине Виктора Федоровича.
Стимулируя церковь из
бюджета — торжествами и гуляниями —
истеблишмент покупает себе индульгенцию
перед обществом. Мол, да, может у нас не
все хорошо с экономикой и правами
человека — но мы чтим наши традиции и
историю. Тем самым растапливая добродушное
украинское сердце, уставшее от будничных
проблем, но трепетно любящее ощущение
причастности к Великому. Пестуя церковь,
власти успешно успокаивают потенциальный
источник критики.
И пока сотни в сети
будут ерничать и иронизировать над
патриаршими бронепоездами, тысячи будут
так или иначе восхищены дутой сакральностью
и возвышенностью происходящего. Не умея
требовать исполнения обещаний от
политиков, они будут находить утешение
в приятном полумраке церквей, где только
и призывают, что терпеть. И Виктор
Федорович, вместо упования на МВФ,
пытается договориться с Богом, устраивая
“его” праздник в стране.
Украина так и не пережила
свою Реформацию, что оставило нечеткую
границу между светским и церковным, при
котором последнее могло бы оказаться
хорошей оппозицией авторитарным
тенденциям. Православные лидеры
продолжают транслировать ценности и
тезисы, которые едва ли соразмерны с
современными реалиями. Ряд идей и
слоганов иерархов так и тянет назвать
“мракобесием”, однако же это было бы
явным неуважением по отношению к наивно
и искренне верящим людям.
Получая подобную
поддержку как от властей, так и от
прихожан, клир остается мощной силой,
продолжающей влиять на умы людей. Лелея
историческую гордость и близкий к
дремучему консерватизм, церковный мир
так или иначе блокирует развитие — как
духовное, так и интеллектуальное.
Презрительные плевки в сторону
“загнивающей Европы” или “дикого
Востока” как-будто бы заставляют не
видеть тлетворности собственной морали,
обменивающей ежедневные пороки на
одноразовое торжество.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.