Такие же предатели, как и мы

26 грудня 2024, 12:38
Власник сторінки
0
Такие же предатели, как и мы
Агент МИ-6 Дэвид Корнуэлл в 1964 году. Ральф Крейн/Коллекция фотографий LIFE/Getty Images

Памяти британского разведчика, книга которого никогда не будет издана в Украине

Ни один другой писатель не описывал — так безжалостно для политиков, но захватывающе для читателей — публичную и тайную историю своего времени.

The Guardian [1]

Всё это запечено в горячем современном триллере, отчасти вдохновлённом махинациями Украины XXI века, которая сегодня, как никогда, находится на роковом перепутье большой политики.

Robert McCrum [2]

Дэвида Корнуэлла, - британского агента, работавшего под дипломатическим прикрытием, - сдал советской разведке Ким Филби. Предательство коллеги настолько шокировало Дэвида, что, - сменив профессию, - он едва ли не всё своё творчество сосредоточил на теме предательства. А когда, - уже во времена «перестройки», - руководство советской внешней разведки предложило организовать встречу с Филби, отказался от общения с ним. [4] В этой связи интересно, что в своей последней книге, - которая никогда не будет издана в Украине, - мистер Корнуэлл оправдывает своего главного героя, хладнокровно совершившего акт предательства.

Собственно, весь мир спецслужб построен на обманах: сумел обмануть противника – герой, не сумел – грош тебе цена. Но особая категория – те, кто обманывает своих, как Филби. Для таких персонажей Дэвид Джон Мур Корнуэлл, - избравший звучный псевдоним Джон Ле Карре, - придумал прозвище «крот». И это слово прижилось в среде профессионалов. «Крот» - профессионал самого высокого уровня, годами ведущий свою тайную работу в недрах самой спецслужбы. В одном из романов Ле Карре даже идёт охота на «крота», где с ним, в конце концов, жестоко расправляются. Таким образом писатель символически «рассчитался» с легендарным Кимом Филби. Правда, только на бумаге.

Нашим телезрителям творчество Ле Карре известно очень хорошо. Достаточно просто перечислить названия: «Шпион, пришедший с холода»,
«Русский дом», «Портной из Панамы», «Преданный садовник», «Ночной администратор», «Такой же предатель, как и мы», «Самый опасный человек» и другие. Но авторская интрига обычно столь запутана и многопланова, что оригинал всегда интереснее фильма.

Например, о последней книге можно сказать, что она посвящена, - не удивляйтесь! – украинско-британской коррупции на самом высоком государственном уровне.

Сразу уточним: в самой Великобритании книга не вызвала ни вопросов, ни возражений. Более того: годом позже глава МИ-6 Ричард Мур, назвал писателя "литературным гигантом, оставившим след на работе МИ-6». [3]

Персонаж, вокруг которого изначально всё закрутилась, - украинский олигарх. Это не просто богатый человек, а один из немногих, кто реально управляет государством Украина. Можно погадать, не имел ли ввиду автор кого-то конкретного, но, скорее всего, здесь представлен собирательный образ.

Время действия – 2018 год. Украина пребывает в состоянии необъявленной войны с Россией. И чем занимается хозяин страны? Он минимизирует оборонный бюджет и выводит в офшоры те миллиарды, которые надо было бы вложить в создание противоракетной обороны. Четыре года спустя это обернётся многотысячными людскими жертвами. Но сегодня украинцы своего олигарха любят.

Совсем иначе к нему относится главная героиня повести «Агент на передовой». Однако, из уважения к правящему классу, мы воздержимся от цитирования эпитетов.

Юная, и очень перспективная, контрразведчица Флоренс (второй год стажерства) разрабатывает операцию по выявлению контактов украинского олигарха (кодовое имя - «Орсон») с «Московским центром». Метод – установка «жучков» в лондонском особняке олигарха. Её куратору, - вышедшему в тираж нелегалу, - проект нравится. Они тщательно прорабатывают детали, и придирчивый Директорат по оперативным вопросам выносит положительное решение. Об этической стороне операции вспоминает только Мэрион, «высокий чин, присланный к нам родственной службой»:

— Я ставлю под сомнение этичность установки аудио- и видеоустройств в детской комнате. И в спальне няни, что мне кажется ещё более сомнительным. Или мы должны исходить из того, что дети и няня представляют интерес для разведки?

Флоренс… делает вдох и сладчайшим голосом студентки челтнемского женского колледжа ответствует:

— Мэрион, в детскую «Орсон» приводит друзей, когда надо им сообщить детали повышенной секретности. А в спальне няни он трахает шлюх, пока дети отдыхают в Сочи на море с няней, а жена закупает дорогие цацки у Картье. От источника «Астры» мы знаем, что «Орсон» любит хвастаться бабам своими ловкими сделками, когда трахается. И мы подумали, что было бы полезно это услышать. [5]

Заседание Объединённого разведывательного комитета в фильме «Такой же предатель, как и мы». Момент съёмок. Photo by Jaap Buitendijk © 2016 StudioCanal. All rights reserved.

