Художник: Roger Payne (1981)
Мой прошлогодний пост в Фейсбуке, с комментариями
…Имел удовольствие
прочесть сразу два совершенно замечательных коротких рассказа о Сократе. (Лев
Толстой отдыхает!) Причём, оба – в комментариях к ещё одному, более длинному,
рассказу.
Сначала какой-то
читатель вспомнил публикацию из советского журнала «Наука и жизнь»: «Школьница
из Великобритании (кажись) выиграла конкурс на самый короткий рассказ. По
памяти: "Сократ был греческим философом, он ходил среди людей и давал им
мудрые советы, за это люди его отравили"». Коротко и ясно.
А затем наш с Сократом
сверстник, - мне тоже за 70, - написал: «Сократу было уже больше 70 когда он
выпил свою чашу вина с цикутой. Это как-то больше похоже на добровольный уход от
проблем, обрушившихся на его старую голову. Весь этот спектакль с судилищем
мудрец придумал сам, чтобы красиво проститься с осточертевшей постылой жизнью -
уж жутко смертельно скучно было ему наблюдать за дурацкой мишурой
"демократии"».
Это состояние, - когда
знаешь всё, что было, и всё, что будет, - можно понять только в соответствующем
возрасте.
А вот как
прокомментировал этот текст один из моих друзей…
Nikolay Kozyrev: Даже почти через 2500 лет нам
трудно понять, что добровольная смерть Сократа (ведь ему друзья предлагали
бежать) была его выбором подчиниться закону в согласии с основным принципом его
моральной философии - добродетельно не то, что выгодно или в традиции
авторитетно, а то, что разумно. И его смерть по силе воздействия на
формирование этических учений европейской цивилизации стала самым масштабным
событием-аргументом.
- Ух ты! - сказал Гуленок.
- Почему "трудно понять"? Согласие на смерть из моральных побуждений
- обыденное явление повседневности. А вот уход из жизни оттого, что надоели
дураки... Это, действительно, не всем понять. До этого ещё надо дожить.
Nikolay Kozyrev: Но какое отношение к смерти Сократа
имели дураки?
Юрий Гуленок: Автор комментария, который я привёл
изначально, говорит о «дурацкой мишуре демократии», наблюдать за которой
Сократу было «смертельно скучно». Даже с учётом того, что классическая
демократия отстраняла от управления неимущих, это не достаточно хорошо
сказывалось на квалификации электората. Соответственно и решения демоса были
преимущественно «дурацкими». Свидетельств этого более чем достаточно.
Ну, и давайте вспомним,
что состав «высокого суда» определял жребий. Было бы странно, если б
среднестатистическому воину оказались доступны аргументы философа. Ergo:
Сократа убили дураки.
***
Сейчас, в 2022-ом, вновь
возвращаюсь к этой теме, сопереживая смертельную тоску философа, понимающего
обречённость афинской политии. Что он мог сделать? Только передать свои знания
ученикам. Эту задачу он выполнил. Созерцать же торжество массового невежества,
и постепенное саморазрушение государства ему было неинтересно и неприятно. Столь же неприятно одновременно дряхлеть и
разрушаться самому. Поэтому он дерзко спровоцировал Агору, собственной жизнью
разделив демос на тех, кто готов убить за слишком мудрое слово, и тех, кто
защищает наше право мыслить и высказываться свободно. Голоса разделились. И
Сократ ушёл из этого смешного и глупого мира, напоследок хлопнув дверью так,
что эхо гудит уже 2500 лет.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.