Грузинское вино и итальянское мороженое из Украины. Стоит ли поддерживать украинских производителей с иностранным брендом?
Так имеет ли моральное право на государственную поддержку национальный производитель, который позиционирует свои продукты как неукраинские?Украинское грузинское виноАзнаури, Аджари, Шереули — звучит, как меню грузинского ресторана. Но нет, это вина украинского производства. Правда, на этикетках встречаются грузинские буквы, а в рекламных роликах — грузинские мелодии и танцы.
Проблема в том, что грузинское вино имеет собственную прочную репутацию. Многие украинские вин также ее имеют, однако некоторые местные виноделы продают свой продукт, пользуясь преим
уществами репутации грузинского. По ценам украинского, конечно.

Это не значит, что в Украине нельзя делать ничего грузинского. Иначе, следовало бы запретить рестораны грузинской кухни, в которые мука для хачапури не импортируется из Грузии. Например, в Виннице работает предприятие «Грузинские традиции» с франшизной сетью по западной Украине, которое среди других продуктов готовит выпечку по грузинским рецептам.
Однако ситуация с винами совсем другая. Когда потребитель видит грузинские слова на этикетке, то думает, что вино произведено в Грузии или по крайней мере из грузинского виноматериала.
Для маленькой, но гордой Сакартвело винная отрасль — приоритетная, и грузины будут защищать честь знакового для государства продукта. Стоит ли украинским производителям прибегать к подражанию и присваивать своим продуктам имидж популярных иностранных? И нужен ли украинским потребителям такой «чемпион», даже если он активно продается?
La pasta di Млинов, il gelato d’УкраиныПохожая ситуация происходит и с другими категориями продуктов питания. Например, выбирая макароны, можно увидеть надписи на итальянском и венецианские пейзажи на упаковках. Впрочем, оформление all’italiano далеко не всегда гарантирует, что макароны в этих упаковках когда-нибудь слышали итальянский язык.

Или мороженое. На мой личный вкус, в селе Мила Киевской области делают мороженое, которое ничем не хуже итальянского джелато. Однако это все-таки село Мила под Киевом, а не городок Монделло, пригород Палермо. Поэтому вопрос, может ли украинский производитель называть свой продукт La Gelateria Italiana, остается открытым
Господа Бергшлосс, Зиберт и Домс
Некоторые западноевропейские страны — Бельгия, Германия, Чехия — считаются эталонными пивоварами. Поэтому понятно, что производители хотят связать свой продукт со старинными традициями изготовления пива. Украинским пивоварам в этом смысле повезло — на территории Украины много пивоварен были основаны этническими немцами.
Однако в рекламных кампаниях украинские пивные бренды всегда рассказывали full story, даже если персоны учредителей — полулегендарные личности, или наследственность современного завода по «отцу-основателю» сомнительна.
Поэтому вряд ли можно утверждать, что такие производители вводят потребителей в заблуждение. Скорее они создают определенную атмосферу «европейскости», которая, во-первых, реально продается (пример — Львовская мастерская шоколада), а во-вторых, напоминает украинцам о причастности к европейской традиции.
Для игроков рынка — это наблюдательность и проактивная позиция. Если вы обнаружили конкурента, чей продукт мимикрирует под фирменный продукт другой страны и при этом явно не использует сырье из той страны, можно смело обращаться в Антимонопольный комитет. АМКУ уже не раз ставил на место подобных «фрирайдеров»: была и «грузинская» аджика, и «камчатская» икра и, опять же, «грузинские» вина.
Комитет будет детально изучать, есть ли в продукте иностранное сырье, насколько технологии производства соответствуют традиционным технологиям соответствующей страны, какой эффект производит такое позиционирование на поведение потребителей. Если АМКУ приходит к выводу, что позиционирование продукта нанесло ущерб конкуренции, то нарушителей ждут суровые штрафы. Они могут составлять десятки процентов от стоимости реализованной продукции.
Как действовать потребителям? Помнить о золотом правиле — «халявы не бывает». Первый индикатор «местного иностранного» продукта — существенно более низкая цена, чем у аутентичного. Например, если «итальянское» или даже «грузинское» вино стоит 50 грн за бутылку, внимательно присмотритесь, действительно ли оно происходит из Италии или Грузии. На маркировке иностранных товаров должны быть указаны и производитель, и импортер, тогда как на упаковке национальных преимущественно дают адрес или только производителя, или заказчика и мощностей производства. Конечно, украинский продукт в иностранной обертке вполне может вам понравиться. Однако всегда лучше сразу четко знать, что именно покупаешь, чем потом чувствовать себя обманутым.
Все сложнее, когда речь идет о позиции государства в отношении национальных производителей. С одной стороны, стоит выращивать сильных национальных чемпионов, которые успешно конкурировать на международных рынках. Такие компании не только развивают собственный имидж, но и поддерживают имидж Украины и ее национальный бренд в мире.
Так что с одной стороны, государство не должно слепо отдавать предпочтение иностранным производителям и инвесторам, их поддержат их государства. Можно даже допускать, чтобы национальный чемпион в пределах разумного нарушал правила — так делали крупные корпорации азиатских тигров. И когда претендент на звание достойного поддержки национального производителя мимикрирует под наследника иностранных традиций, его вряд ли можно назвать «национальным». Если руководствоваться глобальной целью укрепить имидж Украины как государства с собственными знаковыми продуктами, стоит прежде всего поддерживать национального производителя, который развивает собственный, истинно украинский бренд. Такие бренды должны ассоциироваться с Украиной и представлять ее лучшие стороны и для иностранцев, и для самих украинцев.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.