Власник сторінки
Учредитель агентства Borsch Рекрутинг
В журнале Корреспондент — о дискриминации как она есть
Редкое собеседование женщины при приеме на работу обходится без такого вопроса: «У вас есть дети?» Для некоторых работодателей ответ на этот вопрос даже важнее, чем стаж работы, квалификация, научные труды или публикации в прессе на профессиональную тематику. Такие работодатели боятся материнства, как огня. Им страшно, что женщина будет иметь еще какие-то интересы, кроме работы.
И когда кому-то захочется дать отпор «проклятым феминисткам», заявив, что никакой гендерной дискриминации в Украине не существует, просто вспомните об этом вопросе. Ибо его задают женщинам немножко меньше, чем на каждом собеседовании.
По иронии судьбы чаще всего этот вопрос задают женщинам... сами женщины. Потому что большинство рекрутеров женского пола. Находясь на стороне работодателя, они забывают, как сами когда-то ходили на собеседования.
Казалось бы, можно порадоваться: не дискриминируют хотя бы женщин без детей. Но здесь тоже не все просто. Сколько вам лет? 30? И что, до сих пор нет детей? У меня больше вопросов нет. Спасибо, мы вам перезвоним!
Многие работодатели играют в психологов и пытаются смоделировать поведение женщины на работе, основываясь только на одном факторе — присутствии в ее жизни ребенка. Они считают, что она будет отдавать приоритет ребенку, забывая, что у женщины может быть мотивация самореализации, профессионального и карьерного роста и еще десятки факторов, которые будут влиять на ее поведение и эффективность на работе.
Неприятно об этом писать, но больше всего страдают от дискриминации те, кто больше всего нуждаются в поддержке. Матери-одиночки получают отказы чаще всего. В нашей практике были клиенты, которые принципиально не нанимают их на работу. Пожалуй, здесь можно было бы поставить точку и написать о плохих работодателях, которые дискриминируют уязвимых. Но в жизни редко бывает только черное и белое.
Один наш клиент, владелец бизнеса, который сейчас принципиально не нанимает матерей-одиночек, раньше таких работниц нанимал и не имел с ними особых проблем. Но однажды на собеседование пришла Елена. Она была приветлива, энергична. Имела большой опыт работы по специальности и хорошую мотивацию работать — сама растила маленького сына. Поэтому деньги в семье были нужны, и работодатель рассчитывал на ее добросовестный труд.
Елену взяли на работу сборщика заказов на складе. Но после выхода на работу Елена изменилась кардинально. Энергичность пропала. Зато в смену она успевала сделать в три раза меньше, чем другие работники. На замечания не реагировала, а потом вообще сказала, что она мать-одиночка и ничего ей не сделают. Елена не давала поводов наложить дисциплинарное взыскание. Приходила и уходила с работы вовремя, но почти ничего не делала. Юристы разводили руками — Елена имеет льготы и освободить ее будет сложно. Затем были суды. Проигрыш в первой инстанции, апелляция. Потрачена куча денег и нервов. С тех пор этот работодатель не нанимает матерей-одиночек.
Грустная история: нанимая на работу людей, нуждающихся в социальной защите, украинские работодатели попадают в безжалостные тиски законодательства. По закону уволить матерей-одиночек в судебном порядке очень тяжело. Этим пользуются некоторые недобросовестные работники, снижают к себе требования и получают зарплату, не работая.
Именно поэтому многие работодатели не рискуют нанимать матерей-одиночек. Они не уверены, что с ними не будет проблем. А избавиться от нелояльных работников, защищенных законом, сложно и дорого. Казалось бы, хорошая норма закона о социальной защите женщин, которые воспитывают детей самостоятельно, превратилась в источник проблем при трудоустройстве.
Лучшим выходом из сложившейся ситуации была бы экономическая мотивация работодателей нанимать матерей-одиночек. Например, государство могло бы не взимать с них НДФЛ — полностью или частично. Тогда предпринимателям было бы выгодно держать их в штате, так как их содержание обходилось бы дешевле, чем других работников. Но о реформах наши чиновники очень любят говорить по телевизору, а в последнее время — в роликах в соцсетях. Есть целые комитеты по правам женщин, проводят конференции, митапы, воркшопы.
А в реальной жизни женщина придет на собеседование, и ее спросят: «У вас есть дети?»
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.