Куратора, после короткого празднования успеха, отправляют в командировку, по возвращению из которой он узнаёт, что подкомитет Казначейства операцию зарубил, а стажерка незамедлительно уволилась. Для выяснения обстоятельств главный герой, - от лица которого ведётся повествование, - встречается с руководителем Лондонского управления Домом Тренчем. Дом юлит. И тогда куратор назначает уволившейся стажерке встречу в ресторане.

Диалог длинноват, но он даёт представление об успешном сотрудничестве украинских и британских коррупционеров. Речь сразу же заходит о жене высокопоставленного работника MИ-5:

— Он не упомянул в разговоре свою милейшую супругу, баронессу Рэйчел, видную представительницу тори, управляющую частными активами?

— Нет. А должен был?

— Вы, случайно, с ней не дружите?

— Даже не знаком.

Она делает глоток красного бургундского, потом глоток воды, оценивает взглядом, можно ли мне доверить столь важную информацию, и, вздохнув, выдаёт:

— Баронесса Рэйчел является генеральным директором крутой компании по управлению частным капиталом с престижным офисом в Сити. Сама её и основала вместе с братом. Только для частных клиентов. Если у вас на счету меньше пятидесяти миллионов долларов, даже не звоните. Я думала, вам это известно.

— Нет.

— Компания специализируется на офшорах. Джерси, Гибралтар, остров Невис. Слыхали про Невис?

— Пока нет.

— Невис — вершина анонимности, о нём мало кто знает. А на самом Невисе никто ничего не знает о владельцах множества компаний, у них зарегистрированных. Чёрт-те что.

Её раздражение адресовано ножу и вилке в бесконтрольно дрожащих пальцах. Она бросает их на стол и делает затяжной глоток бургундского.

— Мне продолжать?

— Пожалуйста.

— Баронесса Рэйчел и её брат осуществляют управление безымянными, не связанными между собой офшорными компаниями общим числом четыреста пятьдесят три, зарегистрированными преимущественно на острове Невис. Ответственности не несут, контролю не подлежат. Вы меня слушаете? У вас такое лицо…

— Исправлюсь.

— За свои инвестиции их клиенты требуют, помимо полной секретности, высоких процентов. Пятнадцать — двадцать… иначе какой смысл. Основная клиентура баронессы и её брата - из суверенной Украины. Среди ключевых игроков — украинские олигархи. Из вышеназванного числа сто семьдесят шесть анонимных компаний владеют недвижимостью премиум-класса в Лондоне, в основном в Найтсбридже и Кенсингтоне. В числе прочего и дуплексом на Парк-лейн. Им владеет компания, которой владеет другая компания, которой владеет трастовый фонд, а тот принадлежит — кому бы вы думали? — «Орсону». Это неопровержимые факты. С конкретными цифрами.

Я избегаю драматической реакции, Контора этого не поощряет. Поэтому вместо ожидаемого возмущения я обращаю внимание трёх официантов, затеявших бесконечный спор, на то, что наши бокалы пусты. Чем наверняка вызываю её раздражение.

— Вас интересует продолжение или нет? — требует она ответа.

— Ещё бы.

— Когда баронесса Рэйчел не обслуживает своих бедствующих олигархов, она заседает в подкомитетах Казначейства как кооптированный член палаты лордов. Она присутствовала при обсуждении операции «Розовый бутон». Протокол совещания не сохранился…

— И как Дом отреагировал на ваши заявления о его жене? — спрашиваю я, дав разгоревшимся страстям немного остыть — её разгоревшимся страстям. Впервые вижу, как она колеблется в своей решимости видеть во мне врага. Подалась ко мне через стол и заговорила уже спокойнее:

— Первое. В высших кругах осведомлены о её связях. Они всё проверили и одобрили.

— Он не уточнил, о каких высших кругах идёт речь?

— Второе. Здесь нет конфликта интересов. Все стороны готовы к открытому диалогу. Третье. Решение приостановить операцию «Розовый бутон» было принято с учётом национальных интересов после тщательного рассмотрения всех аспектов. [5]

Концовка указывает на принципиальное отличие британской коррупции от коррупции украинской: британская не наносит ощутимого ущерба национальным интересам. Четырнадцать лет назад, в интервью «Би-би-си» писатель даже утверждал обратное. Вот как это выглядело в пересказе Энди Уокера:

«Сегодня русская угроза исходит, по его словам, от океана нелегально приобретенных денег, которые сначала заполнили страну, а потом полились через края в зарубежные банки, в том числе и британские.

