"Содержание в обмен на имущество – до этого додумались еще в Средние века. Пожилые люди передавали свои дома в собственность церквям, а те обеспечивали им уход и проживание до конца жизни.
В XIX–ХХ веках такая практика стала и вовсе привычным делом. Например, французский политический деятель генерал Шарль де Голль, который был президентом Франции с 1959 по 1969 год, в 1934 году тоже заключил договор пожизненной ренты. Такой договор предусматривал, что владелец имущества передает его в собственность другому человеку, а тот до конца жизни выплачивает ему определенную сумму денежного содержания. Так вот, де Голль приобрел у пожилой вдовы имение Буассери в трехстах километрах от Парижа. За это генерал до конца жизни вдовы выплачивал ей оговоренную сумму.
В Гражданском кодексе СCCР тоже была предусмотрена возможность заключения подобных договоров, но законодательные нормы, регламентирующие такого рода случаи, были очень ограниченными и размытыми.
Оно и понятно: официально в Советском Союзе бедности не было. Поэтому открыто говорить о существовании пожилых людей, требующих, помимо государственной, еще какой-то помощи, было не принято. Кроме того, в СССР очень настороженно относились к любым упоминаниям о частной собственности, что очень затрудняло подписание таких договоров.
А вот в Гражданском кодексе уже независимой Украины глава, регулирующая заключение договора пожизненного содержания, стала более конкретной (Глава 57).
Суть ее заключается в том, что одна сторона, которая нуждается в уходе по возрасту или состоянию здоровья (говоря на юридическом языке – отчуждатель), передает другой стороне (приобретателю) право собственности на свою недвижимость. При этом пенсионер продолжает пожизненно сам проживать в своей квартире. Его никуда не переселяют. Взамен приобретатель обязан обеспечить отчуждателю пожизненное содержание. Именно поэтому приобретателя еще называют содержателем, так как он приобретает имущество отчуждателя и за это содержит его до конца жизни."