Одна из любимых мантр чиновников разных уровней в нашей стране – это мантра о социальной защите.
Обычно, когда речь заходит о социально незащищенных слоях населения, имеются в виду пенсионеры, многодетные семьи с низким доходом, переселенцы. И гораздо реже вспоминают о людях с инвалидностью. Хотя именно этим людям поддержка часто нужна гораздо больше, чем представителям других социальных групп.
И дело тут не только в вопросах социального обеспечения. Часто для людей с инвалидность гораздо острее встают проблемы, которых для обычных людей практически не существует: доступ к медицине, образованию, правоохранительным органам, судам и не только.
Некоторым группам помощь нужна даже просто для того, чтоб воспользоваться общественным транспортом. И, казалось бы, в такие моменты и должна бы в полной мере проявляться социальная роль государства по интеграции таких людей в общество.
Но, к сожалению, сколько бы ни говорили о том «как должно быть», год от года ситуация с социальной защитой этой группы лиц в нашей стране существенно не улучшается. Конечно, нельзя отрицать, что какой-то минимальный уровень заботы о людях с инвалидностью государство проявляет: выплачивает пособия, вводит квоты на трудоустройство, поддерживает работу специализированных учреждений в сфере образования и здравоохранения.
Вот только проблема в том, что все эти меры в большей мере способствуют не интеграции людей с инвалидностью в общество и обеспечению их прав, а напротив – формированию закрытых сообществ, которые живут в какой-то параллельной реальности и не обеспечивают того, чтобы люди с инвалидностью чувствовали себя равноправными членами общества.
Да, конечно, нельзя отрицать, что в последние годы о необходимости интеграции таких людей и создания для них безбарьерного пространства говорят все чаще. Для людей с инвалидностью стараются обеспечивать минимально необходимую инфраструктуру. Но скорее именно стараются: в каких-то зданиях сооружают пандусы, в школах и садиках начали создавать условия для инклюзивного образования, где-то появляется шрифт Брайля, отдельные сайты государственных органов обзаводятся версиями для людей с нарушением зрения.
Но, к сожалению, говорить о какой-то системной политике, которая приносит ощутимые результаты, не приходится. Улучшения если и происходят, то очень точечно и часто лишь для показухи. Не один раз приходилось видеть неработающие подъёмники и слышать о том, какие проблемы возникают при необходимости найти сурдопереводчика, или социального работника, который сопроводит слепого в магазин, аптеку и поможет в быту. Таких специалистов в нашей стране физически не хватает.
Фактически, обеспечением хоть какого-то уровня интеграции людей с инвалидностью в общество в нашей стране в основном занимаются общественные организации инвалидов, которые не понаслышке знают о тех проблемах, с которыми они сталкиваются каждый день, и представляют, как можно на них реагировать. Но возможности этих организаций сильно ограничены, в первую очередь – финансово. Да, есть благотворители и волонтеры. Да, признает необходимость поддержки таких организаций и государство. Но тут опять же получается странная ситуация.
С одной стороны, в государственном бюджете существует отдельная программа «Финансовая поддержка общественных организаций людей с инвалидностью». С другой стороны, из года в год практически все финансирование, предусмотренное в бюджете на эту программу, получают три организации: Национальная ассамблея людей с инвалидностью, Украинское общество слепых (УТОС) и Украинское общество глухих (УТОГ).
Последние две организации были созданы еще во времена СССР и на момент обретения Украиной независимости, фактически, были единственными профильными общественными организациями, которые системно занимались проблемами этих групп людей с инвалидностью.
Но унаследовали они не только обширную сеть профильных предприятий и учреждений, но и все проблемы, которые были присущи советской системе управления. При этом, не смотря на то, что со временем в Украине создавались новые общественные организации людей с проблемами слуха и зрения, в глазах государства, они почему-то так и оставались единственными достойными поддержки структурами.
С одной стороны, кажется логичным и естественным, что государство поддерживает самые крупные объединения, которые занимаются проблемами конкретных групп людей. С другой стороны, как показывает практика, любая монополия – это всегда путь к непрозрачности и возникновению дополнительных рисков. Тем более, когда эта монополия функционирует в давно устаревшей системе координат и не отвечает на новые вызовы.
В 2019 году создалось впечатление, что ситуация может измениться: Кабмин утвердил порядок использования средств, предусмотренных в госбюджете на финансовую поддержку общественных организаций с инвалидностью, который предусматривал, что финансовая поддержка будет распределяться на конкурсной основе. Казалось, что появился шанс изменить ситуацию и дать новый импульс развитию разных общественных организаций, тем самым актуализировав и направления поддержки людей с проблемами слуха и зрения.
Однако вскоре стало понятно, что изменения эти скорее номинальные. Из 90 млн гривен, которые были предусмотрены в госбюджете-2020, 76 млн гривен без конкурса получили Национальная ассамблея людей с инвалидностью, УТОС и УТОГ. На конкурсе же распределяли всего порядка 14 млн гривен на целевые программы 68 организаций и 157 поданных проектов. Более того, не смотря на получение госфинансирования вне конкурса, Национальная ассамблея людей с инвалидностью, УТОС и УТОГ также подавали заявки на эти конкурсы.
В первом этапе отбор прошли всего 9 целевых программ, предложенных 9 общественными организациями людей с инвалидностью, из них 2 программы УТОГа, 1 - УТОСа, и 3 - Национальной ассамблеи людей с инвалидностью. Максимальный бюджет каждой программы не превышал 420 тыс. гривен, а общая сумма средств на 9 программ не составила и половины бюджета, поэтому был организован дополнительный конкурс, где выбрали ещё ряд проектов.
Цифры говорят сами за себя. Фактически, Национальная ассамблея людей с инвалидностью, УТОС и УТОГ остаются единственными общественными организациями людей с инвалидностью, которых государство поддерживает системно.
Что в итоге? Изменений нет. Сохраняется текущая ситуация, люди с инвалидностью по-прежнему будут зависимы от монопольных общественных организаций. Развитие доступной инфраструктуры и сферы услуг для более чем 9% украинцев тормозится именно из-за таких организаций-монополистов, которые изжили себя, но делают всё чтобы сохранить фактически «рабовладельческий строй» для инвалидов. И продолжаться это будет до тех пор, пока не будет обеспечена реальная конкуренция и равные возможности для получения поддержки общественными организациями людей с инвалидностью. Обеспечит ли государство необходимые для этого изменения? Вопрос остаётся открытым.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.