"Огромное количество черных денег, русских денег, ходило по Лондону уже давно, - утверждает писатель. – Мы не обращали на это внимание, поскольку Россия, во многом, является совершенно криминализированной страной. Нам нужно иметь это в виду".

По мнению Ле Карре, эти деньги помогли поддержать британскую банковскую систему во время недавнего банковского кризиса – вмешательство, которое многие знающие люди также предпочли не заметить.

"Вся суть банковского дела высокого пошиба – в умении не смотреть в глаза", - говорит писатель».

Что изменилось? Тогда речь шла о наплыве российских денег, а в президентскую каденцию Порошенко – уже о деньгах украинских. И вот тут, - если Вы подумали, что «Орсон» это и есть Пётр Алексеевич, - значит Вы совсем ничего не понимаете. В отличие от Ле Карре. Повторим: олигарх «Орсон» - собирательный образ. До 2019 года украинская политическая система не давала возможности кому бы то ни было дерибанить державный бюджет единолично. Это было можно делать лишь в коалиции с другими «игроками». И украинский олигархат успешно присваивал богатства страны. Делалось это через распределение государственного бюджета силами парламентских партий, которые находились на содержании у олигархов.

Вот только один пример. В конце 2014 года, - уже после расстрела наших солдат под Иловайском, - Государственная Дума России утвердила финансирование своего военного бюджета в объёме 66,42 миллиарда долларов США. Это – открытая информация. И, как бы всем было понятно, что наш агрессивный сосед останавливаться не намерен. Но как отреагировала Верховная Рада Украины? Она ознакомилась с решением РФ, и утвердила собственный оборонный бюджет в объёме 2,96 млрд. долларов. Что это за сумма? Это – 3,3% ВВП Украины. [7] Почему Рада не выделила на оборону, хотя бы, в десять раз больше? Потому что олигархат не собирался защищать Украину: украинские деньги уже ждали в британских офшорах.

(Важно: в последующие годы финансирование нашей обороны принципиально не изменилось: максимально «щедрым» оказался бюджет 2020 года, когда на вооружение ушло 3,8% от ВВП.)

О чём мы здесь говорим? Мы говорим о том, что реальные хозяева Украины имели возможность предотвратить нынешние многотысячные жертвы, но не захотели этого сделать. Какая у нас была возможность? Мы могли создать собственное высокоэффективное ракетное вооружение. Вспомним: в 1995 году российская Госдума пригласила на свои слушания Владимира Фёдоровича Уткина. Этот человек до 1990 года управлял производством всей ракетной техники СССР. И делал он это в Украине. Когда думцы спросили учёного, как обстоят дела с производством ракетного оружия для России, он ответил, что всё производится в Днепропетровске. А можно ли наладить производство в РФ? Можно, на это потребуется пять лет.

В.Ф. Уткин, бывший генеральный директор и генеральный конструктор НПО «Южное».

У нас было не пять, а восемь лет для восстановления собственного ракетостроения. Но наши «Орсоны» не захотели предотвратить второе вторжение России.

Почему об этом так важно говорить сейчас? Потому что виновники всех наших бед уже готовятся к предстоящим выборам. Избирателям будут явлены как старые, так и новые лица. Уже сверстаны многомиллионные рекламные бюджеты для развешивания «лапши» на уши некомпетентного большинства. И миллионы избирателей, верные своим олигархам, готовы ещё раз предать тех, кто уже погиб в этой войне.

Источники:

1.      Amazon: https://www.amazon.com/Agent-Running-Field-John-Carré/dp/0143137034

2.                      Robert McCrum «Agent Running in the Field review – Brexit fuels John le Carré’s fury» - The Guardian, 21.10.2019: https://www.theguardian.com/books/2019/oct/21/agent-running-in-the-field-john-le-carre-review

3.                      «Настоящий разведчик и его вымышленные герои» - BBC News Русская служба, 13.12.2020: https://www.bbc.com/russian/news-55289894

4.                      «Ле Карре подумывал о переходе на сторону СССР» - BBC Russian, 15.09.2008: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/entertainment/newsid_7616000/7616225.stm

5.                      Дж. Ле Карре «Агент на передовой» - М., ООО «Издательство ACT», Издательство CORPUS, 2021.

6.                      «Джон Ле Карре: "Русские еще здесь"» - BBC News Русская служба, 8.09.2010: https://www.bbc.com/russian/entertainment/2010/09/100908_le_carre_book_russians

7.                      Гуленок Ю. «Почему внутренний враг страшнее внешнего?»: https://blogs.korrespondent.net/blog/events/4664604/

8.                      Полторанин М. Н. «Власть в тротиловом эквиваленте. Полная версия» — М.: Алгоритм, 2017.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: политика,история Украины,офшоры,Война с Россией
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.